ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные труды
О заикании детей дошкольного возраста. М., 1958.
Вспитание правильного звукопроизношения у детей (советы родителям). М., 1961.
Логопедия — учебник для студентов заочников (в соавт.). М., 1969.
Трауготт Наталия Николаевна (1904—1994)
Доктор мед. наук профессор Наталия Николаевна Трауготт работала вместе с И. П. Павловым, Л. С. Выготским, А. Г. Ивановым-Смоленским, Л. А. Орбели.
С 30-х гг. начала изучать физиологию ВИД у лиц с патологией речи, а также у больных с психопатологическими синдромами. В сферу ее научных интересов в дальнейшем входило изучение межполушарного взаимодействия. Впервые в истории науки она экспериментально изучала работу анализаторов человека при локальных поражениях головного мозга, изучила работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. Ей удалось дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции. Ею был впервые в отечественной и мировой физиологии выявлен и описан феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха.
Под руководством Н. Н. Трауготт в лаборатории патологии высшей нервной деятельности ИЭФиБ им. И. М. Сеченова, которую она возглавила в 1956 году, проводились исследования анализаторных систем. В конце 60-х гг. лаборатория обратилась к изучению проблемы межполушарного взаимодействия.
До последнего дня своей жизни Наталия Николаевна консультировала детей с речевыми, интеллектуальными и поведенческими аномалиями.
Консультации больных с речевой патологией, детей и взрослых, которые проводились с участием Н. Н. Трауготт, были открыты для всех логопедов города. Их посещали и невропатологи, и нейропсихологи, и специалисты по смежным дисциплинам: сурдологи, психиатры, лингвисты, нейрофизиологи. Это была хорошая школа для всех, кто работал со сложными формами речевой патологии.
Основные труды
К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте. Л., 1940.
Нарушения слуха при сенсорной алалии и афазии (в соавт.). Л., 1975.
Фельдберг Давид Владимирович (1873—1942)
Доктор медицины профессор Д. В. Фельдберг окончил медицинский факультет Киевского университета (1897) и естественное отделение физико-математического факультета С.-Петербургского университета. Работал на Педагогических курсах Фребелевского общества (1911—1916). В Педагогическом институте дошкольного образования занимал должность профессора кафедры гигиены детского возраста. С 1918 по 1925 годы был зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Являлся организатором этой кафедры. С 1925 года и до 1938 г. занимал должность декана дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена. Одновременно являлся директором Отофонетического ин-та.
Область научных интересов: обучение детей с недостатками слуха и речи.
Основные труды
Программы по сурдопедагогике и логопедии: (Для дефек-тол. отделения педтехникума) / Сост. Фельдберг Д. В. Л., 1931.
Таблицы речевой артикуляции: Нагл яд. метод-, учеб. пособие для спец. публ. речи и певцов / Под ред. Д. В. Фельд-берга / Ленингр. науч.-практ. Ин-т по болезням уха, носа, горла и речи. Л., 1934.
Слуховая проблема у акупатов // Методы исследования и воспитания слуха и ритма у тугих и тугоухих детей (школьная акуметрия, акупедия и ритмопедия). СПб-М., 1936.
Хватцев Михаил Ефимович (1883—1977)
Начал свою научную деятельность в 1926 г.
Начиная с 1934 г. его жизнь и деятельность была неразрывно связана с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена, где он в течение трех десятилетий вел активную педагогическую и научную работу: читал лекционные курсы по логопедии, а также по психологии глухих и методике обучения глухих произношению, одновременно формируя содержание этих курсов.
Уже в 1930 г. вышла первая написанная им книга — «Дефекты речи». Далее — «Логопедия», выдержавшая пять изданий и до настоящего времени являющаяся наиболее полным и всеобъемлющим руководством в области речевой патологии.
Им написано свыше 70 научных трудов, которые адресованы не только логопедам, но и учителям массовых школ, воспитателям дошкольных учреждений и родителям и даже самим логопатам (подросткам и взрослым).
Особую заботу Михаил Ефимович всегда проявлял о созданном им методическом объединении ленинградских школьных логопедов, которым он бессменно руководил в течение нескольких десятилетий, будучи заведующим кафедрой сурдопедагогики.
Михаил Ефимович Хватцев был истинным патриотом; он всегда проявлял большую заботу о том, чтобы отечественная, логопедия достойным образом была представлена и за рубежом. Правительство высоко оценило научно-педагогическую и общественную деятельность профессора М. Е. Хватцева: он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями, а также значком «Отличник народного образования».
Основные труды
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1957.
Недостатки речи у школьников. М., 1958. Логопедия. Учебник. М.—Л., 1959.
Известные ученые-логопеды
Бейн Эсфирь Соломоновна (1907—1981)
Нейропсихолог, доктор биол. наук, профессор, ученица и друг Л. С. Выготского и А. Р. Лурии.
С 1954—1976 гг. руководитель группы нейропсихологии и логопедии НИИ неврологии при АМН СССР, автор большого числа исследований по проблемам психологии, нарушения и восстановления речи при афазии (афазия и пути ее преодоления).
Основные труды
Парафазии при различных видах афазии. М., 1961. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией (всоавт.). М., 1962.
Афазия и пути ее преодоления. М., 1964.
Белякова Лидия Ивановна
Окончила в 1952 г. Московский медицинский институт им. И. П. Сеченова по специальности «Лечебное дело».Затем работала в лаборатории психологии под руководством проф. К. К. Платонова, позже окончила аспирантуру Института высшей нервной деятельности АН СССР.
С 1961 г. — научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности АМН СССР, с 1968 г. работала в лаборатории патологии речи Института общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. С 1981 года заведовала кафедрой логопедии МГПИ.
В 1962 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. А в 1982 году — доктора медицинских наук на тему: «Клинико-физиологичес-кий анализ центральных механизмов заикания». В 1987 г. получила звание профессора. Имеет около 150 научных и научно-методических публикаций, в том числе ею в соавторстве издано 5 монографий, 2 из них — на немецком языке, 3 учебных пособия и главу в учебнике «Логопедия», которые имеют гриф Министерства образования РФ. Научные интересы Л. И. Беляковой связаны с исследованием высшей нервной деятельности детей, речевым онтогенезом, патогенетическими механизмами заикания.
Активно участвует в разработке стандартов образования, а также экспертной оценке образовательных программ по логопедии.
Основные труды
Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики. М., 1992.
Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997.
Заикание (в соавт.) М., 1998.
Винарская Елена Николаевна
Профессор, доктор наук, потомственный дефектолог, известна не только в России, но и за рубежом. Область ее исследований — проблемы дефектологии (в том числе логопедии), проблемы афазиологии раннего речевого развития детей. В работах Елены Николаевны блестяще представлены аспекты неврологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и логопедии. Как ученый она сформировалась под влиянием и в сотрудничестве с О. В. Правдиной, Э. С. Бейн, В. Б. Касевичем. Все ее научные исследования связаны с именами Л. С. Выготского и А. Р. Лурии. Е. Н. Винарская имеет свою научную школу. Ею написано большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы диагностики, коррекционного и восстановительного обучения детей и взрослых с нарушениями речи.
Основные труды
Клинические проблемы афазии. М., 1971.
Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга (в соавт.). Ташкент, 1973.
Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.
Визель Татьяна Григорьевна
В. 1961 году окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. После окончания института в течение 5 лет работала логопедом с детьми, а затем — в НИИ неврологии АМН СССР прошла специализацию по нейропсихологии и восстановительному обучению больных с афазией и стала работать с больными как практический логопед.
Под руководством Э. С. Бейн написала кандидатскую диссертацию «Некоторые особенности грамматического строя речи у больных с афазией», которую защитила в 1976 году.
Работает в Центре патологии речи и нейрореабилитации, возглавляемом профессором В. М. Шкловским. Автор 90 публикаций, имеет авторские свидетельства на разработанные в соавторстве с В. М. Шкловским и Т. Г. Боровенко методики, в частности на методику использования при афазии средств невербальной коммуникации.
В течение 25 лет ведет регулярный семинар, а также циклы повышения квалификации для специалистов (дефектологов, психологов, врачей), занимающихся проблемами патологии речи и других высших психических функций. В 2002 году защитила докторскую диссертацию.
Основные труды
Исследование некоторых особенностей грамматического строя речи при афазии. М., 1975.
Восстановление речи у больных с афазией (в соавт.) М., 1982.
Нейролингвистический анализ афазий. М., 2001.
Власенко Игорь Тихонович (1941-2003)
Как ученый сформировался в научной школе Э. С. Бейн. В конце 70-х и начале 80 гг. работал сотрудником лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР под руководством Р. Е. Левиной. Затем возглавил эту лабораторию, а в последующем стал заместителем директора по научной работе в НИИ дефектологии СССР. На всех этапах творческой жизни его научные интересы были связаны с психологическими проблемами афазии и алалии.
Основные труды
Об особенностях ассоциативных процессов у больных с моторной афазией. М., 1973.
Глагольные парафазии у больных с моторной и сенсорной афазией (в соавт.) // Дефектология. М., 1975. № 4.
Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М., 1990.
Волкова Галина Анатольевна
Окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена в 1959 году. С 1959 по 1966 гг. работала логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока.
Ученица профессора М. Е. Хватцева. В 1972 г. она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». Ею разработана новая дисциплина — логопатопсихология, наука о психологическом развитии лиц с нарушениями речи.
Она автор более 120 научных трудов, в том числе и пробного рукописного варианта проспекта учебника «Логопедия». Участвует и в создании уже авторского проспекта, который в последующем и был утвержден МП СССР. Соавтор учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии» в 2-х томах (проблемы заикания и афазии). Автор учебных и методических пособий. Под руководством профессора Г. А. Волковой защищены кандидатские диссертации.
В 1991 г. создала Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга и области.
Основные труды
Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.