Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Он есть вселенная, но вселенная не есть Он» — так может быть резюмировано
учение Каббалы по мнению Léon Meurin.
1
«Божество есть Всепроницающая Πνευµα, Душа Мира, которая является живой
сферой: Бог Един, но Он не находится, как полагают иные, вне мироздания, а в нем
всецело, управляя всем; Он есть Ум и Душа и Движение всех сфер, Он Жизненная
Теплота, излучающаяся из солнца и оживляющая мир».
Пифагор.
2
Доктрина Аркана VI в традиции выражается древним пентаклем-символом
шестиконечной
звезды,
именуемой
Соломоновой
печатью,
Мистической
Гексаграммой, Лицевой Стороной Великого Пентакля Соломона, Знаком Макрокосма.
Этот символ состоит из двух вложенных друг в друга треугольников, из которых один
эволютивный — белый выражает собой Триединое Божество, а другой инволютивный,
черный — Его тень — мир.
§ 2. О возможности грехопадения Адама Кадмона и о
иероглифе Аркана VI
С выявлением Небесной Природы, Божество в Своем Целом устраняется от
творчества, и дальнейший ход мировой космогонии управляется совокупностью
индивидуальных монад. В Аркане VI каждая отдельная монада находится в
критическом положении: в одном аспекте она еще сохраняет связь с Целым и имеет
возможность нераздельного с Ним бытия через пожертвование вторым аспектом, в
каковом она тяготеет к самоутверждению своей индивидуальности.
«Человек вследствие высокого происхождения его души выше ангелов, действия
которых не свободны».
Каббала.
Иероглиф Аркана VI представляет монаду в состоянии нерешительности. Две
женщины — это две потенции его сознания и индивидуальности: девушка — это
индивидуальность потенциальная, свойственная миру духа — Небесной Природе,
женщина — это
индивидуальность
утвержденная,
свойственная
миру
феноменальному, Гений — это первообраз монады в Мире Божественном, ее истинная
субстанциональная сущность, мощью которой осуществляется как самое бытие
монады, так и его отдельные этапы. Идея, что монада по своему естеству есть часть
Божественного Мира проходит красной нитью через все религиозные и философские
системы мира. Так, например, в Каббале этот первообраз называется ןומדק םדא ׳יאלע םדא
— «человеком небесным», точно также как у неоплатоников — α´νθρωπος θεου´.
3
Монада есть аспект Вселенского Духа как определенная совокупность тональностей
Его Бытия и Сознания. Являясь частью Целого, Его единичной потенцией, она в своей
истинной природе не может иметь не только сознания, но и самой идеи о себе как
личности, ибо она не имеет никаких средств отделить или противопоставить себя
Целому. В силу этого, монада до эманирования своего сознания во вне своей Небесной
Природы представляет собой чистейшую абстракцию, не имеет реального бытия, не
обладает и сознанием; в этом виде своем она является лишь безличной частицей
Космического Божественного Самосознания. Как Первичная Субстанция для
свершения Самопознания призывает к бытию Свой внешний отблеск чрез
утверждение Начала Тварности, так и каждая монада для самоутверждения в
определенную , субстанцию второго рода должна эманировать свое сознание во вне
1
M-gr Léon Meurin. S. I. Archevêque-évêque de Port-Louis. «La Franc-Maçonnerie, Synagogue de Satan».
Victor Retaux et fils, libraires-éditeurs. Paris, 1893. Стр. 49.
2
По Just. Cohort, 19.
3
Филон.
CXXXIII


своей истинной природы. Движимый жаждой самопознания, человек делает выбор в
пользу стремления к утверждению индивидуальности, и этот миг есть великий перелом
Мировой Космогонии. Человек теряет связь с Горним Миром, он целиком уходит в
ощущение своего собственного индивидуального бытия, начинает выявлять одни за
другими свои потенциальные качества и последовательно отождествляться с каждым
из них. Оторвавшись от созерцания Реальности, человек начинает создавать иллюзию,
феноменальную природу, и в ней искать себя; это есть падение духа, но падение
необходимое.
Две женщины иероглифа Аркана VI проектируются в феноменальный мир в бинер
двух начал: девушка — это эмблема стремления человеческого духа к реальности, к
сущности; женщина олицетворяет собой стремление человека к утверждению во вне, к
созданию иллюзии. В этом аспекте иероглиф Аркана VI был запечатлен в целом ряде
различных мифов и преданий; таков, например, древнегреческий миф о Геракле
(Геркулесе).
1
§ 3. О Динамическом Тетраграмматическом Цикле Йод-Хе-
Вау-Хе"
Пассивность, рождаясь из активности и будучи лишь ее сопутствующим началом,
тем не менее, в самом процессе утверждения реальности является вполне с нею
равноправным деятелем. Всякая пассивность может быть понимаема как возможность
бытия в определенных тональностях; будучи лишь тенью, пассивность, вместе с тем,
есть то начало, которое ткет из света узор, создает игру светотени Принцип Хе" в
его наивысшем развитии есть космический всеобъемлющий метафизический простор
2
в котором утвердилась и претворилась в Реальность Активность Творящего Божества,
каковая доктрина и выражается традицией Каббалы в учении об Имени Божием лип.
Закон утверждения реальности по Тетраграмматону по полной аналогии одинаково
прилагается как ко всему Космическому Проявлению, так и к проявлению всякой
активности на конкретном плане Хе", как некоторой определенной частной
совокупности тональностей. Каждая нуменальная идея в своем генезисе представляет
собой трансцендентальную истину, возвышающуюся над возможностями разума; это
состояние идеи — истины в своей собственной духовной природе, — обозначается в
традиции нулем или точкой, естественным символом Субстанции в пралайе.
«Господи, приведи меня туда, где Ты — Ничто! Это значит: «приведи меня,
Господи, туда, где Ты превышаешь всякий сотворенный разум». Бог, — говорит
Святой Павел, — живет в Свете, Которого никому не достичь. Это значит: нельзя
познать Бога ни в каком сотворенном свете».
Мейстер Экхарт.
3
Познание идеи начинается с переходом ее в состояние творческого проявления, с
претворением единой триады в верховный тернер;
4
в этом виде идея выражается так:
והי׳. Это динамическое состояние идеи представляется неустойчивым, и даже более
того, оно является не реальностью, а метафизической абстрактностью, ибо самая
активность порождается и развивается в строгой гармонии с пассивностью. Таким
образом, идея переходит в состояние הוהי׳ — в состояние утверждения в некотором
плане Хе". Это Хе" представляет собой общекосмический план, т. е. универсальное
совершенное Сознание, в котором идея отражается во всей духовной чистоте,
всеобъемлемости и отчетливости выявления всех дифференциальных деталей. Такое
1
Довольно удачная передача мифа о встрече Геракла с двумя женщинами приведена в соч. Шваба
«Мифы классической древности».
2
והבו והת (thohou wabohoû) Моисея — Бытие, 1:2.
3
Проповеди и рассуждения, стр. 143.
4
Ряд весьма глубоких мыслей о троичности, триаде и тернере см. в труде известного автора — Albert
Jounet. Le Ternaire, la Triade et la Trinité.
CXXXIV


сознание присуще только самому чистому духу и является ничем иным, как третьей
его ипостасью. Человеческое сознание не может подняться до Сознания Божественного,
а потому оно объектирует в нуменальной истине последовательный инволютивный ряд
феноменальных аспектов, соответствующих различным состояниям сознания, т.е.
различным Хе". Вследствие этого основной высший тернер искусственно расчленяется
на
ряд
частных
тернеров,
связанных
между
собой
инволютивной
последовательностью; этот последний и носит традиционное наименование
Динамического Тетраграмматического Цикла Йод-Хе-Вау-Хе". Хе" в первоначальном
הוהי׳ понимается человеком идентично с наивысшим возможным для него состоянием
сознания; вследствие этого, он объектирует в верховном тернере некоторый аспект,
который как нумен познается в бинере некоторых Йода и Хе. Этот бинер порождает
цепь андрогинов, известная совокупность которых, большая или меньшая,
синтезируется в некотором Bay. Если это сознаваемое Bay совпадает с общим Bay
бинера Йод-Хе, то процесс инволютивного утверждения идеи в сознании закончен, и
после этого, должно настать время обратного эволютивного синтезирования. Если
этого нет, то сознанному Bay соответствует второй план, более низкое сознание Хе".
Это Bay проектируется в низший план и здесь происходит процесс sue generis,
отличный как от процесса взаимоотношений членов бинера, так и от процесса
выявления ими андрогина. Здесь происходит явление совершенно особого рода, и этот
процесс носит в Каббале название «мистерии рождения Йода из Хе"». Этот процесс
отличен от взаимоотношений членов бинера, потому что: во-первых — Хе" и Bay
лежат в разных планах, а во-вторых — Bay играет роль совершенно отличную от Йода,
так как сам по себе он, вообще говоря, не активен и не пассивен, хотя может быть и
тем и другим. Но по отношению к нижележащему плану Хе", Bay, несмотря на свою
андрогинную природу, всегда является активностью, в силу общего закона: все
величины какого-либо плана одинаково — являются ли они в нем активными или
пассивными, действуют на все планы нижележащие, как активные Йоды, и обратно,
воспринимают действие величин высших планов как пассивные Хе". Повинуясь этому
закону, Bay действует активно и динамически на Хе"; это действие выливается в
начальное мгновение проявления в Йоде, который, в свою очередь, в строгой гармонии
со своим собственным выявлением вызывает к бытию соответствующее ему Хе; Йод и
Хе выявляют свое Bay и т. д. — пока нуменальная идея не снизойдет до полного
утверждения в сознании.
«В космогонии естъ четыре начала — Божество (Единство), Материя (Двоица),
Формы или Идеи, которые сводятся к числам, и Мировая Душа, которая тоже
сводится к числу».
Тимей Локрский.
Процесс порождения динамического Тетраграмматического цикла мы можем
резюмировать следующим образом: величина N плана воспринимается в виде бинера в
плане N—1, для которого она является интегралом. В этом плане бинер выявляет
нулевую точку, чрез анализ которой человек исследует самый интеграл. Полюсы и
нуль определяют кривую, по которой следует цикл андрогинов. В плане N—2 андрогин
подыскивает Хе", которое воспринимает его отблеск. Этот отблеск человеком, стоящим
вне цепи, воспринимается в виде Йода плана N—2. Этот Йод соединяется с Хе, его
антиподом, они выявляют андрогин, в свою очередь воспринимаемый следующим Хе"
и т. д. И таким путем образуется периодический динамический цикл Йод-Хе-Вау-Йод-
Хе-Вау-Йод-Хе-Вау... Каждое первое Хе есть антипод частных Йодов, возникает вместе
с ними по Общему закону возникновения пассивности, как следствия возникновения
активности. Непрерывность инволюционного пути от Божества присуща лишь
инволирующим Йодам; все первые Хе суть лишь запечатленные этапы инволюции в
полярно искаженном виде. Иначе говоря, траектория инволирующих первых Хе
выражается зигзагообразной линией, у которой отрезки, параллельные оси абсцисс,
CXXXV


CXXXVI
отсутствуют, а другие, начинаясь на некотором
расстоянии от оси ординат, обрываются в точке
пересечения с ней. Траектория же инволирующих
Йодов
есть
линия непрерывная и выражается осью ординат.
Между линиями вторых Хе и каждым Bay остается
дифференциально малый промежуток; именно в нем и
происходит процесс трансформации Bay в Йод. Всякий
бинер является таковым, т. е. системой двух равных и
противоположных величин только в некоторой
определенной плоскости, в некотором определенном
сечении.
Пассивный,
или,
вообще
говоря,
отрицательный член, хотя сопутствует плюсовому,
но стоит ниже его, так как он является лишь
детонацией действия плюсового. Один и тот лее
плюсовой член в различных сечениях и аспектах мира, где он проявляется, порождает
различные Хе. Всякий Йод первее своего Хе, так как он рождается непосредственно из
Bay при достижении им плана Хе". Хе не имеют естественного продолжения по линии
аналогии, в то время как все Йоды являются лишь разнопланными сечениями одного и
того же луча.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   61

§ 4. Первоверховный Закон Аналогии
I. Изумрудная Скрижаль Гермеса Трисмегиста
«Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху; тот переходит от смерти к
смерти, кто находит здесь малейшую тень разнствования».
Катха упанишада.
Закон Аналогии — это первородный закон мира, это высочайшая истина, до
которой может воспарять человеческий дух, это высочайший синтез, конечная грань
разума. Когда Вселенский Дух захотел утвердить Себя, то Его первая Творческая Воля
вылилась в Закон Аналогии; он стал рснованием и путеводной нитью всего созидания
мира, он сделался ведущим ритмом вселенской жизни.
«Аналогия есть единственный возможный посредник между видимым и
невидимым, между конечным и бесконечным».
Элифас Леви.
1
Закон Аналогии есть закон чистого духа, а потому в силу самой природы своей он
вездесущ и всеобъемлющ. Когда человек впервые приступает к изучению
эзотерической науки, то первое, что открывается ему для усвоения — есть Закон
Аналогии; достигнув конечных вершин знания, посвятив всю жизнь свою страдной
стезе искания Вечного и на склоне дней своих стремясь выразить все почерпнутое им в
едином синтезе, адепт Высшей Науки не находит других слов, не находит более
высокого выражения Истины, чем тот же Закон Аналогии. Его глубина столь же
безмерна, как безмерны возможности чистого духа, и пытливое око всякого истинного
искателя правды может черпать воистину бесконечно из этого кладезя бездонного.
«Аналогия есть последнее слово науки и первое веры».
Элифас Леви.
2
1
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 362.
2
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 361.

137
«Вся ценность науки в том и состоит, что она дает нам возможность применять к
известному предмету знания, приобретенные нами на других подобных предметах; и,
таким образом, мы можем извлекать пользу из наших наблюдений только настолько,
насколько можем открывать и собирать сходства».
Стэнли Джевонс.
1
... «Орудие Фехнера, которым он пользуется для оживления вселенной, есть
аналогия ... Бэн определяет гениальность как способность видеть аналогии.
Количество аналогий, которые мог находить Фехнер, было удивительно. Но он в то же
время настаивал на необходимости уметь, делая аналогии, видеть различия.
«Пренебрежение различиями», — говорил он, «это обычное заблуждение в
рассуждениях по аналогии».
Проф. В. Джемс.
2
Великий Божественный Посланец, Основоположник первых времен мира,
Законодатель и Учитель Белой Расы, Гермес Трисмегист, положил этот великий Закон
в основание своего синтеза Царственного Знания, известного людям под именем
Изумрудной Скрижали Гермеса. Огненными знаками горят ее вещие словеса и на пути
веков освещают людям путь к постижению Неизреченного Света Божественной
Мудрости.
«Verum sine mendatio, certum et verissimum: quod est inferius est sicut quod est
superius, et quod est superius est sicut quod est inferius, ad perpetranda miracula rei unius.
Et sicut omnes res fuerunt ab uno, mediatione unius, sic onmes res natae fuerunt ab hac una
re adaptione. Pater ejus est Sol, mater ejus Luna, portavit illud Ventus in ventre suo; nutrix
ejus Terra est. Pater omnis Telesmi totius mundi est hie. Vis ejus integra est, si versa fuerit in
terrain. Separabis terrain ab igne, subtile aspisso, suaviter, cum magno ingenio. Ascendita
terra in coelum, iterumque descendit in terrain, et recipit vim superiorum et inferiorum. Sic
habebis gloriam totius mundi. Ideo fugiet a te omnis obscuritas. Hie est totius fortitudines
fortitudo fortis: qua vincet omnem rem subtilem, omnemquae solidam penetrabit. Sic mundus
ereatus est. Hinc adaptiones mirables, quarum modus est hie. Itaque vocatus sum Hermes
Trismegistus, habens tres partes filosophiae totius mundi. Completum est quod dixi de
operationae Solis».
3
1
Основы науки, стр. 1.
2
A Pluralistic Universe.
3
В вольном переводе (интуитивном) русский текст будет гласить: «Правильно, верно без лжи и
истинно то без сомнения: что то, что внизу и во вне, подобно тому, что в выси и в глуби, и то, что в
глубине и вверху, подобно тому, что внизу и снаружи, — для исполнения чуда единства. И подобно тому,
как Единое произродило из Себя все, применяясь, так все вещи в миру из одной инертной возникли
среды, посредством ее применения Отец его — Солнце, Луна — его мать, выносил ветер его в чреве
своем, Земля же вскормила его и плоть ему дала. Отец всему, что видишь здесь, Великий Деятель,
Посредник Силы есть, и мощь его полна и велика, когда сила его, проникая, наполняет землю. Сумей
отделить внутреннее от внешнего, тонкое от грубого, с осмотрительностью спокойствия, осторожностью
разумения, с дерзновением знания. Эта великая сила восходит с земли к небесам, откуда вновь
возвращается в землю, объяв в себе мощь выси и низин. Так восприяешь ты славу победы над всей
вселенной, а потому мрак и тьма оставят тебя. На этом зиждется непоколебимость силы мощи, она
восторжествует над всем высшим, властвующим, тонким, дотоле непобедимым и в тоже время
проникнет все твердое и незыблемое. Так сотворен мир. Отсюда почерпнуты могут быть чудесные
тайны и силы великие, способ чего также здесь заключен. Вот почему именуюсь я Гермесом
Трисмегистом, обладающим тремя частями Вселенской Философии. Истинно то, законченно и
совершенно, что я рек о Деянии Солнечном».
Изумрудная скрижаль Гермеса европейскими мистиками изучалась главным образом в
алхимическом аспекте. На пути всех средних веков бесчисленное множество алхимиков толковали ее на
все лады, веря что она есть исчерпывающий ключ к «Великому Деланию». В моей библиотеке имеется
одна из характернейших книг этого рода. — Der Hermetische Triumph, oder der siegende Philosophishe
Stein. Folliger und ferständlicher eingenchtet als einer jemals biszher gewesen. Leipzig und Gorlitz, 1707.