Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

162
будет; вот почему внешнее тоже свое, но оно не то, что внутреннее. — Итак: у каждого
человека есть свое внутреннее и свое внешнее. Разница между внешним и внутренним
определяется местом сознания. Сознание есть функция времени, а потому внутреннее
— это то, что человек в данный момент содержит в себе; внешнее это то, что он
будет содержать.
«То, что прошло, скрыто в жизни, как и то, что наступит».
Упанишады.
Таким образом, человек в Мире Бытия живет, чувствует и познает лишь в
границах присущего его индивидуальности относительного мира, и эти границы
отчетливо ощущаются всеми другими людьми, кто с ним встречается.
«Мы в самом деле никогда не переступаем через этот небольшой круг света,
который судьба очертила вокруг нас, и даже люди, стоящие всего дальше от нас,
хорошо знают цвет и форму этого непереступаемого кольца. Они прежде всего
замечают оттенок этих духовных лучей и, смотря уже по их количеству, они
протягивают, улыбаясь, нам руку или отдергивают с ужасом. Мы знаем все друг друга
в высшей атмосфере, и представление, которое я себе составляю о незнакомце, исходит
непосредственно из правды более таинственной и более глубокой, чем правда
материальная. Кто из нас не испытывал влияние того, что происходит в
непроницаемой области почти астрального человечества?»
Морис Метерлинк.
1
«Монады (каждая для всех остальных) непроницаемы, в них, как образно
выражается Лейбниц,
2
нет окошек, через которые они могли бы что-нибудь
воспринимать в себя извне, через которые внешний мир мог бы, так сказать,
заглядывать в них. Каждая монада действует совершенно самостоятельно без всякого
воздействия и содействия со стороны остальных».
Куно Фишер.
3
«Воспримите лишь то, что кажется вам истиной, остальное пускай проходит мимо
вас; в каждый данный момент человек может воспринять лишь предназначенное ему;
никто не в силах вступить в обладание своей собственностью, не будучи подготовлен к
этому».
Йогавасишта.
«Нельзя отрицать, что человек не носит в себе всех свойств, аналогичных тем
объектам, которые он может знать, ибо что представляют собой все наши открытия,
если не внутреннюю жизнь и тайные чувствования того общения, которое существует
между нашим собственным светом и самыми вещами; тем не менее мы не можем
составить себе идеи ни о каком чувствуемом объекте, если этот объект не соединен с
нами своими влияниями».
Луи Клод де Сен-Мартен.
4
«Человек самое совершенное и самое живое из всех произведений земли. Каждая
песчинка есть нечто неизмеримое, каждый лист целый мир, каждое насекомое —
совокупность непостижимостей. А кто сосчитает промежуточные ступени от
насекомых до человека! В нем соединяются все силы природы; он экстракт творения.
Все лица людей, все формы, все сознания различаются не только по их классам, родам
и видам, но также по их индивидуальности. Ни один человек не похож вполне на
другого; в том-то и заключается первая, глубочайшая, надежнейшая, незыблемейшая
1
Рейсбрук Удивительный. Одеяние духовного брака. — Вступительная статья Мориса Метерлинка.
Перевод Михаила Сизова. Книго-изд. «Мусагет», Москва, 1910.
2
«Les monades n’ont point de fenêtres, par lesquelles quelque chose у puisse entrer on sortir». —
«Monadologie», Nr. 7, Op. phil., стр. 705.
3
История новой философии. Том III, «Лейбниц», стр. 367.
4
Tableau Naturel, стр. 11.


163
основа физиогномики, что при всей аналогии и однообразии бесчисленных
человеческих образов нельзя найти двух людей, которые при тщательном сравнении не
отличались бы заметно друг от друга».
Иоган Каспар Лафатер.
1
Так выражается эта доктрина на пути веков, различно по форме, но неизменно по
сущности.
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   61

§ 5. Дух и душа. Состав человека
«Сердце твое я уподобляю городу, в котором бок-о-бок живут праведные и
неправедные. Ты — повелитель этого города, а разум великий визирь твой».
Саади.
2
Проявление есть утверждение себя во вне, это есть реализация своих
потенциальных качеств, это есть стремление создать себе такое поле, в котором
каждая частичная градация сущности могла бы получить в своем собственном
сознании независимость личной жизни. Эта цель и вызвала Творчество Божественное,
вызвала творчество Атманом своих Эа, вызвало также и весь дальнейший ход
инволюции. Весь путь Вселенского Проявления, начиная с Эйн Софа и кончая
простейшими феноменами, утверждается этой единой идеей. Давая бытие внутреннему
Логосу, Целое, Абсолютное родит в себе относительное и тотчас же его видоизменяет.
Это есть вечный круговорот иллюзий, есть поток частных логосов, непрестанно
сменяющих друг друга. Различно себя сознавая, утверждая различные виды сознания,
Целое порождает в Себе различные миры частностей, и в каждом из этих миров живет
ему свойственной стороной Своей, и каждая из отдельных грез видит свое целое, видит
своего судью и свой закон.
3
Когда человек грезит, он отождествляется с своей мечтой,
он забывает себя в своем целом и вполне уходит в свою мечту, а потому всегда
рождение мечты из целого есть рождение в самом целом нового аспекта. Греза живет
своей жизнью, она теряет связь с целым, она становится самостоятельным бытием, но
лишь постольку, поскольку целое ее проникает. Живя в различных грезах частями
своими, Атман человека обобщает их в совокупное целое; это целое есть
запечатленный отблеск самоощущения, это есть тело сознания, которое и носит в
традиции наименование «состава человека».
«Все внешние проявления не более как дороги, сходящиеся к одному центру, и вы
идете по ним, чтобы достигнуть этого центра и найти настоящего человека, т.е. группу
способностей и чувств, которые производят все остальное. Вот новый мир, мир
бесконечный, потому что всякое видимое действие влечет за собой бесконечный ряд
прежних или новых рассуждений, волнений, ощущений, которые содействовали к
уяснению его, которые, как длинные скалы, глубоко осевшие в почву, достигают в нем

его крайней, оконечности и его подошвы».
Ипполит Тэн
Когда человек грезит, он может или двигать свое сознание по отношению к своей
грезе, или же, наоборот, может заставить ее самое двигаться. Как в том, так и в другом
случае — эта греза есть совокупность более элементарных грез, ее отдельных градаций,
по которым скользит сознание человека. В мире все порождается относительным
движением; движение абсолютное есть не только недостижимая фикция, но и фикция
1
Lavaters Phisiognomik. Neue Aufl. der Phisiogn. Fragm. Nr. 11, IV, s 2 und 4.
2
Сад плодовый, стр. 102.
3
Вундт ради наглядного объяснения сравнивает сознание с полем зрения глаза. Имеющиеся в
данный момент в нашем сознания представления находятся в поле зрения; представления же, на
которых сосредоточивается наше внимание, отвечают точке фиксация сознания. При этой аналогия
вступление во внутреннее поле зрения может быть названа перцепцией, а вступление его во внутреннюю
точку зрения — апперцепцией См.: Вундт. Основы физиологической психологии. Стр. 748.

164
бесполезная.
1
Считая, что движение целиком лежит в Целом, мы приходим к идее о
Проявлении Мира, как грез, запечатленной в волнах Майи;
2
наоборот, считая Целое
недвижным и приписывая частям категорию движения, мы приходим к идее о
Мировом Проявлении в аспекте учения об эманации.
3
Ясно, что обе идеи тождественны
по сущности и разнствуют лишь благодаря условному принятию за неподвижную
различных точек в относительном движении, что, вообще говоря, безразлично. В обоих
случаях мы одинаково приходили к тому, что сознание скользит по составу,
4
и в этом
и заключается жизнь.
Эта идее о последовательных отождествлениях личности человека с отдельными
совокупностями элементов состава, особенно ярко разработана у гностика Исидора в
его «περι´ προσφυο´ος ψυχη´ς», где он высказывает вполне правильную мысль, что
разносторонность человеческого существа и возможность полного погружения в
различные конкретные эмоции подчас противоположные друг другу, естественно
приводят к необходимости признать наличие группового характера в душе человека —
хранилища предыдущего опыта.
Всякое чувство, всякая мысль, всякая идея, сами по себе слагаются из
элементарных аспектов. Разлагая эти аспекты на еще более элементарные, мы, в конце
концов, приходим к аспектам простейшим, которые и являются как бы
индивидуальными атомами состава; эти атомы я буду называть элементами человека.
Эти элементы, слагаясь друг с другом различным образом, обобщаясь в различных
относительных синтезах, и создают всю массу свойств и наклонностей человеческой
души, которая и есть не что иное, как состав. То внутреннее движение, которое вечно
происходит в человеке, и есть вечная перегруппировка элементов; именно поэтому
человек живет в себе самом и в себе самом и двигается; именно поэтому вся
деятельность человека ограничивается своим собственным внутренним миром.
«Лишь только один я останусь с собою,
Меня голоса призывают толпою,
Которому ж голосу отповедь дам?
В сомнении рвется душа пополам!»
Алексей Толстой.
Каждый элемент подобен по Закону Аналогии самому целостному человеку, а
человек для такого элемента есть Демиург; в плане высшем человек является
элементом Мирового Коллективного Человека — Адама Кадмона; это и выражается
законом: каждый человек есть Адам Кадмон для всего низшего и элемент высшего.
Мысли и образы, идеи и чувства, стремления и изыскания человека, в своем комплексе
составляющие его душу, вполне подобны отдельным людям, образующим вместе один
какой-нибудь народ. Каждый отдельный элемент человека имеет своим главным
двигателем стремление развиться как можно ближе к максимуму возможного
развития вообще и все кругом на этом пути своем подчинить своему влиянию. Этот
двигатель тождественен с двигателем каждого человека, ибо стремление к развитию и
доминированию над всем и определяет вообще сущность живого существа на земле.
Как среди людей нет двух равных, так и среди элементов души человека нет двух
тождественных; как в мире человеческом, так и в мире души одного человека эти
элементы живут, двигаются и чувству ют согласно своим собственным,
индивидуальным качествам и свойствам.
1
См. теорию «принципа относительности».
2
Школа веданты.
3
Пуруша и Пракрити — Первичная эманированная Абсолютом Антиномия — входят в общение
между собой как quasi-Независимые Начала и тем порождают бытие мира и течение его жизни — школа
санкхья.
4
В современной философской терминология к оккультному понятию о «составе» весьма близко
подходит понятие об «апперцептивной массе».


165
«1st nicht der Kern der Natur.
Menschen im Herzen?»
Гете.
1
«Мудрецы находили корни бытия в своем сердце».
Ригведа.
2
Каждый элемент есть запечатленный аспект духа в том виде и в тех тональностях, в
каком мире этот элемент лежит. Элемент рождается тогда, когда путем опыта человек
утверждает его долженствование, когда, из предыдущих познаний и выводов, он ясно
начинает чувствовать необходимость его бытия для завершения соответствующего
комплекса идей или представлений, для доведения их до гармоничного целого.
33
В этом
и состоит закон атрофии: «При наличии действительной необходимости познавания
или общения с миром вне лежащем возникает новая способность общения и
восприятия, и обратно, при отсутствии этой необходимости или возможности
активно проявляться, эта способность исчезает, переходя из мира реальностей в мир
возможностей».
4
Человек Мира Бытия движется, и в этом движении своем он познает одни явления
и идеи мира за другими; он отождествляется с ними, и отождествившись, идя дальше,
уносит с собой их запечатленный отблик; отражение частного в общем есть
поглощение общим частного.
5
Это отождествление с частностями и их поглощение не
всегда происходят с одинаковой интенсивностью, скоростью и совершенством. Когда
человек все сипы свои исчерпывает на внутреннюю борьбу частей своих, он совершенно
лишается возможности воспринимать что-либо извне, он проходит мимо самых
глубоких и интересных явлений как бы во сне, вовсе их не замечая. Лишь совладав с
своим собственным диссонансом окончательно, начав торжествовать над хаосом
беспорядочности своих чувств и эмоций, у него как бы сваливается пелена с глаз, он
начинает видеть вокруг себя, начинает сознавать, оценивать и претворять в свою
плоть и кровь.
6
«Когда тепло и движение безотчетных импульсов и страстей терзает душу со всех
сторон, человек не в состоянии ничего дать или принять сознательно. Но когда мы
найдем центр в своей душе, благодаря силе самообладания, силе, способной привести в
гармонию борющиеся элементы, все объединяя, тогда наши отдельные впечатления
превращаются в мудрость и наши моментальные сердечные интересы находят свое
завершение в любви. Для человека, познавшего свою душу, возникает определенный
центр вселенной, вокруг которого все остальное распределяется и находит свое
настоящее место.
Рабиндранат Тагор.
7
Каждая новая мысль, каждое новое переживание, каждая вновь почерпнутая идея,
входя в состав, входит во взаимоотношение со всем тем, что там уже имеется,
происходит полная внутренняя переориентировка, в результате чего появляется
возможность новых переживаний, новых достижений. Каждое конкретное познавание,
каждое действие, проистекая из воли, вместе с тем не только окрашивается
1
«Разве сущность природы не заключена у человека в сердце?»
2
Rig-Veda ou livre des hymnes. Traduit du Sanscrit par A. Langlois Paris, 1872, Bibliothèque Orientale.
Chefs-d’oeuvre litteraires de 1’Inde, de la Perse, de 1'Égypte et de la Chine.
3
Прекрасным примером сказанного является предсказание Д И Менделеевым a priori свойств гелия
и других химических элементов, получившее впоследствии, как известно, блистательнейшее
подтверждение.
4
Этот закон, как известно, лежит краеугольным камнем биологии.
5
Подробную теорию этого процесса см. в Аркане XII.
6
Произвольное количество примеров можно взять из любого курса психиатрии. Вся цель так
называемого «практического оккультизма» и заключается в том чтобы помочь человеку достичь
внутреннего равновесия, что является первым условием эволюции.
7
Рабиндранат Тагор. Постижение жизни. Перевод В. Погосского. Москва, 1914.