Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

171
Аркан VIII
I. Традиционные наименования:
Libratio, Карма, Themis, Правосудие, Lex.
II. Буква еврейского алфавита:
ח (Шет или Ход).
III. Численное обозначение:
Восемь.
IV. Символическое начертание:
Огромное, простирающееся во все стороны ровное поле; черная земля как бы застыла неожиданно
и образовала широкую гладкую поверхность. Ночь; темно; сияют звезды. Поле пополам разделяет
бесконечная, прямая как стрела дорога. По ней идут люди медленным, спокойным, каким-то
мертвенным шагом; кажется, что они спят и идут во сне. Жуткую грусть навевает эта бесконечная
вереница людей беспрерывно движущихся в одном направления. Посреди поля стоит маленький храм;
тысячи костров горят вокруг, озаряя его ярким светом; желтый камень его стен дрожит, переливается,
кажется сотканным из струек пламени. Фасад храма составляет пилон; по бокам зияющего в нем входа
две исполинские колонны поддерживают портал. На маленьком возвышении, немного впереди от них,
на камне кубической формы сидит Женщина. Темно-фиолетовая туника, переливающаяся в лиловую
при свете огней, пышными складками ниспадает вниз и скрывает камень совсем от взора. Женщина
как-то застыла в своей неподвижности, повязка скрывает ее лик, она кажется спящей, и сверкающий
меч в правой руке недвижим и горит отраженьем огней. В левой руке весы с двумя чашами из синего
хрусталя; в них пепел лежит, но недвижны и чаши, все застыло в покое царственном ночи...
• Вереница людей непрерывно проходит пред Женщиной, и каждый человек, поравнявшись с ней, на
мгновение останавливается, поворачивается к ней как-то неестественно, как автомат. Мгновение
смотрит он на недвижность весов, взор его тускл, в нем мысли не видно, не видно сознания, а
чувствуется одна лишь бесконечная скорбь. Затем вновь, как-то болезненно подергиваясь, человек
поворачивается и начинает медленной походкой своей брести в веренице... И так без конца, без счета, без
дней в тихом мраке ночи люди идут пред Богиней, жаждут чего-то, смотрят и дальше идут, и нет конца
их движению...
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   61

§ 1. Законы Мира Горнего и законы Мира Бытия
Закон природы существеннейшим образом отличается по самой природе своей от
закона Горнего Мира. Всякий закон Горнего Мира, как абсолютный принцип,
является целостной и законченной системой, распространенной от атома до высших
синтезов. Он совершенен и в нем нет движения, ибо он сам по себе в своем существе
заключает все бесконечно многообразные возможности всякого движения.
«Все совершается по непреложным законам, но в различных сферах бытия
очевидно должны господствовать разнородные законы (или точнее различные
применения одного и того же закона), а из этой разнородности естественно вытекает
различное взаимоотношение этих частных законов, так что законы низшего порядка
могут являться как подчиненные законам порядка высшего, подобно тому, как,
допуская специфические различия между мировыми силами, мы имеем право
допускать и различное отношение между ними, допускать существование высших и
более могущественных сил, способных подчинять себе другие».
Владимир Соловьев.
1
«Если мы теперь обратим внимание на природу естественного Божественного
закона, то увидим, что он универсален, или общ всем людям, ибо его мы вывели из
природы человека вообще».
Спиноза.
Закон природы является лишь частным сечением закона Мира Горнего. Всякий
закон природы есть конкретно взятая система умозаключений или взаимоотношений,
1
Чтение о Богочеловечестве. Том III, стр. 23.

172
относящаяся к условно принятой плоскости времени (принцип относительности) и
относящаяся к некоторому условному миру, который сознанием человека строится
следующим образом: Берется ряд так называемых «идеальных, феноменов», в их
плоскости, т.е. в данный момент времени, а потому и пространственного положения,
наблюдается известная система соотношений; эта система, не принимая во внимание
ни искажения несовершенством нашего сознания, ни того, что она относится к
идеальным феноменам, а не к таковым, каковы они суть в действительности, —
принимается за абсолютную, затем она распространяется по третьему измерению по
тождеству, а не по аналогии.
«Метод науки есть метод всякого возможного познания вселенной человеком. Это
есть метод умышленного ограничения или внутреннего неведения. Видя пред собой
великое всеобъемлющее единство Природы, мы можем мысленно разбираться в ней,
лишь выбирая некоторые подробности и (умышленно или бессознательно) изолируя их
от остального».
Карпентер.
1
Законы Горнего Мира составляют внутреннюю сущность и истинную первооснову
всех явлений природы. Они именно и только они могут давать и дают в
действительности ответы на вопросы о существе явлений, их абсолютной ценности и
реальности. Так называемые законы природы сами по себе являются объектами этой
природы, содержатся в ее общей экономии и потому, будучи ее факторами, только
более высшими, чем факторы единичных явлений, подобно им подвержены
изменениям и не могут служить источником, откуда человек может почерпнуть
истинное совершенное и абсолютное знание. Если он хочет его восприять, он должен
обратить дух свой к постижению абсолютных законов, лежащих выше всяких
конкретных представлений и которые являются истинными субстанциями, аспектами
Верховной Первопричины.
«Когда я искал последние причины механизма и законов, хотя бы даже движения, я
был до последней степени изумлен видеть, что их невозможно найти в области
математики и что необходимо было вернуться к метафизике.
Лейбниц.
2
К изложенному может служить примером любой закон позитивной науки, ибо
всякий из них справедлив лишь в некотором частном случае. Распространяя его на
другие, мы будем делать все большую и большую ошибку и, наконец, приходим к
нелепости и противоречию, как с априорной очевидностью, так и с конкретными
наблюдениями.
3
Таков,
например,
закон
Бойля-Мариотта,
совершенно
несправедливый при больших колебаниях соотношения между р и v, т. е. между
объемом и давлением, таков закон расширения газов, дающий при абсолютной
температуре их полное уничтожение, таков закон деформации, что напряжение равно
Ei, неверный не по свойству материалов, а по самому существу.
«Другими словами, закон Бойля есть метафизический закон, не имеющий
реального существования».
Э Карпентер.
4
Изложенное справедливо не только в физико-химическом мире, — оно относится и
к так называемым наукам чистого разума. Законы живой силы, параллелограмма сил,
удара и даже самого сложения скоростей оказываются совершенно несправедливыми
при скорости, близкой к скорости света. Достойно внимания то, что теперь именно
1
Э. Карпентер. Современная наука. Критический очерк. Перевод графа Л. Н. Толстого. Москва,
1898. Стр. 6.
2
Lett. à R. de Montmort.
3
Сравни с: Карпентер. Энергия в природе.
4
Современная наука, стр. 13.


173
человечество и переживает эпоху развития сознания об эволюции законов природы
1
и
их лишь относительной ценности. Теория Эйнштейна о принципе относительности
2
без
сомнения ляжет краеугольным камнем всего будущего здания науки, науки живой
природы, такой, какова она есть в действительности, а не мертвой, выдуманной
людьми.
«Исключения из законов постепенно сами подводятся под закон».
Стэнли Джевонс.
3
Итак, всякий закон природы по самому существу своему относителен, а потому, в
сущности говоря, эти соотношения совершенно неправильно именуются «законами
природы» ибо законы, известные людям, суть лишь законы их собственного мышления,
их восприятий, техники их умозаключений, а отнюдь не ratio scripta природы.
«Таким образом, попытка дать феноменальному миру объяснение само по себе
достоверное, безотносительно к состоянию умов людей, его предложивших, по
необходимости должна окончиться неудачей».
Э. Карпентер.
4
Законы природы действительные, истинные и абсолютные — это законы Мира
Горнего, Мира Причин; они абсолютны для всякого ума, для всяких восприятий, они
все в себе содержат и вне их нет ничего.
§ 2. О законах вселенной
I. Об индивидуальных и сверхиндивидуальных законах природы
«Каждая индивидуальность есть маленький мир, и мы понимаем этот маленький
мир лишь благодаря внутренней связи между его законами и законами более крупного
мира или миров, к которым он принадлежит».
Лейбниц.
Каждое человеческое существо в Мире Бытия, порожденное Атманом, несет в себе
два элемента: с одной стороны оно является микрокосмом, т.е. целым миром,
независимо существующим сам по себе, а с другой стороны частью макрокосма. Атман
сам по себе является частью Целого и целым в части. Эта-то его двойственность и
является первоисточником одновременного существования в целостном человеческом
существе макрокосмичности и микрокосмичности. Весь космос одновременно является
с одной стороны целостным и нераздельным, а с другой стороны состоит из
бесчисленного множества отдельных индивидуальностей. Отсюда явствует, что законы
космоса должны быть одновременно в двух аспектах: в одном как безличные, а в
другом в виде комплекса отдельных аспектов, приложенных к отдельным
индивидуальностям. Систему безличных законов я буду называть законами космоса,
вторую систему я буду называть законами кармы. О бинере этих двух систем и гласит
Аркан VIII.
II. Законы космоса или макрокосмические, т. е. безличные законы
«Все во мне и я во всем».
Тютчев
1
См. Акад. проф. Анри Пуанкарэ. Новая механика и эволюция законов Перевод Г. Л. Гуревич.
Москва, 1913.
2
См. проф. Хвольсон. Принцип относительности. С -Петербург, 1914.
3
Основы науки, стр. 3.
4
Современная наука, стр. 5.


174
Возможность есть траектория движения одного или совокупности нескольких
импульсов, явлений, идей или событий в пространстве или во времени, как следствие
предоставления всем действующим факторам свободы воздействия согласно общим
законам природы. Человеческий дух, как часть Божества, лежит за пределами мира,
ибо, черпая силу из себя самого, он своей властью может вмешиваться в течение
причин и следствий и переводить желаемый феномен на другую возможность. Система
безличных законов природы и мировая система возможностей суть понятия
равнозначащие и трактующие об одном и том же. Действительно: направление,
форма, вид, разветвления, узлы, соединения, пересечения, совпадения и сочетания
линий возможностей суть не что иное, как пространственная интерпретация
причинных зависимостей, следствий, соотношений, взаимного усиления или взаимного
ослабления систем законов космоса. Отсюда явствует, что понятие законах космоса,
законах безличных, представляется транцендентальным. В мире мы видим и познаем
лишь отдельные индивидуальности, их взаимные соотношения, их состояния и
изменения, а посему все то, что мы непосредственно видим и сознаем, непосредственно
привести нас к познаванию общих мировых законов не может Тем не менее, при всяком
новом восприятии мы всегда имеем возможность отделить тональности, присущие
тому миру и плану, в которых это наше познавание происходит, и таким образом
выявить в сознании некоторую абстрактную систему; эта последняя и является
элементом общего закона. Мы имеем также возможность подойти к системе безличных
законов природы исходя из принципов Мира Горнего. Эти принципы, будучи
интуитивно восприняты, выявляются в нашем сознании в виде некоторых априорных
умозаключений, и именно способность выявления их в интеллекте есть мерило и
показатель действительности восприятия и возможности в дальнейшем этим
восприятием пользоваться. Каждый абсолютный закон содержит в себе не только свой
догмат и его обоснование, но и весь комплекс всех тех путей, по которым протекает
как реализация принципа в феноменальном мире, так и постижение всей этой системы
эволютивным сознанием. Человек только тогда может сказать, что он восприял закон
мироздания, когда он не только спроектировал в свое сознание его выражение, но и
уяснил себе как принципы его бытия, так и течение вытекающих из него следствий, т.
е. каким образом этот закон выполняет свою миссию в общей экономии природы.
«Если бы люди с полной ясностью постигали весь порядок вещей, то они находили
бы все столь же необходимым, как положения математики, но так как это превосходит
меру их познания, то они считают некоторые вещи лишь возможными, а не
необходимыми».
Спиноза.
1
«Вселенная, в которой мы живем, не есть результат случая, и если нам кажется,
что где-либо действует случайность, то это происходит от несовершенства наших
способностей, которое мешает нам узнавать действия закона».
Стэнли Джевонс.
2
Последнее человек редко сознает, и посему огромное число законов, ему известных,
остается в его глазах лишь кодексом, утвержденным Непреодолимой Силой, но не
проистекающим непосредственно из разума. Причина этого явления лежит в самом
существе так называемых законов природы. Всякое соотношение между некоторым
комплексом объектов, взятое как таковое и рассматриваемое отвлеченно вне того
частного случая, где оно было наблюдено, представляет собой лишь условную систему
умозаключений. С другой стороны, эти построения всегда приноровлены к случаю,
когда все объекты являются не таковыми, как они есть на самом деле, а
представляются «идеальными». Иначе говоря, законы и соотношения, известные
человеку, всегда относятся к некоторому вымышленному миру, имеющему лишь
1
Cog., pars II, cap. IX.
2
Основы науки, стр. 2.


175
большее или меньшее сродство с миром действительным. Изложенное является
естественным следствием безмерной сложности явлений мироздания и вытекающей
отсюда необходимости их так или иначе классифицировать. Если бы человек всегда
находил бы абсолютно разумную систему классификации, то и тогда он не должен был
бы упускать из вида, что, переходя к миру обертонов, т. е. дифференциальных
частностей, он должен был бы прилагать законы интеллектуального мира к реальному
миру по аналогии, а отнюдь не по тождеству. В действительности, абсолютно разумная
система классификации для него недостижима, ибо он должен классифицировать до
того, как он воспримет закон, и, следовательно, он осужден на стремление к цели ему
самому неизвестной. И вот, имея перед собой бесконечную многообразность
мироздания, человек начинает классифицировать по некоторым девизам в группах
частности, сознательно откидывая, не принимая вовсе в расчет, разнствование членов
одной и той же группы. Между тем, может оказаться, как это и бывает всегда в
действительности, что он создает систему девизов по приметам имеющим лишь
частное конкретное значение, а не по действительно характеризующим группы
абсолютно разумной системы тональностям.
«Ложные идеи походят на неправильные камни, которые не могут идти на
постройку здания».
Бартелеми.
Все изложенное и сводится к тому, что человек, в силу несовершенства своей
сознательности,
подходит
с
неверным
углом
зрения
к
соотношениям
интеллектуального мира, а посему воспринимает не закон как таковой, а всегда лишь
его проекцию на некоторую совершенно условную плоскость. Вот почему человеку так
трудно изучить любой закон природы во всей его полноте. Если бы человек осужден
навсегда был идти от частностей к общему, то познавание им внешнего мира шло бы
с грандиозной медленностью, и даже, в конце концов, вовсе остановилось бы, ибо
жизнь человеческая слишком коротка, чтобы познать умом всю громадную
бесчисленность
дифференциальных
частностей,
выводов
и
заключений,
необходимых для познания общего принципа в высшей плоскости. Божественность
духа человека и сказывается в том, что он одинаково может познавать и снизу и
сверху, а потому вся цель его деятельности мысленной должна быть направлена,
чтобы связать воедино эти познавания. При помощи интуиции человек
предвосхищает принципы, до которых он никогда бы не дошел мешкотным
кропотливым трудом своей низшей стороны; эти-то принципы и раскрывают
человеку новый мир, и его задача связать высшее с низшим тем безмерно
облегчается. Он собирает частности, классифицирует их уже не путем повторных
опытов, а при свете конечного принципа, к которому он и должен подойти, опираясь
на низшее. Но и здесь его работа воистину грандиозна. Итак, к системе
сверхиндивидуальных законов мы можем подходить действительно как снизу, так и
сверху: в первом случае через синтезирование познаваемого a posteriori; во втором
чрез построение аналогов принципам Горнего Мира. Эти два метода не являются
вполне полноправными и эквивалентными. Действительно, при всяком
синтезировании мы всегда влагаем в нашу работу нашу силу, энергию нашего
мышления. Можно сказать, что всякая работа от частного к общему по существу
своему вампирична, ибо мы только затрачиваем на нее силу и имеем возможность
выявить принцип осязаемым образом только тогда, когда, в сущности, нашей
предыдущей работой он уже предварительно полубессознательно выявлен. Наоборот,
всякая работа при помощи интуиции сама по себе облегчает наш труд. Каждый
общий интуитивно воспринятый принцип, как истинный пентаклъ, является сам по
себе неистощимым источником силы мышления, оформливания, ассоциации,
проектирования и запечатления. Чем больше человек работает при помощи
интуиции, тем сильнее он становится в интеллектуальном отношении. Такая работа
совершенно не утомляет его, ибо она не только не требует от него ментальных