Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

185
т. е. поскольку он отдал себя познанию в себе вечного, и постольку смертен, поскольку
над ним тяготеют условности и иллюзии феноменального мира» .
«Человек находится на границе смерти и бессмертия».
Филон
«Всякая вещь, поскольку она форма — уничтожается; поскольку же она сила или
жизнь, она будет продолжать свое существование» .
Браман Чаттерджи.
1
Исполнение частной задачи — утверждение в определенной совокупности
элементов — в некоторых случаях может осуществляться чрез посредство опыта
другого человека. Отождествляясь с воплощенной душой, растворяя ее целиком,
высшая душа также участвует во всех ее деяниях и воспринимает результаты их, как
если бы она вселилась в эту низшую душу и сама бы непосредственно осуществляла ее
жизнь и деятельность,
«Воплощение, называемое Гилгул (לוגליג), есть тот случай, когда при выходе
ребенка из утробы его матери некоторая душа входит в него: эта душа обязана
перенести все страдания и все несчастия, которые обрушатся на это тело и при помощи
которого она входит на арену мира до своей смерти, не имея возможности отделиться
от него ранее своего последнего дня. Вселение, или Иббур (ריביע), есть случай, когда
душа приходит в мир через человека уже рожденного в этом мире и вполне
самостоятельного».
Исаак Лориа.
2
Учение о метемпсихозе, переселении душ, лежит краеугольным камнем во всех
религиозных системах мира. Не говоря уже об Индии и Египте, мы видим, что оно
также имеет место в Семитическом Откровении и христианстве. Это учение, будучи
весьма сложным и труднодоступным широким массам, большинством Учителей
скрывалось от толпы и сохранялось лишь как эзотерическое среди немногих
избранных. Так, в Евангелии мы видим лишь немногие указания на него, как
например в притче «о слепорожденном».
«Переселение душ, если верить св. Иерониму, долгое время сохранялось первыми
христианами как традиционная эзотерическая доктрина, которая не должна была быть
сообщена иначе как небольшому числу избранных: abscondite quasi in foveis viperarum
versari, et quasi haereditario malo serpere in paucis.
3
Ориген рассматривает эту доктрину
как единственный способ объяснить некоторые библейские рассказы, как, например,
борьба Иакова и Исава до их рождения, призвание Иеремии, когда он был еще в утробе
своей матери, и массу других фактов, которые бы сделали Небеса несправедливыми,
если бы они не проистекали из действий добрых или злых в жизни предшествовавшей
той. Более того, чтобы не оставить никакого сомнения в происхождении и характере
этого верования, александрийский священник находит нужным сказать, что он не
подразумевает здесь метемпсихоз Платона, но другую теорию, совсем отличную и
совершенно иначе утвержденную».
4
Франк.
5
Среди каббалистов вопрос о метемпсихозе особенно интересовал Исаака Лориа, как
свидетельствует его верный ученик ‘Haïm Vital в его Etz’ Haïm. «Исследование о
метемпсихозе» (סילוגלג רפס) (Глава I). Самая ценная литература по этому вопросу —
1
Сокровенная религиозная философия Индии, стр 58.
2
Isaac Loria. Traité des Revolutions des Ames. Стр. 51.
3
Hieronym. Epistol ad Demetriadem. См. также Huet. Origeniada.
4
Περι´ α´ρχω´ν.Книга I, глава VII. Ου´ κατα´ Πλα´τωνος µετεσωµα´τωσιν, α´λλα´ χατ α´λλην των υ´ψηλοτε´ραν
Θεωρι´αν. Adv. Celsum. Книга III.
5
Franck. La Kabbale ou la philosophic religieuse des hébreux. Pp. 184—185.


186
индийская; она дает богатейший, прямо неисчерпаемый материал. Учение о карме есть
первое слово эзотерической науки, но в своем целом оно обхватывает все проблемы
философии, религии и мистики. В силу этого я в данном месте ограничусь только что
поясненными его основными принципами, дальнейшее же его развитие будет мной
изложено на пути толкования всей дальнейшей цепи Арканов. С другой стороны, ввиду
того, что по учению о карме в настоящее время имеется весьма обширная литература,
в частности и на русском языке,
1
я почитаю излишним повторять то, что вполне
удовлетворительно объяснено целым рядом авторов.
Аркан IX
I. Традиционные наименования:
Protectores; Initiatio; Prudential Lux, Occultata или Lux in Occulto; Отшельник.
II. Буква еврейского алфавита:
ט (Тет).
III. Числовое обозначение:
Девять.
IV. Символическое начертание:
Бесконечная выжженная солнцем пустыня; красные камни и желтый песок чередуются друг за
другом широкими полосами; воздух недвижим; царит тишина мертвая, безжалостная, давящая.
Огненный диск медленно движется по небосклону и знойными лучами своими как раскаленными
иглами проникает повсюду и убивает всякий проблеск жизни. Песчаные холмы и груды камней
стелятся длинными волнами; между ними чуть заметно вьется тропинка, покрытая песчаной пылью,
скрывающей все следы. Медленной походкой, опираясь на посох с едва заметными тремя сучками, идет
по тропинке старик. Длинная борода ниспадает до пояса, голова, почти лишенная волос, полуприкрыта
капюшоном. Причудливыми складками, каким-то хаосом изгибов его черный плащ, а под ним туника и
такая же черная рубашка скрывают всю его фигуру. Крепко прижав к груди, как бы боясь уронить
бесценное сокровище, прижимает старик старую ржавую лампу, в которой ярким светом горит масло.
Ровным шагом не глядя никуда идет тот странник по дороге; глаза его тусклы, почти не видно граней
зрачков, но где-то в глубине, далеко, чудится истинный светоч за ними. Босые ноги в сандалиях
покрыты пылью и струпьями, но старец, как бы не замечая трудности пути своего, идет по выжженной
пустыне, тая свой маленький огонь.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   61

§ 1. Принцип Тройственной Триады
«Знание Божества разрешает все узы и дает успокоение от всех бедствий и
страданий, включая рождение и смерть».
Шветашватара упанишада.
«Познавший Я достиг высшего; поэтому сказано: «Я — Бытие, Сознание,
Безграничность». Тот, кто познает это как теперь посредством разума, так и в высшей
акаше, имеет доступ к пользованию всем, чем ни пожелает, так как он составляет одно
с всевидящим «Я».
Таиттирш упанишада.
Аркан IX, заканчивая собой третий тернер Арканов, раскрывает проблему о
тройственной триаде. Бинер есть абстрактное представление и при этом
существующее лишь в мгновенном равновесии, ибо он стремится утвердить себя в
динамической цепи андрогинов. Устойчивой простейшей метафизической системой
является тернер, но и он сохраняется в этой форме лишь до тех пор, пока пред ним не
раскроется поле свободного действия Хе". После этого тернер выявляет в этом низшем
плане свой аналог, который, в свою очередь, находится в устойчивом равновесии лишь
до встречи с гармонирующим с ним еще более низким планом Хе". Вообще говоря,
всякое
нуменальное
действие
порождает
инволютивный
динамический
1
На русском языке по вопросу о карме стоят на первом месте две группы изданий: «Теософического
Общества» и книгоиздательства «Новый Человек» Алексея Суворина. Это собрание 40—50 книг и
брошюр дает целый ряд ценных сведений для впервые приступающего к изучению знаний сокровенных.

187
тетраграмматический цикл. С другой стороны, каждая пара Йод-Хе может быть
представлена в нашем сознании как результат встречи некоторого высшего Bay с этим
планом. Таким образом, тетраграмматический цикл a priori может быть продолжен в
обе стороны до бесконечности.
В том случае, когда членами ряда являются Великие Арканы, этот цикл в одном
направлении имеет естественный предел, ибо его Первоосновой является
Божественная Сущность. Вот почему, рассматривая этот цикл в его космическом
приложении, каббалистическая традиция ставит пред началом его точку (הוהי׳), как
символ Абсолютной Первопричины. Обратимся теперь к вопросу о пределе этого
цикла в другом направлении. Во всяком тернере андрогин отличен по природе своей от
членов бинера — его родоначальника, который, как причина, первее его, как
следствия, но это разнствование отлично от имеющего место между факторами
различных миров. Действительно, различие между мирами проистекает не из различия
формы или различия взаиморасположения отдельных элементов той же самой
системы, а из различия самой сущности, глубины того, о чем эта система трактует.
Между тем, андрогин имеет свойства, являющиеся результативными из свойств
породившего его бинера; они могут быть отличны от вторых или формой внешней или
даже своим видимым существом, но это последнее проистекает лишь из самой техники
и механизма сочетаний свойств членов первоначального бинера; иначе говоря, это
разнствование касается лишь внешней интерпретации, но не затрагивает существа:
всякий тернер представляет из себя вполне целостную систему. Сравнивая между собой
два тернера, из которых один порождается из другого, мы видим, что они кардинально
между собой различаются. Самое понятие о Хе" потому именно и вводится традицией,
чтобы подчеркнуть полный перелом самого существа того, о чем трактует тернер, при
переходе его в следующий мир. Перед этим переломом различие, имеющее место между
бинером и андрогином в тернере, совершенно бледнеет, и тернер в нашем сознании
выявляется в виде определенного понятия о плоскостной системе взаимоотношений.
Таким образом, в метафизическом пространстве цикл Йод-Хе-Вау-Йод-Хе-Вау ...
выявляет инволирующую кривую прерывистого характера. Планов существует столько,
сколько феноменов, т. е. число их бесконечно, а потому в феноменальном мире
динамический цикл может продолжаться до бесконечности; по отношению же к
Великим Арканам этот вывод места иметь не может. Аркан VI раскрывает доктрину,
что мир есть отражение Божества, равное Ему и противоположное. Божество
бесконечно, бесконечен и мир, и эти две равные, но противоположные бесконечности и
определяют состояние пралайи. Две бесконечности, противоположные по знаку, все в
себе содержат; знак макрокосма — гексаграмма — и выражает идею целостности и
законченности абсолютной системы двух тернеров. Вот почему, Аркан VI и является
Bay в первый и последний раз, ибо грань между первыми двумя тернерами выражается
не выводом второго тернера из первого, а отражением одного в другом.
Тетраграмматический цикл непреложим на пути меж первым и вторым тернером;
наоборот, между вторым и третьим тернером он раскрывает всю свою мощь, все свое
недосягаемое величие. Различие между первым и вторым тернерами раскрывает
Аркан VI доктриной о появлении воли частного, когда Единое утвердило иллюзию
множественности; эта же самая доктрина разделяет и второй тернер от третьего.
Второй тернер рассматривает мир как комплекс частностей, являющийся образом и
подобием Божества — по отношению ко всему космосу; третий тернер раскрывает это
же самое учение по отношению к отдельной частности. Таким образом, второй и
третий тернеры рассматривают ту же самую доктрину, но один в приложении к
макрокосму, а другой к микрокосму. Вот почему здесь имеет полную силу
тетраграмматический цикл, ибо его принцип — это рассматривание одной и той же
идеи в ее динамическом течении по различным сечениям космоса. При рассмотрении
дилеммы первого и второго тернера Арканов разнствование между вторым и третьим
тернерами, как величина низшего порядка, падает вовсе — второй и третий тернеры


188
сливаются в один, и в таком виде триада первых трех тернеров выливается в
шестиконечную звезду — гексаграмму.
«Арабские мистики, утвердив сначала принцип, что Бог есть Единая Субстанция
всех вещей и Неизменная Первопричина вселенной, объясняют, что Он проявляется
или манифестируется в трех различных аспектах: I — есть Единство или Бытие
Абсолютное, в Котором еще не существует никаких подразделений, II — есть тот
аспект, в котором объекты, долженствующие образовать вселенную, начинают
определяться через разделение в своих сущностях в интеллигибельные формы и
предстают в них пред Божественной Мудростью, III-я Божественная Манифестация
есть вселенная как таковая, это реальный мир, или Бог, ставший видимым».
М. Tholuck.
1
Все изложенное и выявляет доктрину Тройственной Триады: «Абсолютная Триада
утверждает Себя в трех аспектах бытия: в бытии едином и нераздельном — синтезе
всех потенций, в единстве бытия совокупности своих объектированных потенций,
эмалированных во вне Интегрального Единства, как единичные quasi-независимые
аспекты, и в бытии в каждом отдельном своем аспекте. Каждое состояние Триады
познается в тернере, и эти три частных тернера, соединенных вместе, и выявляют
совершенным образом для человеческого сознания Субстанцию Триады».
Система первых 9 Арканов Священной Книги Тота представляет собой таким
образом, стройное и замкнутое целое; их цикл исчерпывает собой учение о Мировом
Творчестве, как Самоутверждении Субстанции. Каждый из этих Арканов в
отдельности есть лишь аспект Целого, и потому все они связаны единством в своем
Синтезе и Генезисе. Эта идея с полной яркостью запечатлена в религии Египта —
«Космогонические боги древнего Египта», говорит Масперо,
2
«образовывали
теоретическое целое из девяти божеств, которое называли «Псит» (psit) или «Паут
нугиру» (paout noutîrou), «девятерица богов», или, употребляя более общий термин —
«сонм богов» (цикл богов)».
§ 2. О Природе Земной, о самоопределении монады в ментале,
о самосознании в астрале и одиночестве на физическом плане
I. Индивидуальность и обособленность, как руководящие начала
Природы Земной
«Подобно одинокой горе, живи в уединении, в созерцании вещей, окружающих тебя,
и, подобно же вершине горы, чело твое коснется небес».
Саади.
3
«Ты был один во время рождения, ты будешь один в минуту смерти, ты один
должен отвечать пред Неумолимым Судьей».
Веданта.
Аркан III есть учение о Природе Божественной, присущей Единому Однородному
Космическому Духу; Аркан VI учит о Природе Небесной, присущей Космическому
Тварному Духу — Эдеме вселенской семьи индивидуальных монад; Аркан IX
раскрывает законы Природы Земной, жизнь в которой есть удел падшего Адама.
Аспект Единой Реальности — индивидуальная монада, бывшая в Аркане III
потенциальным модусом Самосознания Реальности, в Аркане VI претворяется в quasi-
1
De Ortu Cabbaiae. Hambourg, 1837, part. II, стр. 28 et 29.
2
Maspero Conte des deux Freres. На русск. яз. — Д. А. Сперанский. Из литературы древнего Египта.
Рассказ о двух братьях. СПб., 1906. Стр. 12.
3
Сад плодовый, стр. 102.


189
независимого единичного деятеля, субстанцию второго рода; как в том, так и в другом
своем состоянии монада сознавала себя совокупно с Космическим Целым. Аркан VII
есть великий перелом, падение первозданного человека; каждая монада теряет связь с
Целым, начинает жить лишь в своем собственном индивидуальном относительном
мире. Аркан IX есть учение о падшей монаде и жизни ее в феноменальной среде; эта
среда лежит во вне сознания человека и она тяготит его, ибо она видимым образом
реализует оторванность его от Синтеза. Божественная Природа рождается из Сознания
Космическим Духом множественности Своих потенций; Небесная Природа
утверждается Грезой Его об этой множественности как реальности с забвением
Единства; Земная Природа утверждается сознанием падших монад своей
обособленности как прообразе индивидуальности. Учение об индивидуальности и
познании ее и составляет проблему Аркана IX.
История человечества начинается с тех пор, когда человек впервые сознал свое
царственное на земле достоинство; именно это сознание и отличает человека от всех
других существ земли. Каждый род животного мира имеет свой особый характер,
присущий лишь с ничтожными изменениями всем особям данного вида. Привычки и
наклонности вытекают не столько из условий жизни, сколько из наследственности, она
именно создает тяготение всех особей одного вида к определенным привычкам и
склонностям; индивидуальность здесь сведена до минимума и почти вовсе отсутствует;
здесь царствует чувство стадности, которое начинает исчезать лишь на высших
ступенях животного мира, что и является показателем нарождения высшего свойства
индивидуальности — свободной воли. В этом мире необычайно сильна привязанность
к окружающей обстановке; животное неизмеримо больше чем обыденный человек
сознает себя частью природы, ибо сознание отчужденности и есть первый этап к
сознанию индивидуальности..
«Человек не встречает почти ничего другого, как различия и противоположности;
он не имеет, так сказать, связи ни с кем из ему подобных, он отличается от них
знаниями. Когда он углубляется в себя самого, он обвиняет всех в самомнении,
алчности, грехах, отрицает их талант и их учения; каждый человек подобен владыке в
своем царстве, каждый человек стремится к всемирному господству».
Сен-Мартен.
1
Чем ниже стоит человек по своему развитию, чем сильнее в нем чувство стадности.
Страстное желание быть самим собой, стремление быть самодовлеющей ценностью
есть истинное мерило благородства человеческого духа, а потому любовь к одиночеству
есть удел немногих избранных душ.
«У низших рас все индивиды, даже тогда, когда они принадлежат к различным
полам, обладают почти одним и тем же психическим уровнем. Будучи все похожи друг
на друга, они представляют вполне картину того равенства, о котором мечтают
современные социалисты. У высших рас неравенство индивидов и полов, напротив,
составляет закон».
Густав Лебон.
2
«Начало культуры коренится в росте индивидуальности; ее продолжение — в
индивидуальном росте суммы личностей, объединенных расовыми особенностями».
Андрей Белый.
3
«A mesure qu’on a plus d’esprit, on trouve qu’il у a plus d’hommes originaux. Les gens
du commun ne trouvent pas de difference entre les homines».
Pascal.
4
1
Tableau Naturel, стр. 31.
2
Психология народов и масс. СПб., 1896. Стр. 34.
3
Символизм, стр. 5.
4
«Чем умнее человек, тем более он находит интересных людей. Толпа не видит разницы между
людьми». —Паскаль.