Файл: Власова Наталия Александровна (18991989).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные труды

О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958.

Вспитание правильного звукопроизношения у детей (со­веты родителям). М., 1961.

Логопедия — учебник для студентов заочников (в соавт.). М., 1969.

Трауготт Наталия Николаевна (1904—1994)

Доктор мед. наук профессор Наталия Николаевна Трау­готт работала вместе с И. П. Павловым, Л. С. Выготским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Л. А. Орбели.

С 30-х гг. начала изучать физиологию ВИД у лиц с пато­логией речи, а также у больных с психопатологическими синдромами. В сферу ее научных интересов в дальнейшем входило изучение межполушарного взаимодействия. Впер­вые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях голов­ного мозга, изучила работу слухового анализатора при дет­ской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифферен­цировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции. Ею был впервые в отече­ственной и мировой физиологии выявлен и описан феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха.

Под руководством Н. Н. Трауготт в лаборатории патоло­гии высшей нервной деятельности ИЭФиБ им. И. М. Сечено­ва, которую она возглавила в 1956 году, проводились иссле­дования анализаторных систем. В конце 60-х гг. лаборатория обратилась к изучению проблемы межполушарного взаимо­действия.

До последнего дня своей жизни Наталия Николаевна кон­сультировала детей с речевыми, интеллектуальными и по­веденческими аномалиями.

Консультации больных с речевой патологией, детей и взрослых, которые проводились с участием Н. Н. Трауготт, были открыты для всех логопедов города. Их посе­щали и невропатологи, и нейропсихологи, и специалис­ты по смежным дисциплинам: сурдологи, психиатры, лингвисты, нейрофизиологи. Это была хорошая школа для всех, кто работал со сложными формами речевой па­тологии.

Основные труды

К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском воз­расте. Л., 1940.

Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии (в со­авт.). Л., 1975.

Фельдберг Давид Владимирович (1873—1942)

Доктор медицины профессор Д. В. Фельдберг окончил медицинский факультет Киевского университета (1897) и естественное отделение физико-математического факульте­та С.-Петербургского университета. Работал на Педагоги­ческих курсах Фребелевского общества (1911—1916). В Пе­дагогическом институте дошкольного образования занимал должность профессора кафедры гигиены детского возраста. С 1918 по 1925 годы был зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Являлся организатором этой кафедры. С 1925 го­да и до 1938 г. занимал должность декана дефектологичес­кого факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена. Одновременно являлся директором Отофонетического ин-та.


Область научных интересов: обучение детей с недостат­ками слуха и речи.

Основные труды

Программы по сурдопедагогике и логопедии: (Для дефек-тол. отделения педтехникума) / Сост. Фельдберг Д. В. Л., 1931.

Таблицы речевой артикуляции: Нагл яд. метод-, учеб. по­собие для спец. публ. речи и певцов / Под ред. Д. В. Фельд-берга / Ленингр. науч.-практ. Ин-т по болезням уха, носа, горла и речи. Л., 1934.

Слуховая проблема у акупатов // Методы исследования и воспитания слуха и ритма у тугих и тугоухих детей (школьная акуметрия, акупедия и ритмопедия). СПб-М., 1936.

Хватцев Михаил Ефимович (1883—1977)

Начал свою научную деятельность в 1926 г.

Начиная с 1934 г. его жизнь и деятельность была нераз­рывно связана с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена, где он в течение трех десятилетий вел активную педагогическую и научную работу: читал лекци­онные курсы по логопедии, а также по психологии глухих и методике обучения глухих произношению, одновременно формируя содержание этих курсов.

Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Де­фекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии.

Им написано свыше 70 научных трудов, которые адресо­ваны не только логопедам, но и учителям массовых школ, воспитателям дошкольных учреждений и родителям и даже самим логопатам (подросткам и взрослым).

Особую заботу Михаил Ефимович всегда проявлял о со­зданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим ка­федрой сурдопедагогики.

Михаил Ефимович Хватцев был истинным патриотом; он всегда проявлял большую заботу о том, чтобы отечествен­ная, логопедия достойным образом была представлена и за рубежом. Правительство высоко оценило научно-педагогическую и общественную деятельность профессора М. Е. Хватцева: он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями, а также значком «Отличник народного образования».

Основные труды

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.

Недостатки речи у школьников. М., 1958. Логопедия. Учебник. М.—Л., 1959.

Известные ученые-логопеды

Бейн Эсфирь Соломоновна (1907—1981)

Нейропсихолог, доктор биол. наук, профессор, ученица и друг Л. С. Выготского и А. Р. Лурии.


С 1954—1976 гг. руководитель группы нейропсихологии и логопедии НИИ неврологии при АМН СССР, автор боль­шого числа исследований по проблемам психологии, нару­шения и восстановления речи при афазии (афазия и пути ее преодоления).

Основные труды

Парафазии при различных видах афазии. М., 1961. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией (всоавт.). М., 1962.

Афазия и пути ее преодоления. М., 1964.

Белякова Лидия Ивановна

Окончила в 1952 г. Московский медицинский инсти­тут им. И. П. Сеченова по специальности «Лечебное дело».Затем работала в лаборатории психологии под руководством проф. К. К. Платонова, позже окончила аспирантуру Ин­ститута высшей нервной деятельности АН СССР.

С 1961 г. — научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности АМН СССР, с 1968 г. работала в ла­боратории патологии речи Института общей и судебной пси­хиатрии им. В. П. Сербского. С 1981 года заведовала кафед­рой логопедии МГПИ.

В 1962 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. А в 1982 году — док­тора медицинских наук на тему: «Клинико-физиологичес-кий анализ центральных механизмов заикания». В 1987 г. получила звание профессора. Имеет около 150 научных и научно-методических публикаций, в том числе ею в соав­торстве издано 5 монографий, 2 из них — на немецком язы­ке, 3 учебных пособия и главу в учебнике «Логопедия», ко­торые имеют гриф Министерства образования РФ. Научные интересы Л. И. Беляковой связаны с исследованием выс­шей нервной деятельности детей, речевым онтогенезом, па­тогенетическими механизмами заикания.

Активно участвует в разработке стандартов образования, а также экспертной оценке образовательных программ по логопедии.


Основные труды

Проблемный подход к анализу патогенетических меха­низмов заикания // Заикание: проблемы теории и практи­ки. М., 1992.

Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.

Заикание (в соавт.) М., 1998.

Винарская Елена Николаевна

Профессор, доктор наук, потомственный дефектолог, из­вестна не только в России, но и за рубежом. Область ее исследований — проблемы дефектологии (в том числе лого­педии), проблемы афазиологии раннего речевого развития детей. В работах Елены Николаевны блестяще представле­ны аспекты неврологии, нейрофизиологии, нейропсихоло­гии, лингвистики, психолингвистики и логопедии. Как ученый она сформировалась под влиянием и в сотрудниче­стве с О. В. Правдиной, Э. С. Бейн, В. Б. Касевичем. Все ее научные исследования связаны с именами Л. С. Выготско­го и А. Р. Лурии. Е. Н. Винарская имеет свою научную школу. Ею написано большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы диагностики, коррекционного и восстановительного обучения детей и взрослых с наруше­ниями речи.

Основные труды

Клинические проблемы афазии. М., 1971.

Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в кли­нике очаговых поражений мозга (в соавт.). Ташкент, 1973.

Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектоло­гии. М., 1987.

Визель Татьяна Григорьевна

В. 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, а затем — в НИИ неврологии АМН СССР прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению боль­ных с афазией и стала работать с больными как практи­ческий логопед.

Под руководством Э. С. Бейн написала кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией», которую защитила в 1976 году.

Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Автор 90 публикаций, имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве с В. М. Шкловским и Т. Г. Боровенко методики, в частности на методику использования при афа­зии средств невербальной коммуникации.


В течение 25 лет ведет регулярный семинар, а также цик­лы повышения квалификации для специалистов (дефектологов, психологов, врачей), занимающихся проблемами па­тологии речи и других высших психических функций. В 2002 году защитила докторскую диссертацию.

Основные труды

Исследование некоторых особенностей грамматического строя речи при афазии. М., 1975.

Восстановление речи у больных с афазией (в соавт.) М., 1982.

Нейролингвистический анализ афазий. М., 2001.

Власенко Игорь Тихонович (1941-2003)

Как ученый сформировался в научной школе Э. С. Бейн. В конце 70-х и начале 80 гг. работал сотрудником лаборато­рии логопедии НИИ дефектологии АПН СССР под руковод­ством Р. Е. Левиной. Затем возглавил эту лабораторию, а в последующем стал заместителем директора по научной ра­боте в НИИ дефектологии СССР. На всех этапах творческой жизни его научные интересы были связаны с психологичес­кими проблемами афазии и алалии.

Основные труды

Об особенностях ассоциативных процессов у больных с моторной афазией. М., 1973.

Глагольные парафазии у больных с моторной и сенсорной афазией (в соавт.) // Дефектология. М., 1975. № 4.

Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.

Волкова Галина Анатольевна

Окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1959 году. С 1959 по 1966 гг. работала лого­педом в детской поликлинике и психоневрологическом дис­пансере г. Владивостока.

Ученица профессора М. Е. Хватцева. В 1972 г. она ус­пешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с на­рушениями речи.

Она автор более 120 научных трудов, в том числе и проб­ного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (про­блемы заикания и афазии). Автор учебных и методических пособий. Под руководством профессора Г. А. Волковой за­щищены кандидатские диссертации.

В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Пе­тербурга и области.

Основные труды

Игровая деятельность в устранении заикания у дошколь­ников. М., 1983.