ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные труды
Формирование правильной речи у детей с моторной алалией.
Нарушения речевого развития у детей и пути их коррекции.
Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования.
Спирова Людмила Федоровна
Окончила филологический факультет Госуниверситета в 1948 г., в 1952 г. — аспирантуру при НИИ
психологии АПН РСФСР. Имеет степень кандидата педагогических наук (по психологии) и звание старшего научного сотрудника по логопедии.
С 1953 (почти с момента основания сектора логопедии при НИИ психологии АПН РСФСР) по 1986 г. она работала старшим научным сотрудником. Опубликовала около 80 работ по теории и практике логопедии.
Новый подход в рассмотрении нарушений устной и письменной речи позволил принять участие в разрешении ряда организационных и методических вопросов: научно обосновывается открытие специальных логопедических учреждений, разрабатывается их структура, принципы и методы отбора детей в эти учреждения, пути коррекционного воздействия с учетом индивидуальных особенностей детей, рекомендации учащимся общеобразовательных школ по устранению ошибок речи, письма и чтения.
Проведенное Л. Ф. Спировой исследование послужило основанием для разработки первых учебных планов, программ по развитию речи, а также для выявления наиболее эффективных методических приемов по развитию и совершенствованию путей усвоения детьми с общим недоразвитием речи языковых форм общения.
Она принимает активное участие в научных сессиях, конгрессах, научно-практических конференциях. Оказывает разнообразную методическую помощь логопедам, учителям специальных и общеобразовательных школ в повышении их квалификации.
Основные труды
Роль фонематических представлений при обучении детей письму. М., 1952.
Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.
Соотношение между недостатками произношения чтения и письма. М., 1959.
Усанова Ольга Николаевна
Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина в 1964 г. Параллельно с учебой в институте и затем в аспирантуре на кафедре психопатологии и логопедии работала в лаборатории нейропсихологии, возглавляемой А. Р. Лурией в НИИ нейрохирургии АМН СССР.
В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме формирования звукопроизношения у детей с моторной алалией.
В течение 20 лет она работала на кафедре психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина сначала ассистентом, затем доцентом. За это время выполнила и опубликовала свыше 70 научных работ.
На дефектологическом факультете читала различные учебные курсы по теории и практике логопедии, а также курсы по специальной психологии.
Вместе со своими коллегами в течение более десяти лет работала в научно-методическом совете по дефектологии.
С 1989 г. начала работать на кафедре психологии того же института, где читала курсы по специальной психологии и психодиагностике, а также занималась разработкой учебных планов для подготовки практических психологов для системы образования.
В 1990 г. открыла негосударственный Институт психологии и педагогики. Сегодня это аккредитованное государством высшее учебное заведение, в котором создан факультет коррекционной педагогики. Психологи и логопеды обучаются здесь по современным программам, в которых учитывается зарубежный опыт.
О. Н. Усанова неоднократно читала лекции за рубежом.
В 1996 г. ею была защищена докторская диссертация по проблеме взаимодействия специалистов — субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии.
Основные труды
Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 1987.
Специальная психология. М., 1990.
Дети с проблемами психического развития. М., 1995.
Филичева Татьяна Борисовна
В I960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ.
Является ведущим специалистом в области дошкольной
логопедии. Профессор, доктор педагогических наук, Т.Е. Филичева — автор более 40 научных работ. Публикации эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее исследования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошкольников. Ее методические пособия являются основой системы коррекционно-воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях для детей с речевой патологией. Ею написаны главы в учебнике «Логопедия», а также «Основы логопедии».
Ведет большую научно-исследовательскую работу, разрабатывая вопросы предупреждения и коррекции речевых дефектов детей дошкольного возраста. Благодаря ей организована система логопедической помощи дошкольникам с речевой патологией, которая широко внедрена в России. Является научным руководителем уникального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего типа № 1793 Москвы, где внедряются современные методики обучения детей с отклонениями в развитии. Благодаря ее усилиям это дошкольное образовательное учреждение стало базой для обучения студентов дефектологического факультета МГОПУ им. М. А. Шолохова.
Является председателем экспертного совета по издательской деятельности и членом учебно-методического совета по дефектологии Министерства образования Российской Федерации. Награждена медалью К. Д. Ушинского; медалью 850 лет Москвы, имеет звание «Отличник народного просвещения», Заслуженный учитель СССР, Заслуженный работник высшей школы РФ.
Основные труды
Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983.
Основы логопедии. М., 1989.
Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М., 1999.
Фомичева Мария Федоровна
В 1955 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.
С 1955 г. она работала логопедом в детской поликлинике, а с 1956 г. совмещала практическую работу с преподаванием в МГПИ им. В. И. Ленина. В 1958 г. стала заниматься организацией работы во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинского. В 1965 г. являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. В 1966 г. начинает преподавать в МГПИ им. В. И. Ленина, совмещая эту работу с практической деятельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования. В 1969 г. она работает по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии. В настоящее время — доцент кафедры логопедии МГПУ им. В. И. Ленина.
Научно-исследовательская деятельность М. Ф. Фомичевой охватывает широкий круг проблем логопедии. У нее более 20 научных публикаций, в числе которых методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.
Заслуги М. Ф. Фомичевой отмечены значком «Отличник народного просвещения».
Основные труды
Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы. М., 1965.
Учите детей говорить правильно. М., 1968.
Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 1989.
Цветова Любовь Семеновна
Доктор психологических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, автор многих известных в
отечественной и мировой логопедии работ по теоретическим, методологическим проблемам афазии и реабилитации больных с афазией. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга, проблемы афазии и восстановительное обучение, нейропсихологическая реабилитация больных — вот круг проблем, освещенных в работах Л. С. Цветковой, широко известных как в России, так и за рубежом.
Основные труды
Восстановительное.
обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972.
Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985. Мозг и интеллект. М., 1995.
Чиркина Галина Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО.
Окончила дефектологический факультет М111И им. В. И. Ленина. В 1961 г. начала научную деятельность в области логопедии в Институте дефектологии АПН СССР под руководством проф., доктора педагогических наук Розы Евгеньевны Левиной.
В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата. В 1969 г. была опубликована ее монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В период с 1970 по 1980 гг. занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ей принадлежат разделы программ для специальной школы V вида и для логопедического детского сада, созданные коллективом ученых ИКП РАО и МГОПУ. Несколько изданий выдержал сборник «Методы обследования речи у детей» (1992,1996), научным редактором и автором двух глав которого она является.
В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Г. В. Чиркиной защищена докторская диссертация, разработаны методические рекомендации по комплексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. Л. С. Волковой, в котором Г. В. Чиркина является автором ряда глав.
В помощь педагогам специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой).
В общей сложности по актуальным проблемам логопедии Г. В. Чиркиной опубликовано более 80 работ. Большое внимание она уделяет подготовке кадров логопедов: является профессором МГОПУ, успешно руководит диссертационными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны, заместителем председателя диссертационного совета ИКП РАО.
Основные труды