Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отдельные представления, качества, идеи или стремления, которые заключены в
потенциальном виде в недрах его духа как отдельные его тональности. Взойдя целиком
в ощущение своего бытия, человек объектирует то одну, то другую совокупность
тональностей, входит в нее и начинает жить ее жизнью. Следуя по этому пути, человек
непрерывно расчленяет все сознание, ощущение своего бытия, на все новые и новые
единичные аспекты. Каждое такое новое расчленение, объектирование нового аспекта,
захватывает сначала его целиком, но затем он переходит к скрупулезному анализу,
тщательнейшей оценке этого нового вида объектирования своего Я. Как
первоначальный порыв, так и все дальнейшие его усилия целиком уходят в самый
процесс этого объектирования; человек увлекается красотой трансформаций,
изяществом переливов взаимоотношений, ветвистостью изгибов, по которым его
сознание переходит от синтеза к частности. Не обхватывая всей многокрасочной семьи
своих объектированных тональностей одним сознанием созерцания, черный человек
вечно скользит по своему объектированному отражению, переходя от одних аспектов к
другим в вечно изменчивой последовательности, и тем вечно испытывает новые
ощущения своего бытия как такового. Чем шире и многообразнее эта семья его
единичных отражений, тем резче переходы самоощущения, тем ярче переливы его
самосознания. Увеличение раздробленности сознания, все большее и большее
расчленение синтеза и есть то, что понимается под инволюцией Инволюция есть прежде
всего расчленение и дифференциация сознания, ибо именно этим путем человек
приобщается к миру — Дифференцированному Божественному Сознанию.
Дифференциация есть Божественное Качество, есть высшее свойство нуменальной
субстанции, это есть Божественное Творчество, полное приобщение к которому есть
полное достижение достоинства Божественного. Творчество есть утверждение
субстанции в своих атрибутах, это есть начальный этап всякого созерцания.
Черный человек есть тот аспект индивидуального духа, проявления которого
протекают и утверждаются по законам двух стихий: стихии Воздуха и стихии Воды; он
представляет собой их синтетичную совокупность, он объединяет их и утверждает одну
в другой. Как целостный дух утверждает себя во всех 4 стихиях, так черный человек
утверждает себя в дилемме Воздуха и Воды. Воздух есть естественный внешний
прообраз активности субстанциональной сущности; Вода есть прообраз ее пассивности.
Сущность познает себя самое через посредство Воздуха и Воды. Воздух есть Начало
Разделяющее, начало классификации через расчленение и противопоставление; Вода
есть Начало Возможности, начало потенциальной свободы осуществления. Будучи
неотъемлемыми свойствами субстанции, Воздух и Вода являются модусами ее
самопознания, изучения и исследования отдельных аспектов, через Утверждение
соответствующих возможностей.
Воздух и Вода являются едиными первоначальными основами иллюзии: Вода как
возможность иллюзорного бытия quasi-самостоятельных отдельностей, Воздух как
начало расчленения общей возможности на отдельные, более частные, что и рождает
иллюзорное бытие. Воздух и Вода неразрывно связаны между собой, ибо оба они
представляют собой лишь бинерные модификации грезы, иллюзии субстанции; они не
имеют самостоятельного субстанционного бытия, а являются лишь методом,
средством, орудием самосознания субстанции.
Черный человек, будучи по природе своей Воздухом, утверждает себя в Воде,
сознает и ощущает себя в ней и уже на этом утверждении, поднимается до
самосознания в своей истинной природе — в Воздухе Цель его бытия — это
совершенное познание качеств Воды через Воздух, как пассивного и активного
отражений одной и той же сущности с одной и той же полнотой и совершенством.
Осуществление этой цели есть возвращение феноменального сознания в нуменальный
мир, полное выявление бинера Огня и Земли, ибо совершенная классификация
(Воздух) всех возможностей (Вода) есть утверждение Земли как совершенного
внешнего прообраза духа.
CXXIX


III. О Великом иерофанте иероглифа Аркана V
Красный и черный типы одинаково являются абстрактными метафизическими
представлениями и лишь совместно становятся реальностью, выражением целостного
человеческого духа. Этот бинер может быть рассматриваем с самых различных сторон;
приведенный аспект является самым высоким, ибо он лежит в области духа; развивая
отдельные свойства и качества каждого из этих двух типов, представляется
возможным выявить свойственный ему аспект мировоззрения и этики; различные
сочетания свойственных им качеств и порождают собой всю многообразность обликов
людей земли Эти два типа являются классическим бинером; они аналогичны и
противоположны друг другу; в отдельности каждый из них не может иметь бытия и
лишь вместе они являются гармоничным целым. Будучи кинетическим аналогом
монады, эти два типа восстанавливают ее как первообраз и утверждают ее
самосознание, каждый в свойственном ему аспекте Красный человек утверждает
монаду как синтез всего им сознаваемого, как «сверхсущее небытие»,
1
как априорное
нераздельное единство; черный, наоборот, утверждает монаду как генезис всего им
сознаваемого и самого принципа сознания, как изначальное бытие, априорное
предшествующее начало Красный человек — это эмблема самопознания через
Божественную Душу, ориентировка своей личности в виде посредствующего
воспринимающего фокуса, агента высшего сверхличного сознания; черный человек —
это эмблема самосознания через личность, как исходную реальность и ориентировка
Божественной Души в Вселенском Духе, как прообраза личности, запечатлевающего на
скрижалях вечности всю совокупность переливов ее сознания. Следуя закону
пульсации, сознание монады, эманируясь во внешний мир, протекает по обоим руслам,
освещает и сознает себя в обоих типах, красном и черном; в каждом из них
индивидуальность и сознание утверждаются в гармонирующем с ним аспекте.
Целостное индивидуальное сознание пассивно по отношению к двум типам, ибо вся
активность сосредоточивается в них, они представляют собой динамическое сознание,
активный аналог потенциального сознания монады, и именно вследствие этой
динамичности внешнего сознания оно и претворяется в вихревой бинер.
Великий иерофант, красный и черный типы являются классическим тернером:
иерофант есть интеграл, красный — Йод, черный Хе. Красный, как Йод есть аналог
иерофанта, черный есть бинерное содействие Йода — Хе, он имеет полноту бытия
только в бинерном индивидуальном сознании монады. Йод первее своего Хе, и при
переходе сознания в синтез черный тип растворяется в красном, претворяющемся в
интеграл.
Аркан VI
I. Традиционные наименования:
Metodm Anatogiae, Libertas, Возлюбленный.
П. Буква еврейского алфавита:
ו (Bay).
III. Числовое обозначение:
Шесть.
IV. Символическое начертание:
Большая полноводная река омывает высокие желтые скалы; огромные горы вплотную подошли к
ней и почти вертикально обрываются вниз, причем во многих местах массивы утесов свешиваются над
водной поверхностью. На правом берегу реки виднеется бесконечная равнина; первые несколько верст
ее — луга, а затем, ближе к горизонту, все покрыто густым лесом. Большой остров разделяет реку на два
рукава. На его мысе видна группа из трех людей. Впереди стоит юноша, и во всей его позе видна
нерешительность, происходящая не из недостатка воли, а как бы из сознания невозможности в принципе
определенного решения. С правой стороны юноши видна девушка с распущенными роскошными
1
Мейстер Экхарт Проповеди и рассуждения.
CXXX


белокурыми волосами; она одета в длинную белую тунику, плотно облегающую весь ее стан; на этом
белом фоне красиво выделяется пояс из двух соединенных между собой шнуров. Слева от юноши стоит
женщина, она почти совсем обнажена, так как главную часть ее наряда составляют обильные
драгоценности. Девушка с теплой лаской и тихой грустью во взоре стремится увести с собой юношу. В
женщине видно огромное сознание своей силы; которое сначала может показаться надменностью. Она
положила юноше руку на плечо и пристально на него смотрит; во всей ее позе чувствуется привычка
властвовать, и в ее обращении с юношей заметна не столько просьба, сколько понукание, но это
последнее выражается стремлением женщины вызвать в душе самого юноши соответствующее горячее
желание. В женщине также чувствуется грусть, но эта грусть иного характера, чем у девушки. Здесь она
переходит в какую-то глубокую тоску, в какое-то горькое сознание, и хотя она тщательно скрывает свое
горе, все же это чувствуется. Юноша одет в короткую рубаху желтого цвета, на ногах простые сандалии.
Над головой юноши парит гений, пускающий стрелу. Эта стрела должна поразить одну из женщин, но
какую именно — этого еще сказать нельзя. На небе ярко сияет солнце, но на него надвигается огромная
свинцовая туча. Воздух тих и мертвенно неподвижен, как это бывает перед сильной грозой.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   61

§ 1. О Природе Небесной, Эдеме, Космическом Коллективном
Человеке — Адаме Кадмоне и завершении Первичного
Творчества
«Подобно тому, как статуя предсуществует в дереве и заключается в каждом члене
статуи и т. д. до бесконечности, так и гигантская статуя — космос — существует в
Едином».
Йогавасишта.
1
Аркан VI заканчивает собой второй тернер Арканов, он является андрогином
Арканов IV и V и выявляет собой результат их совместного существования. Аркан IV
есть учение о Логосе, о рождении во Вселенском Духе тварности и первичном
потенциальном рождении космической семьи монад — Человека Вселенского — Адама
Кадмона. Аркан V провозглашает доктрину об индивидуальности как второй ипостаси
индивидуального духа, утверждающей самое его бытие. Аркан VI есть учение о
Небесной Природе, Эдеме, Обители Первозданного Адама, Мире Тварного Духа.
Небесная Природа — подобно Природе Божественной есть Царство Чистого Духа, но,
вместе с тем, они в самом существе своем отличны друг от друга, и потому Аркан VI
аналогичен Аркану III, но не равен ему.
Аркан III гласит о Божественной Природе, о Жизни Божества в Себе Самом;
Божественная Природа вся проникнута Единством; Горний Мир, как Ипостась
Божественного Бытия и Его Самосознания, Един и Однороден; каждая часть в Нем
проникает Целое и все в себе отражает, а потому всякая вещь есть часть и Целое; этот
Мир есть абсолютная замкнутость: всякое стремление здесь удовлетворено, всякое
желание единосущно с исполнением, каждое тяготение насыщено взаимностью, каждое
качество вполне выявлено. Замкнутость есть ограничение лишь в мире
феноменальном и при этом она всегда несовершенна, — абсолютная замкнутость есть
полнота совершенства использованности; Горний Мир насыщен замкнутостью, ибо в
Нем нет самого понятия об ограничении; Он есть совершенная реализация всех
возможностей Духа в Совершенном Духовном Сознании, в Нем есть все причины и все
следствия, а потому в Нем не может быть действия; Он абсолютно совершенен, — а
потому и абсолютно недвижим.
«Где восседает Бог — там равновесие».
Сифра Дзениута.
2
1
Основы Упаиишад (Дух Упанишад). Сборник выдержек, афоризмов, изречений, текстов из
«Упанишад», священных индусских книг. Перевод под редакцией В. Синга. СПб., 1909. Стр. 40.

2
«Сифра Дзениута» (אתזעינעד ארפס), т. е. «Книга Тайны» является одной из главнейших частей
Каббалы. Она имеется по французском переводе — Kabbala Denudata. Le Zohar. Traduction française de
Henri Chateau. Paris, Chamuel, éditeurs, 1895, pp. 1—37. Другой перевод с подробными комментариями
CXXXI

Аркан VI гласит о Небесной Природе, о Жизни Божества в Своей светозарной тени
во вне Своего Истинного Единого Естества, о гармоничности и целостности вселенской
совокупности многогранных аспектов Его Бытия. Небесная Природа зиждет Свое
Бытие на Вселенском Логосе, выявляющим Ее из Божественного Духа утверждением
принципа тварности. Принцип тварности, рождаясь из Недр Абсолюта, как
Нуменальный Глагол претворяет себя в реальность, входит в Первичную Материю
Божественную, расчленяет Ее на отдельные индивидуальности и их всеобщей
совокупностью рождает сознание расчленения в Самом Безначальном Бытии. Этот
модус Самосознания Реальности, как истинный нумен, утвержденный в трех
ипостасях, противопоставляется Ее Самосознанию в Своем Естестве, претворяется во
вторичную quasi-реальность — внешний облик Абсолютной Субстанции. Небесная
Природа, подобно Природе Божественной, Едина, но именно это единство, имея в них
различное естество, связует их инволирующей аналогией.
Если Божественная Природа в Себе Самой содержит Единство как категорию,
неразрывно связанную с категорией однородности, то Природа Небесная, наоборот,
насыщена тварностью и лишь предчувствует Свое потенциальное Единство в
породившей Ее Субстанции. В Горнем Мире каждая вещь есть и часть и Целое, ибо все
проникает друг друга; в Природе Небесной каждая часть сознает себя частью и лежит
на грани единства и множественности; с одной стороны она чувствует возможность
приобщения к Космическому Бытию Горнего Мира, а с другой она ощущает
возможность стать единичным деятелем, осуществляющим свою индивидуальную
волю на свой страх и риск. Каждая отдельность колеблется между этими двумя
противоположностями, а потому учение о Небесной Природе сводится к ее принципу
верховному—Началу свободного выбора.
Второй тернер Арканов есть учение о Тварном Космическом Духе — вселенской
совокупности индивидуальных монад, как полном аналоге, внешнем отображении
Триединого Однородного Духа. Первичное Божественное Творчество заканчивается
Арканом VI, он является последним этапом космогонических изменений Самосознания
Реальности. Рождение Небесной Природы есть исчерпывающее утверждение Тварного
Космического Бытия как кинетического Аналога Божества в Продлении. Первичная
Субстанция начинает одновременно созерцать Себя в двух аспектах: в Своем
Нерасчлененном Единстве и в совокупности субстанций второго рода, quasi-
независимых реальностей, образующих Его Тварную Природу. В этой дилемме каждый
из аспектов Ее Самосозерцания взаимно утверждает и обусловливает другой; только с
этого мига самое ощущение Единства и Первичности Ее Естества претворяется из
абстрактного догмата в непосредственно ощущаемую реальность. С другой стороны,
дилемма Божественной Природы и Природы Небесной являет к бытию новый принцип
Первоверховный Закон Аналогии. Небесная Природа лежит вне Чистого Естества
Космического Духа, — она есть модус Его Самосозерцания, но отнюдь не категория Его
Бытия, ибо последнее первее самого понятия о качествовании по категориям. Являясь
творением, Небесная Природа находится, однако, в непосредственном общении с
Творцом; будучи первородным детищем, она, в то же время, как Его аналог,
исчерпывает собой Первичное Космическое Творчество. Она есть совершенное
выражение Создателя, как Его внешнее отображение, но все же она не есть Он,
Которому Одному принадлежит исчерпывающая полнота Бытия. Отсюда и вытекает
доктрина Аркана VI: Мир есть истинное и совершенное подобие Триединого Творящего
Божества, и этот Бинер есть высочайшее выражение Интегрального Абсолюта.
«Эта вселенная есть в сущности Брахма, так как она исходит из Него, дышет в Нем
и входит в Него. Обожай ее потому».
Веданта.
см.: Albert Jounet. La Clef du Zohar. Èclaircissement et unification complète des Mystères de la Kabbale. Paris,
Bibliothèque Chacornac, 1909, pp. 5—35 et 172—231.
CXXXII