Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Густав Лебон.
1
Вы должно быть заметили уже два разряда людей, один из которых вечно
занимается подробностями, частными фактами, а другой пользуется этими фактами,
как основаниями, для познания более широкой, высшей истины. Последние
называются философами... Одним словом, один человек видит все как бы частично
разбитым на кусочки, в то время как другой старается открыть гармонию, связь,
единство всего».
Вильям Чаннинг.
2
Сознание воплощенного человека имеет вполне определенную глубину. Он никогда
не способен одновременно думать о высшем и о низшем. Подчиняясь принципу «теории
трех тел», для суждения о высоком человек должен волей или неволей устанавливать
иные элементы мышления, чем при обыкновенных мыслях. Чем возвышеннее
проблема, тем возвышеннее должна быть и та единица, с которой человек к ней
подходит; при суждении о Первоверховных Принципах у человека самые элементы его
мышления представляются весьма сложными и возвышенными комплексами
представлений. Человек неразвитый никогда и ни при каких условиях не может
подняться до такого мышления; при всякой попытке сделать это он теряет почву под
собой, и эти сложные элементы становятся для него безжизненными формами,
лишенными смысла, значения и глубины; наоборот, человек, получивший некогда
Посвящение, легко и свободно меняет масштаб своего мышления и потому легко вновь
приобщается к Синтетическому Учению.
§ 4. Об эволюции и инволюции
Было бы глубоко ошибочно полагать, что в то время как часть человеческого
существа эволюционирует, другая инволирует; если бы это было так, человек в своем
целом никогда бы не вышел из одной неподвижной точки. Для понимания пути
человека, необходимо прежде всего ясно и отчетливо выявить в своем сознании
понятия о эволюции и инволюции вообще.
По отношению ко всему космосу как проявлению Божественной Сущности, общее
определение эволюции и инволюции таково:
Инволюция — есть стремление Целого познать себя в своих частях работой,
опытом и знаниями отдельных составляющих. Это есть стремление выйти из покоя
уравновешенности и перейти в состояние полного внутреннего брожения, как
следствие взаимоотношений и столкновений жизни и воли отдельных мыслей,
понятий и образов, растворенных в Целом, чрез претворение их в отдельные
жизнеспособные и деятельные существа.
Эволюция — есть стремление Целого соединить воедино работу, опыт и знания
своих отдельных составляющих. Это есть стремление выйти из состояния
разрозненности и перейти в состояние общего эволютивного движения, как следствие
всех усилий отдельных частей.
По отношению к отдельному человеку, т.е. жизни и воли частного, общее
определение эволюции и инволюции таково:
Эволюция — есть стремление воли частного приобщиться к Целому. Это есть
желание прекратить свою обособленность, мешающую жить и чувствовать жизнью и
опытом других частностей; это есть выраженное стремление взойти сознательной,
самодовлеющей единицей в Целое, жить в Нем, быть Его разумной составляющей, не
теряя своей индивидуальности.
1
Психология народов и масс. Перевод с французского А. Фридмана и Э. Пименовой. СПб., 1896. Стр.
27—28.
2
О самовоспитании. По русск. перев. стр. 130 и 131.
CXXIV
Инволюция — есть стремление воли частного вновь приобщиться к Существу
Целого, это есть желание прекратить свою обособленность, мешающую жить и
чувствовать жизнью и опытом других частностей; это есть выраженное стремление
взойти бессознательной единицей в Целое, жить в Нем, потеряв Свою
индивидуальность, раствориться в Нем, перестав быть самим собой.
§ 5. О двух типах человека
«Иного Бог спасает разумностию, а иного простотой и незлобием, ибо ведать тебе
надлежит, что Бог не отринет незлобивого».
Преподобный Иоанн Карпатский.
1
«Не только добродетель, но и разум, не только святость, но и мудрость являются
задачей человека: только оба члена в совокупности составляют совершенство».
Отто Вейнингер.
2
Аркан V есть учение о пассивном начале человеческого существа, об
индивидуальности его монады. Хе есть вторая ипостась человеческого духа; эта вторая
пассивность подобна Первой Космической Пассивности и аналогично Ей неотъемлема
от активной ипостаси, утверждающей самое бытие духа; Хе и Далет неразрывно
связаны друг с другом, и каждый из них утверждает и утверждается в другом. Аркан V
есть учение о сознании человеческого духа: индивидуальность потенциальная есть
присущее монаде потенциальное духовное сознание, индивидуальность утвержденная
есть утвержденное духовное сознание монады. Утверждение индивидуальности и
представляет собой конечную цель бытия относительного мира, присущего данной
монаде; оно осуществляется свойственным монаде целостным сознанием, как
совокупностью единичных феноменальных утверждений. Сознание человека и
индивидуальность неразрывно между собой связаны и даже более того, в отдельности
представляются понятиями лишенными смысла, ибо индивидуальность есть природа
сознания, сознание всегда индивидуально. Сознание и индивидуальность утверждающие
самое бытие монады, как таковой, рождаются с началом самоутверждения монады как
первообраза присущего ей относительного мира. Будучи по природе своей частью
Вселенского Духа, монада своим сознанием являет аспект Космического
Божественного Сознания; утверждая себя как самостоятельную независимую
субстанцию второго рода, монада тем самым утверждает присущее ей сознание как
вторую ипостась своей реальности; это сознание в присущем ему самому аспекте
теряет связь с Общекосмическим Сознанием и получает независимость бытия, хода и
самой закономерности порядка самоутверждения.
3
Учение об этом сознании в двух
аспектах его: Божественно-Макрокосмическом и индивидуально-микрокосмическом и
составляет сущность Аркана V. Изменение самосознания монады из сознания себя
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 61
частью Единого Целого в сознание себя единичной реальностью не зависит от самого
утверждения монады как такового (в феноменальных манифестациях); это, изменение
рождается и протекает в самом духе, в его духовном самосознании, а потому не зависит,
а предшествует по принципу самому процессу самоутверждения монады. Сознание
себя единичной субстанцией, т.е. реальностью, обладающей даром самостоятельного
независимого утверждения, есть самоутверждение, сознание себя в одном из
потенциально присущих аспектов, эманация своего сознания во вне своего
нераздельного синтеза, являющегося аспектом Божественного Духа. Это первичное
1
Добротолюбие. В русском переводе, дополненное. Издание второе. Иждивением Русского на Афоне
Пантелеймонова монастыря, Москва, 1910, III том, стр. 86.
2
Пол и характер, стр. 140.
3
«Делание и стремление индивидуальности», говорит Гегель, «есть цель в себе самой; упражнение
сил, игра их обнаружений, есть то, что придает жизнь им, бывшим прежде мертвым в себе бытием». —
См. Г. В. Гегель. Феноменология духа. Перевод под редакцией Э. Л. Радлова СПб., 1913, стр. 177.
CXXV
творчество проистекает и зиждется на великом расколе индивидуального духа, на
рождении в монаде бинерности.
Выявление индивидуальной монады из Недр Вселенского Духа есть рождение
относительного бытия, мира феноменальной природы. В чистом духе бытие его, как
субстанция, ни от чего не зависит, ничему не может быть противопоставлено, ни с чем
несравнимо; нуменальное бытие не может быть выражено ни через какое другое
понятие или условие, ибо вся их совокупность является частным аспектом этого
бытия и не может отразить в нашем разуме его полноту. Бытие феноменальное
всегда относительно; взятое само по себе, это понятие не имеет смысла и получает силу
лишь тогда, когда оно так или иначе координировано феноменальными же связями
относительно феноменальных же объектов, принимаемых за неподвижные. Рождение
монады есть рождение относительного бытия, ибо весь ход ее самоутверждения есть
последовательные противопоставления, взаимные перемещения и относительные
переориентировки отдельных аспектов, заключенных потенциально в монаде. В силу
этого, выявление единичной субстанции есть утверждение двух аспектов самосознания
своей сущности как синтеза дифференциальных аспектов: самосознания в
совокупности аспектов и объединения их в единую сущность и самосознания себя в
сущности и дифференциации ее на присущие ей аспекты. Рождение этих двух аспектов
и есть великий раскол индивидуального духа: сознание и индивидуальность получили
бинерное строение, из состояния стационарного принципа, из определенной по
законченности и совершенству категории духа, они перешли в состояние
динамическое, претворились в замкнутый вихрь.
Монада, как аспект Вселенского Духа, сознавая себя частью и аналогом Его, тем
самым утверждает свое сознание подобным Космическому Божественному Сознанию.
В этом аспекте своего самосозерцания монада ощущает себя Эйн Софом по отношению
к совокупности свойственных ей тональностей, составляющих ей присущий
потенциальный относительный мир; она сознает себя реальностью, обладающей
субстанциональностью бытия и, в силу этого, ее целостное самосознание само по себе
не может не быть подобным Самосознанию Божества, Всеобъемлющему и
Совершенному, Недвижному в Своем Целом, Застывшему в Продлении Вечного
Мгновения. Утверждая себя единичной субстанцией, независимо от космической семьи
ей подобных единичных реальностей, монада, тем самым, противопоставляет
самосознание себя как таковой самосознанию себя в совокупности своих
дифференциальных тональностей. Это противопоставление влечет за собой отражение
каждого из этих аспектов самосознания в другом, что в своем целом и является актом
творческого самопознания; это противопоставление и осуществляется рождением в
сознании бинерности, великого раскола духа. Самосознание в единстве, самосознание
стационарное, Божественное, лежащее по ту сторону всех антиномий, а потому
возвышающееся над всеми возможностями познания в разуме, рождает свое внешнее
отображение, самосознание в совокупности дифференциальных тональностей,
самосознание динамическое, вихревое, сотканное из единичных антиномий разума.
Целостный замкнутый вихрь есть проявленный образ субстанции в разуме;
утверждая свои отдельные качества и утверждаясь в них сама, субстанция
проявляется во вне своей единой сущности по законам пульсации. Вихрь есть не
только отражение субстанции в разуме, но он, вместе с тем, есть ее истинный аналог,
есть ее форма в мире разума. При утверждении субстанцией вихря происходят два
процесса самопознания: с одной стороны, субстанция силой своей собственной мощи
эманирует во вне своего единства вихрь, а с другой, утверждаясь в этом вихре, она
утверждает и свою сущность, как синтез всех вихревых возможностей. Всякий вихрь
имеет бинерное строение, ибо самое его существование определяется как совокупность
всех частных бинеров, являющихся аспектами бинера основного. Бинер, как мы уже
знаем, рождается на грани бытия нераздельного с общим синтезом и бытия
единичного, quasi-независимого. В силу этого, во всяком чистом бинере, а
CXXVI
следовательно во всяком вихре, implicite заключена двойственность самосознания
породившей этот бинер субстанции: в плюсовом члене бинера субстанция сознает себя
в аспекте единства синтеза, эмалировавшего частность, в минусовом члене бинера
субстанция сознает себя в аспекте утвержденной отдельности, своим бытием
утверждающей ей соответствующей аспект синтеза. Великий раскол духа —
расчленение самосознания и индивидуальности монады в бинер, — реален не только в
духовном самосознании индивидуального духа, но и запечатлен, в силу только что
сказанного, во всей совокупности его феноменальных утверждений. Индивидуальность
и сознание человека всегда двойственны, и эта двойственность является генезисом
бинерности всех видов восприятий его проявленного существа. Доктрина об этой
первичной добавочной полярности существа человеческого лежит в основании всего
учения о человеке и является сущностью Аркана V, именуемого, в силу этого,
«Magister Arcanorum», т.е. «Учителем Арканов».
Первичная полярность индивидуального человеческого духа сказывается прежде
всего в том, что с одной стороны он сознает себя частью Божества и вселенной, а с
другой он сознает себя независимой единичной реальностью. Эта двойственность
самосознания, утверждение себя в совокупности познаваемого, как эманации
Вселенской Реальности и как эманации своего собственного индивидуального
духовного центра, порождает верховный бинер общения монады с космосом:
чувствование (sensibilite) и разум. Своей сенситивной природой человек воспринимает
феномены внешнего мира и при помощи их он сознает свой дух во все новых и новых
аспектах его, чем и осуществляет творчество себя самого, утверждение своего духа в
космической совокупности феноменов. Своим разумом человек силой своей собственной
воли расчленяет свое Эго, эманирует из него все новые и новые аспекты и тем
осуществляет творчество себя самого, утверждение себя в своей собственной монаде.
Эти два вида самотворчества, два аспекта сознания своей связи с космической
природой резкой гранью расчленяют все существо человека на два аспекта, на два
априорных типа людей, которые представлены на иероглифе Аркана V. Великий
иерофант есть целостный дух человека, есть его нерасчленяемая сущность; два
человека же перед ним представляют собой ту же самую сущность, спроектированную
на два различных аспекта и, в силу этого, утвержденную в виде бинера.
I. О красном человеке иероглифа Аркана V
Красный человек — это эмблема самосознания индивидуальной монады в аспекте
первого, плюсового члена бинера, выявляющего великий раскол человеческого духа.
Являясь в мир в качестве единичного независимого волевого центра, человек
становится зрителем космической природы, своим сознанием он скользит по
вселенскому простору и последовательно сосредоточиваясь на одном феномене за
другим, он проникается его качествами, мыслит его возможностями, живет его
жизнью. Собственная воля человека выливается в вечное стремление вперед, в вечное
искание новых восприятий, новых чувствований, новых впечатлений. Человек весь
уходит в свою сенситивную природу, исполняется жаждой непрестанно новых
ощущений; собственная личность его куда-то бесследно проваливается, он не имеет
личных желаний, не томится внутренней жаждой, не ищет внутренней жизни; он как
бы выходит за пределы своего существа на вселенский простор и ощущает себя не
самого по себе, а как совокупность своих внешних впечатлений. Лишенный в начале
всякого представления о личности, он создает ее в своем сознании постепенным
накапливанием данных своего опыта. Каждое новое восприятие или впечатление
тщательно запечатлевается им и прибавляется к совокупности таковых, уже
полученных ранее; самый процесс этого запечатления проходит во вне его сознания; он
попросту чувствует себя иначе после каждого нового переживания. Не интересуясь
техникой синтезирования, не вдаваясь в изучение тех процессов, которые происходят в
его существе, он воспринимает рост синтеза как непрерывное увеличение кругозора,
CXXVII
глубины сознания и его мощи, выливающееся в рост качеств, категорий,
взаимоотношений и влияний по числу и по глубине, которые он может своим
сознанием одновременно обхватить. Увеличение глубины сознания и рост созданного
синтеза всего извне воспринятого и есть то, что понимается под эволюцией. Эволюция
есть прежде всего расширение и углубление сознания, ибо именно этим путем человек
приобщается к высшему дару духовного созерцания. Созерцание есть Божественное
Качество, есть высшее свойство нуменальной субстанции, т. е. Божественная Жизнь,
полное достижение которой есть полное достижение достоинства Божественного.
Созерцание есть самосознание субстанции в своих атрибутах, т. е. конечная цель
всякого творчества. Красный человек есть тот аспект индивидуального духа,
проявления которого протекают и утверждаются по законам двух стихий: стихии Огня
и стихии Земли; он представляет собой их синтетичную совокупность, он объединяет
их и утверждает одну в другой. Как целостный дух утверждает себя во всех 4-х стихиях,
так красный человек утверждает себя в дилемме Огня и Земли. Огонь есть
естественный внешний прообраз субстанциональной сущности в ней самой, т.е.
целостной, нераздельной и непостижимой; Земля есть естественный внешний прообраз
той же сущности, запечатленной в совокупности ею же выявленных атрибутов. Огонь
познает и созерцает себя в Земле; он чувствует себя повсюду и именно в этом
чувствовании он утверждает себя в своей нераздельной сущности, как всеобщем
прообразе.
Огонь и Земля являются едиными истинными реальностями; Огонь как
субстанция в себе самой, Земля как аналог этой субстанции, запечатленный в
совокупности феноменальных конкретных утверждений. Огонь и Земля неразрывно
связаны между собой, ибо оба они представляют собой лишь бинерные модификации
самосознания субстанции. Красный человек, сын солнца, будучи по природе своей
Огнем, утверждает себя в Земле, сознает и ощущает себя в ней и уже на этом
утверждении подымается до самосознания в своей истинной природе — в Огне. Цель
его бытия — это совершенное сознание единства Огня и Земли, как нуменального и
феноменального отражений одной и той же сущности, с одной и той же полнотой и
совершенством. Осуществление этой цели есть возвращение феноменального сознания
в нуменальный мир, т. е. утверждение монады как Первообраза ей свойственного
относительного мира, т. е. совершенное сознание и утверждение данного Эго.
II. О черном человеке иероглифа Аркана V
Черный человек — это эмблема самосознания индивидуальной монады в аспекте
второго, минусового члена бинера, выявляющего великий раскол человеческого духа.
Являясь в мир в качестве единичного независимого волевого центра, человек
становится его активным единичным деятелем; он начинает объектировать свое
самосознание, выявлять из себя самого отдельные аспекты феноменальной природы.
Он становится независимой субстанцией, утверждающей себя силой своей собственной
мощи через эманацию отдельных аспектов во вне нераздельной сущности. Присущая
человеку воля проявляет во всей полноте свою активность, она выливается в вечное
стремление самоутверждения, в вечное искание новых аспектов, новых модусов, в
которых бы субстанция могла бы себя проявить. Человек весь уходит в свою активную
волю, творческий разум исполняется жаждой непрестанно новых видов творчества,
эманирования и самоутверждения; его личность возрастает до крайних пределов
возможностей своего развития: он замыкается всецело в себе самом, живет только
своей собственной внутренней жизнью, не видит ничего за ней. Отмежевавшись от хода
вселенской жизни, он не выходит за пределы своего существа и ощущает внешний мир
не сам по себе, а лишь как совокупность своих собственных дифференциальных
аспектов. Лишенный непосредственного представления о космосе, он создает его в
своем сознании постепенным накапливанием данных своих самоутверждений. Силой
своей собственной воли он выводит из непосредственного ощущения своего бытия
CXXVIII