Файл: Власова Наталия Александровна (18991989).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные труды

Формирование правильной речи у детей с моторной ала­лией.

Нарушения речевого развития у детей и пути их кор­рекции.

Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования.

Спирова Людмила Федоровна

Окончила филологический факультет Госуниверситета в 1948 г., в 1952 г. — аспирантуру при НИИ

психологии АПН РСФСР. Имеет степень кандидата педагогических наук (по психологии) и звание старшего научного сотрудника по ло­гопедии.

С 1953 (почти с момента основания сектора логопедии при НИИ психологии АПН РСФСР) по 1986 г. она работала старшим научным сотрудником. Опубликовала около 80 ра­бот по теории и практике логопедии.

Новый подход в рассмотрении нарушений устной и пись­менной речи позволил принять участие в разрешении ряда организационных и методических вопросов: научно обосно­вывается открытие специальных логопедических учрежде­ний, разрабатывается их структура, принципы и методы отбора детей в эти учреждения, пути коррекционного воз­действия с учетом индивидуальных особенностей детей, ре­комендации учащимся общеобразовательных школ по уст­ранению ошибок речи, письма и чтения.

Проведенное Л. Ф. Спировой исследование послужило основанием для разработки первых учебных планов, про­грамм по развитию речи, а также для выявления наиболее эффективных методических приемов по развитию и совер­шенствованию путей усвоения детьми с общим недоразви­тием речи языковых форм общения.

Она принимает активное участие в научных сессиях, кон­грессах, научно-практических конференциях. Оказывает разнообразную методическую помощь логопедам, учителям специальных и общеобразовательных школ в повышении их квалификации.

Основные труды

Роль фонематических представлений при обучении де­тей письму. М., 1952.

Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.

Соотношение между недостатками произношения чтения и письма. М., 1959.

Усанова Ольга Николаевна

Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина в 1964 г. Параллельно с учебой в институте и затем в аспирантуре на кафедре психопатологии и логопе­дии работала в лаборатории нейропсихологии, возглавляе­мой А. Р. Лурией в НИИ нейрохирургии АМН СССР.

В 1970 г. защитила кандидатскую диссертацию по про­блеме формирования звукопроизношения у детей с мотор­ной алалией.


В течение 20 лет она работала на кафедре психопатоло­гии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина сначала ассистен­том, затем доцентом. За это время выполнила и опублико­вала свыше 70 научных работ.

На дефектологическом факультете читала различные учебные курсы по теории и практике логопедии, а также курсы по специальной психологии.

Вместе со своими коллегами в течение более десяти лет работала в научно-методическом совете по дефектологии.

С 1989 г. начала работать на кафедре психологии того же института, где читала курсы по специальной психоло­гии и психодиагностике, а также занималась разработкой учебных планов для подготовки практических психологов для системы образования.

В 1990 г. открыла негосударственный Институт психо­логии и педагогики. Сегодня это аккредитованное государ­ством высшее учебное заведение, в котором создан факуль­тет коррекционной педагогики. Психологи и логопеды обучаются здесь по современным программам, в которых учитывается зарубежный опыт.

О. Н. Усанова неоднократно читала лекции за рубежом.

В 1996 г. ею была защищена докторская диссертация по проблеме взаимодействия специалистов — субъектов прак­тической помощи детям с проблемами в развитии.

Основные труды

Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи М., 1987.

Специальная психология. М., 1990.

Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Филичева Татьяна Борисовна

В I960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ.

Является ведущим специалистом в области дошкольной

логопедии. Профессор, доктор педагогических наук, Т.Е. Филичева — автор более 40 научных работ. Публика­ции эти известны в нашей стране и за рубежом. Ее иссле­дования легли в основу научно-практической разработки проблем преодоления общего недоразвития речи у дошколь­ников. Ее методические пособия являются основой систе­мы коррекционно-воспитательной работы в детских дош­кольных учреждениях для детей с речевой патологией. Ею написаны главы в учебнике «Логопедия», а также «Основы логопедии».

Ведет большую научно-исследовательскую работу, разра­батывая вопросы предупреждения и коррекции речевых де­фектов детей дошкольного возраста. Благодаря ей организо­вана система логопедической помощи дошкольникам с речевой патологией, которая широко внедрена в России. Яв­ляется научным руководителем уникального дошкольного об­разовательного учреждения компенсирующего типа № 1793 Москвы, где внедряются современные методики обучения детей с отклонениями в развитии. Благодаря ее усилиям это дошкольное образовательное учреждение стало базой для обу­чения студентов дефектологического факультета МГОПУ им. М. А. Шолохова.


Является председателем экспертного совета по издатель­ской деятельности и членом учебно-методического совета по дефектологии Министерства образования Российской Феде­рации. Награждена медалью К. Д. Ушинского; медалью 850 лет Москвы, имеет звание «Отличник народного про­свещения», Заслуженный учитель СССР, Заслуженный ра­ботник высшей школы РФ.

Основные труды

Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старших группах специального детского сада. М., 1983.

Основы логопедии. М., 1989.

Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. М., 1999.

Фомичева Мария Федоровна

В 1955 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и получила квалификацию логопед, учи­тель русского языка и литературы средней школы.

С 1955 г. она работала логопедом в детской поликлинике, а с 1956 г. совмещала практическую работу с преподаванием в МГПИ им. В. И. Ленина. В 1958 г. стала заниматься организа­цией работы во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзер­жинского. В 1965 г. являлась старшим логопедом Дзержинс­кого района Москвы. В 1966 г. начинает преподавать в МГПИ им. В. И. Ленина, совмещая эту работу с практической дея­тельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования. В 1969 г. она работает по совместительству в Научно-исследо­вательском институте дефектологии. В настоящее время — до­цент кафедры логопедии МГПУ им. В. И. Ленина.

Научно-исследовательская деятельность М. Ф. Фомиче­вой охватывает широкий круг проблем логопедии. У нее бо­лее 20 научных публикаций, в числе которых методичес­кие пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.

Заслуги М. Ф. Фомичевой отмечены значком «Отличник народного просвещения».

Основные труды

Воспитание речи у детей с органическим поражением центральной нервной системы. М., 1965.

Учите детей говорить правильно. М., 1968.

Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 1989.

Цветова Любовь Семеновна

Доктор психологических наук, профессор, заведующая проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоно­сова, автор многих известных в
отечественной и мировой логопедии работ по теоретическим, методологическим про­блемам афазии и реабилитации больных с афазией. Восста­новительное обучение при локальных поражениях мозга, проблемы афазии и восстановительное обучение, нейропсихологическая реабилитация больных — вот круг проблем, освещенных в работах Л. С. Цветковой, широко известных как в России, так и за рубежом.


Основные труды

Восстановительное.

обучение при локальных поражени­ях мозга. М., 1972.

Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985. Мозг и интеллект. М., 1995.

Чиркина Галина Васильевна

Доктор педагогических наук, профессор, зав. лаборато­рией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО.

Окончила дефектологический факультет М111И им. В. И. Ле­нина. В 1961 г. начала научную деятельность в области ло­гопедии в Институте дефектологии АПН СССР под руковод­ством проф., доктора педагогических наук Розы Евгеньевны Левиной.

В 1967 г. защитила кандидатскую диссертацию по про­блеме дисграфии у детей с нарушением артикуляционного аппарата. В 1969 г. была опубликована ее монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В период с 1970 по 1980 гг. занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недо­развитием речи дошкольного и школьного возраста. Ей при­надлежат разделы программ для специальной школы V вида и для логопедического детского сада, созданные коллекти­вом ученых ИКП РАО и МГОПУ. Несколько изданий вы­держал сборник «Методы обследования речи у детей» (1992,1996), научным редактором и автором двух глав которого она является.

В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Г. В. Чиркиной защищена докторская диссер­тация, разработаны методические рекомендации по ком­плексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. Л. С. Волковой, в котором Г. В. Чиркина является автором ряда глав.

В помощь педагогам специальной школы для детей с тя­желыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой).

В общей сложности по актуальным проблемам логопе­дии Г. В. Чиркиной опубликовано более 80 работ. Большое внимание она уделяет подготовке кадров логопедов: явля­ется профессором МГОПУ, успешно руководит диссертаци­онными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны, заместителем председателя диссертацион­ного совета ИКП РАО.

Основные труды