Файл: Перечень вопросов для зачета муницыпального права источники муниципального права рф понятие, виды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов МСУ;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов МСУ.

В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами МСУ отдельных государственных полномочий.

  1. Понятие и система гарантий местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.

Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.

Система гарантий местного самоуправления.

ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

- совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию

прав местного самоуправления и их правовую защиту

ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ др.

- признание права - не входят в систему правосознание обязательность

муниципальной органов государства; и правовая культура принимаемых

собственности; - структура определяется населения актов

- возможность самостоятельно;

нахождения в мун. -изменение границ только

собственности с согласия местного


земли и др. при- сообщества;

родных ресурсов; - запрет на ущемление право на

- самостоятельное прав; судебную

распоряжение - контроль ограничен защиту

собственностью; судебной процедурой закрепление

- самостоятельность в компетенции в

реализации бюджетных Конституции РФ

прав; и федеральных законах

- местные налоги и сборы

Различают два вида гарантий: общие и специально-юридические.

Общие гарантии делятся на:

а) экономические:

- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);

- возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ);

- самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. ст. 130, 132 Конституции РФ);

- передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ);

- самостоятельность местных бюджетов (ст. 132 Конституции РФ);

- право установления местных налогов и сборов (ст. 132 Конституции РФ);

- право на дотации и субвенции (ст. ст. 36, 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");

- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);

б) политические:

- принцип разделения властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать наличие муниципальной власти (ст. ст. 10, 12 Конституции РФ);

- принцип разграничения полномочий между федерацией, органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления, наличие законодательно определенных вопросов местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения (ст. ст. 4-6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");

- природа местного самоуправления, заключающаяся в признании за местным самоуправлением одинакового с государственной властью источника - народа РФ, следовательно, признание публичного характера муниципальной власти;

в) организационные;



- исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);

- принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);

- принцип учета мнения населения при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ);

г) духовные:

- система духовных ценностей и ориентаций человека в обществе и общества в целом;

- правосознание и правовая культура населения;

- учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий (ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").

Специально-юридические гарантии делятся на:

а) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно - правовых актах, в т.ч. в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;

б) судебные, представляющие собой:

- возможность судебной защиты прав муниципальных образований;

-судебный порядок отмены решений, принятых населением или органами местного самоуправления

в) ограничительные, представляющие собой:

- запрет на ограничение прав муниципальных образований, предоставленных Конституцией РФ и Федеральными Законами

- устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления;

г) принудительные

  1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

Местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения. Такая ответственность предусмотрена Законом «Об общих принципах…». Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением, перед государством, физическими и юридическими лицами.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за противоправные действия или решения, а также за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия перед населением определяется уставами муниципальных образований. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов,
членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

Основания для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена иного выборного органа местного самоуправления могут быть определены в законах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или досрочно прекращены их полномочия.

Решение о прекращении полномочий органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, решение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения суда о том, что орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления своими действиями или решением нарушило закон.


  1. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за противоправные действия или решения, а также за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия перед населением определяется уставами муниципальных образований. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.


Основания для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена иного выборного органа местного самоуправления могут быть определены в законах субъектов Федерации и уставах муниципальных образований.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или досрочно прекращены их полномочия.

Решение о прекращении полномочий органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, решение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения суда о том, что орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления своими действиями или решением нарушило закон.

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность также перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном законодательством.

Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае, прежде всего, наступает в судебном порядке.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закрепляет Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г.