ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В крупной организации с большим объемом документооборота могут существовать все вышеперечисленные подразделения, входящие в службу ДОУ. В организациях меньшего масштаба и не с таким большим объемом документооборота возможно совмещение нескольких функций в одном подразделении или вместо структурных подразделений выполнение соответствующей работы отдельными сотрудниками. В маленькой фирме всю работу с документами обычно осуществляет один секретарь.
Метод установления организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота был сформулирован впервые в Единой государственной системе делопроизводства. Согласно этому методу все организации в зависимости от объема документооборота подразделяются на четыре категории:
-
1-я категория – учреждения с объемом документооборота свыше 100 тысяч документов в год; -
2-я категория – учреждения с объемом документооборота от 25 тысяч до 100 тысяч документов в год; -
3-я категория – учреждения с объемом документооборота от 10 тысяч до 25 тысяч документов в год; -
4-я категория – учреждения с объемом документооборота до 10 тысяч документов в год.
Так, согласно выше представленной классификации, было установлено, что если объем документооборота учреждения составляет более 10 тысяч документов в год, то для эффективной организации работы с документами необходимо создание службы делопроизводства (или службы ДОУ) как отдельного подразделения.
Несмотря на то что данный метод установления организационной структуры службы ДОУ был предложен более 30 лет назад, в целом он применим и сегодня. Так, например, Бобылева М.П. в своей книге «Эффективный документооборот: от традиционного к электронному» предлагает следующее развитие организационной структуры службы ДОУ в зависимости от объема документооборота (см. Таблицу 1).
Развитие организационной структуры службы ДОУ
в зависимости от объема документооборота
Объем документооборота, тыс. документов в год | Организационные формы службы ДОУ |
1 | 2 |
Менее 10 | обычно один-два секретаря руководителя организации |
От 10 до 25 | служба организационно оформляется, требуется группа работников с выделением ответственных за отдельные участки работы (специализация сотрудников) |
От 25 до 50 1 | создается подразделение, включающее несколько участков работы 2 |
| (обработка и регистрация документов, контроль за исполнением, ведение архива и т.п.) |
От 50 до 100 | более развитая структура, в рамках которой организационно оформлены все основные участки работы; степень специализации работы сотрудников повышается, в качестве самостоятельного участка (один или несколько специалистов) выделяется корпоративное регулирование и совершенствование документационного обеспечения управления, в том числе на основе автоматизации |
Свыше 100 | сложная нестандартная структура службы ДОУ, зависящая от специфики работы организации и ее структуры (иерархической, территориально распределенной) и использования автоматизированных систем |
Говоря о структуре службы ДОУ, необходимо также рассмотреть основные функции ее подразделений (см. Таблицу 2).
Функции основных подразделений службы ДОУ
Наименование подразделения службы ДОУ | Основные функции, выполняемые подразделением |
1 | 2 |
секретариат |
|
экспедиция |
|
Подразделение (группа, отдел) по регистрации и учету документов |
|
Подразделение (отдел, группа) по 1 |
2 |
контролю исполнения документов |
|
Подразделение (отдел, группа) по работе обращениями граждан |
|
Подразделение (отдел, группа) по изготовлению документов |
|
Отдел совершенствования делопроизводства |
|
Копировальномножительное бюро протокольная группа |
|
Редакционная группа |
|
Приемная (может быть структурной частью подразделения по работе с обращениями граждан) |
|
Архив организации 1 |
проведение экспертизы ценности и осуществление комплекса организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение 2 |
|
|
-
Расчёт численности ДОУ
Для эффективной организации работы службы ДОУ большое значение также имеет определение оптимальной численности делопроизводственного персонала, которая прежде всего зависит от объема выполняемых этим подразделением работ и принятой технологии (уровня автоматизации и механизации работы с документами).
В начале 70-х годов была предложена следующая формула расчета численности делопроизводственного персонала исходя из объема документооборота и общей численности работников организации:
Нд = 0,00016 .Д0,98 . Р0,1, |
где Нд – норматив численности делопроизводственного персонала,
Д – объем документооборота,
Р – общая численность работников организации, 0,00016 – коэффициент для министерств, выведенный Научно-исследовательским институтом труда на тот период опытным путем.
Данная формула является достаточно простой, однако она была рассчитана на министерства и основывалась на существовавшей в те годы технологии машинописного оформления документов с многократными перепечатками текстов при подготовке документа и малой степени механизации и автоматизации работы. В настоящее время расчет по этой формуле даст значительно завышенный количественный состав службы ДОУ, не соответствующий новым технологиям и выросшей производительности труда в сфере управления.
Сегодня более реальный расчет численности персонала службы ДОУ можно получить через определение затрат труда и времени на выполнение делопроизводственных работ (т.е. трудоемкости). Для проведения данного расчета в области делопроизводства в настоящее время можно применять следующие документы по труду:
-
Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 марта 2002 г. № 23. -
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 72. -
Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 сентября 1993 г. № 152. -
Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций. – ВНИИДАД, 1992.57№ 7` 2006 г. Права и обязанности -
Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий, утвержденные постановлением Минтруда России от 18 декабря 1992 г. № 57.
При расчете необходимой численности работников следует определить общую годовую трудоемкость работ, которая вычисляется по следующей формуле:
То = Тн + Тнн |
Где То – общая годовая трудоемкость работ;
Тн – годовая трудоемкость нормируемых работ;
Тнн – годовая трудоемкость ненормированных работ.
При этом годовую трудоемкость нормируемых работ можно рассчитать следующими способами:
-
через нормы времени :
i Тн= ∑ Vi . Нврi 1 |
где Vi – объем работ i-го вида, выполняемый за год;
Нврi – норма времени на выполнение i-й работы;
-
через нормы выработки :
|
где Нвырi – норма выработки в единицах измерения на одного специалиста.
Годовая трудоемкость ненормируемых работ определяется методом экспертных оценок с учетом объема выполняемых работ по формуле:
i Тн= ∑ Нннj . Vj 1 |
где Нннj– трудоемкость ненормируемой j-й работы;
Vj – объем работы j-го вида, выполняемый за год.
После определения общей годовой трудоемкости работ можно определить численность персонала по следующей формуле:
|
где Ч – численность персонала;
То – общая годовая трудоемкость работ;
Фн – нормативный фонд рабочего времени на одного работника за год.
При расчете численности персонала службы ДОУ необходимо обратить внимание на то, что некоторые нормативные документы по труду приводят нормы с учетом коэффициента планируемых невыходов работников, а другие указывают нормы без этого коэффициента. Соответственно, если нормы не учитывают коэффициент планируемых невыходов работников, то численность персонала нужно рассчитывать по следующей формуле:
|
где Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством: основные (очередные) и дополнительные отпуска, в том числе отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся и т.п. Данный коэффициент определяется по формуле:
|
Минимальный процент планируемых невыходов, обычно применяемый для бюджетных организаций, составляет 10% рабочего времени8, то есть
Кн = 1,1.
Расчет численности персонала службы ДОУ рекомендуется проводить по категории ее сотрудников. В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации 21 августа 1998 г. № 37) в службе ДОУ можно выделить 3 категории сотрудников по характеру труда, а именно:
-
руководители; -
специалисты; -
другие служащие (или технические исполнители).
К категории руководителей, в соответствии с Квалификационным справочником, относятся следующие должности:
-
заведующий архивом; -
заведующий канцелярией; -
заведующий копировально-множительным бюро; -
заведующий машинописным бюро; -
заведующий экспедицией.
В настоящее время в службе ДОУ используются и иные должности руководителей: управляющий делами, заведующий общим отделом, заведующий протокольным отделом, начальник (руководитель) секретариата и др.
К категории специалистов, в соответствии с Квалификационным справочником, относятся следующие должности:
-
документовед; -
инспектор по контролю за исполнением поручений.