Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

273
закону пирамиды. Раз это так, то вполне понятно, что познающий при помощи интуиции
человек не может заставить двигаться высший синтез по отношению к его сознанию, а
наоборот, сам по себе должен, видоизменяя сознание, так ориентировать свой состав, чтобы
различные стороны его постепенно одна за другой освещались светом этого синтеза. Все это
и приводит нас к одному из основных законов познавания: Для осуществления познания
необходимо, чтобы объекты, лежащие ниже сознания человека, двигались по отношению к
сознанию; наоборот, по отношению к высшим объектам познания, само сознание должно
эволютивно изменяться.
Чем выше разум, тем большее число феноменальных представлений он заключает, тем
ближе он к Высшему Синтезу. В строгой гармонии с развитием силы разума изменяется и
его природа; он неуклонно облагораживается, уподобляясь все более и более Разуму
Абсолютному. Перенесение разума в высшие сферы синтеза и есть цель человека, к которой
он должен стремиться, руководясь высшим сознанием своего «Я», путем интуиции.
«Укрепив я посредством «Я», по собственному побуждению, при помощи рассуждения,
человек должен провести невредимым это сокровище — свой разум — через океан соблазна
— этот мир».
Йогавасишта.
Достижение этого и есть завершение всех стремлений человека на пути его эволюции.
Будучи началом разделяющим, разум, вместе с тем, есть орудие синтеза. Полное
расчленение и полное синтезирование вновь и есть венец всех деяний человека. Достигнув
совершенного сознания, человек начинает чувствовать истинную и абсолютную свободу,
над ним перестают тяготеть последние оковы, он начинает понимать с полной ясностью,
что за вечным круговращением времен и явлений незыблемо стоит Единое Неизменное,
Которое и породило видимую природу. Будучи совершенной, природа должна быть единой,
ибо только единство замысла создает единство гармонии,
1
а потому вся природа есть
единое целостное существо.
«Если мы примем во внимание аналогичность всей природы, то мы можем
рассматривать ее как одно существо и выводить отсюда, что произведенная природа
вытекает из одной Идеи и одного Волевого Решения Бога».
Спиноза.
2
«Вся произведенная природа есть лишь Единое Существо».
Спиноза.
3
Дойдя до венца познания, человек с высоты его оглядывается назад на пройденный им
путь и вновь переоценивает весь ход своего развития. Он убеждается с абсолютной
непреложностью, что заблуждения людей происходят исключительно из недостатка
кругозора и неумения видеть одновременно различные стороны одного и того же явления
Прикованные к условностям, люди не могут сделать даже простейших выводов, и человек
познавший с недоумением останавливается, видя как люди проходят мимо самых
назойливых очевидностей.
«Однажды спросили царя Юдхиштхиру, «какая самая удивительная вещь в мире?» И
царь ответил: «всякий день вокруг умирают люди, а каждый думает, что он никогда не
умрет».
Свами Вивекананда.
4
1
Эта идея прекрасно выражена Иегудой Галеви (lehouda Hallévi) в его «Cuzary» — 4, 8, 25; см. выше стр. 67.
2
Cog. met. II, cap. VII, стр. 118—121.
3
Cog. met. II, cap. IX, стр. 124; quod tota natura naturata nonsit nisi unicum ens.
4
Свами Вивекананда. Жнана-йога. Лекции, пересмотренные и изданные Свами Сарадананда. Перевод со
второго калькутского издания Я. К. Попова. С.-Петербург, 1914. Стр. 18.


274
Людям, оторванным от синтеза и лишенным сознания единства вещей, все явления
кажутся единичными, не связанными ничем и не дающими никаких законов; случайность
становится в их глазах единственным абсолютным началом.
«Как только мы отделяем природу вещей от природы Бога, берем ее саму по себе и
рассматриваем явления по-одиночке, мы не понимаем более необходимости мирового
порядка и устанавливаем несуществующее различие между возможными, случайными и
необходимыми событиями. Но что сумма углов треугольника равна двум прямым, это
следует из природы дела. Поистине, лишь человеческое неведение может измышлять
подобные различия в вещах. Если бы люди с полной ясностью постигали весь порядок
вещей, то они находили бы все столь же необходимым, как положения математики, но так
как это превосходит меру их познания, то они считают некоторые вещи лишь
возможными, а не необходимыми. Поэтому нужно сказать, что Бог либо не способен создать
ничего, так как в действительности все необходимо, либо способен сделать все, ибо
присущая вещам необходимость состоит исключительно в Его Воле и вытекает из Нее».
Спиноза.
1
Так, живя в царстве майи, вечного изменения, вечного Transmutatio, человек приходит
наконец к познанию лежащего за пределами его и его утверждающего Единого Божества,
высшим и основным атрибутом Которого является извечное Совершенство и
Незыблемость, Вечная Permanentia in Essentia.
Аркан XIV
I. Традиционные наименования:
Deductio; Harmonia Mixtorum, Reversibilitas; Ingenium Solare; Воздержанность.
II. Буква еврейского алфавита:
נ (Нун).
III. Числовое обозначение:
Пятьдесят.
IV. Символическое начертание.
В космическом беспредельном просторе блещет могучий Океан Света. Волны искр разноцветных в
беспрерывном потоке льются повсюду огненным светозарным каскадом... Горнее пламя живет, живет своей
чудной таинственной жизнью, блеском сияния могучего, силой свободы раздольной, счастьем власти покоя.
Дивные светочи, брызги сверкающие ткут светозарный ореол пламенеющий Солнцу Неведомому... Искра
несется... пламя сверкает, но лишь приближение почует земли, она дымкой бледной узор себе нарожда-ет;
быстро влекомая силой страшной, искра одежду свою уплотняет, и лишь приближение пред ней восстает — в
теле свершенном она появляется... Залитый солнцем стоит светлый Гений. Слегка наклонившись налево,
держит Могучий в руках своих темных две чаши, то их сдвигая, то вновь расширяя... Звучной струей, в солнце
купаясь, дивная влага течет; то поднимаясь, то опускаясь, струйки ее ткут неподвижность стальную всей той
струи... Ризы сверкают отражением солнца; желто-оранжевый цвет как-то пронзен серебром; на голове его
клафт темный кисейный; грудь озаряют лучи ожерелья, пояс спускается спереди пышными складками белого
шелка, горя весь алмазной пылью...
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   61

§ 1. Идея мысли, мысль и слово (λόγος)
Мышление, т. е. переориентировка состава, может быть по отношению ко вне лежащему
миру как пассивным, так и активным. При этом безразлично — лежит ли объект человека
выше его, на одном уровне с ним или ниже его. Пассивным мышлением я называю всякое
познание, каково бы оно ни было ив чем бы оно не заключалось. То, что приобретает, всегда
пассивно по отношению к тому, что отдает. Во всяком познании вся активность всецело
принадлежит Атману; весь познающий механизм человека при этом всегда пассивен.
Активным мышлением я называю всякое творчество, каково бы оно ни было и в чем бы оно
ни заключалось. То, что непосредственно осуществляет действие, всегда активно по
отношению к тому, что оно создает. Во всяком творчестве вся активность всецело
1
Cog. II, Сар. IX, стр. 124.

275
принадлежит Атману и выливается в его волю, но непосредственно устрояющий
творчество механизм сознания, оставаясь пассивным по отношению к Атману, является по
отношению к объекту творения активной силой.
«Мы только что сказали и даже доказали, что воля есть не что иное, как сам дух,
последний же мы назовем мыслящим, т. е. утверждающим и отрицающим существом, и
отсюда мы заключаем с полной ясностью, что наш дух, если мы только вникнем в его
истинную природу, обладает способностью к утверждению и отрицанию, ибо в этом и
состоит мышление (id enim, inquarn, est cogitare)».
Спиноза.
1
Мышление, служа посредствующим механизмом между Атманом и вне его лежащим
миром, или выполняет процесс восприятия, т. е. пресуществления нового элемента в состав
при познании, или же манифестирует некоторую конкретную группу уже растворенных
элементов в виде объектированного целого и как бы проектирует ее на экране
феноменальной природы, чем и осуществляется творчество. Процесс восприятия элемента
и техника его манифестирования во вне непрерывно связаны между собой Законом
Аналогии. В Аркане XII мы проследили процесс объектирования, восприятия и
претворения элемента в состав человека, но там для упрощения изложения мы
игнорировали основной принцип, что всякое познание идет не извне, а изнутри, не от
феноменальных проявлений, а от нуменальных усилий. Наше рассуждение мы начинали с
дилеммы: имеется человек с его составом и вне его лежащий элемент, долженствующий
быть познанным; исследуем теперь, как самая эта дилемма ставится на очередь.
«Весь мир дух, в действительности больше ничего не существует; усвой этот взгляд на
вещи и пребудь в мире, познавая этим путем истинное «Я».
Йогавасишта.
«Все — Единое Я, это я — мировое Я».
Мундака упанишада.
Я — это все, это мир, это Бог. Нет ничего во вне меня, ничего нет кроме меня, я ничего
извне познать не могу, ибо все это Я. Но это Я скрыто от меня, достичь Его и исполниться
Его познанием, с Ним слиться — вот моя цель. Я — это Высшее Лучезарное Я — есть мой
Бог, я есть прообраз Я, это зародыш Я, таящий в себе, однако, все величие будущего. «Душа,
томящаяся в оковах — это человек; душа, постигшая оковы и разбившая их — это Бог».
Каждый фактор природы имеет, как мы знаем, два аспекта: с одной стороны он
существует сам по себе, с другой он является частью Космического Целого. По аналогии,
каждая группа элементов как таковая в свою очередь имеет эти два аспекта: свой
собственный и космический. С другой стороны мы Знаем также, что в каждой группе
элементов имеется два фактора: состав членов как таковых и та система связей и
взаимоотношений, которая имеется между ними. Соединяя эти два положения в одно, мы
получаем следующее грандиозной важности положение, являющееся их обоюдным
синтезом: Каждая группа элементов системой конкретных взаимоотношений между
членами группы как таковых (т. е. существующих для нашего сознания в том виде, который
определяется синтезом объективных, уже познанных конкретно взаимоотношений с уже
растворенными элементами состава) полностью соприкасаясь, приводит в неустойчивое
равновесие (имеющее склонность содействовать эволютивному познанию) ту систему
связей и взаимоотношений, которая имеет место между данными элементами в
совершенном метафизическом пространстве, как исчерпывающий результат всех
взаимоотношений и связей со всеми другими лежащими вне этой системы элементами
общей экономии мироздания.
Из этого положения непосредственно вытекает целый ряд весьма важных следствий.
Каждое
человеческое
представление,
как
кадмическая
совокупность
более
1
Cog. II, Cap. XII, Paulus, стр. 138.


276
дифференциальных, всегда представляет из себя некоторую систему соотношений, как бы
спаивающую отдельные элементы в синтетическое целое. Эта система взаимоотношений в
метафизическом пространстве сама по себе лежит неизмеримо выше тех феноменов,
которые она связывает. Она является некоторым частным законом, всегда могущим быть
a priori представленным в виде аспекта некоторых более высоких и синтетических
умозаключений. В силу этого, она с ними связана всей внешней поверхностью своего
начертания в метафизическом пространстве. Эта поверхность, как функция случайного
расположения элементов, ее составляющих, вообще говоря, представляется совершенно
неправильной по форме, с изгибами и разрывами, которые как бы сами напрашиваются на
исправление.
Эту весьма важную мысль мы так можем перефразировать обыденным языком. Всякое
человеческое умозаключение вытекает так или иначе из опытных данных, понимая «опыт»
в самом широком смысле этого слова. Опыт человека развивает различные его стороны, т.
е. различные элементы его состава, всегда неравномерно. В силу этого, всякое
умозаключение человека, вообще говоря, представляет из себя систему, разбросанную по
составу, как по вертикали — по планам, так и по их горизонтальному протяжению.
Благодаря этому человек мыслит всегда скачками, его мышление всегда прерывисто, оно
неспособно на чем-либо сосредоточиться, ибо каждый объект мысли связан с элементами
других групп состава, но ни эта связь, ни их различие в полной мере человеком не сознается.
Раз это так, то наша мысль теперь может быть вполне усвоена в такой формулировке:
«Единичное человеческое представление, аспект Вселенского Ведения, является таковым не
в силу чистого разума и его законов, т. е. не в силу того, что всякая вещь имеет свое место и
свое положение в системе мирового синтеза, а в силу человеческой индивидуальности,
объектирующей аспекты в синтезе действием своего относительного разума и
несовершенной воли по закону ассоциации». Возвращаясь теперь к нашей основной
проблеме, мы и убеждаемся в очевидности мысли, что всякое человеческое представление
всегда тяготеет по закону ассоциации к другим. Этот закон ассоциации мы вывели не из
данных повседневного опыта, а методом разумного долженствования. Мы показали, что
такое явление должно быть, и опыт нас действительно подкрепляет.
«То, что не должно быть, никогда не будет; то, что должно быть, никогда не преминет
произойти».
Vairagyasataka.
Обратимся теперь к постижению основного поставленного нами вопроса. Человек, живя
в себе самом, во-первых, видит пред собой уже растворенный состав, а, во-вторых, ощущает
импульсирующее действие высших центров в виде определенного стремления к движению
как таковому, хотя и без объектирования его конкретного вида и конкретного направления.
Является вопрос, в силу чего происходит мышление? — мышление есть переориентировка,
есть стремление исправить нарушенное в некоторых частях устойчивое равновесие.
Рассмотрим некоторое мгновение времени. Состав имеет ряд элементов и сознание
синтезирует их в некотором синтезе, — получается некоторое определенное представление;
как только оно объектировалось, человек тотчас же начинает чувствовать относительность
и несовершенство данного умозаключения. Представляя в метафизическом пространстве
неправильную кривую поверхность, такое сознание, отождествленное на мгновение с
конкретным умозаключением, подобно поверхности бушующего океана, внезапно
оцепеневшего: волны стремятся упасть вниз, впадины жаждут быть заполненными; вот
почему конкретное человеческое представление как таковое есть лишь абстрактная
фикция, она может существовать лишь единое мгновение и стремиться тотчас же
перейти в другое, ему бинерное. При обратном колебании совпадения с предыдущим
положением произойти уже не может; следствием чувства бинерности рождается чувство
сомнения; оно именно и представляет начало нити от данного представления к ряду других,
вне его лежащих, связанных с ним по закону гармонических сочетаний. Человек начинает
вдруг чувствовать, что некоторая часть представления нуждается в поддержке, и кроме
того, что оно связано непосредственно с рядом иных элементов. Это сознание как таковое с


277
совокупностью первичных элементов составляет новое представление, которое дает повод к
восприятию следующего элемента. Такой процесс непрерывно следующих друг за другом
колебаний и является тем, что называется мышлением. Итак, генезисом всякого мышления
является неудовлетворенность и невозможность в принципе найти удовлетворение в
объектированных комплексах элементов. Как только сознание дойдет до полного
совпадения с какой-либо совокупностью феноменальных факторов, как тотчас же оно
перестает им удовлетворяться и начинает ощущать в некотором направлении пустоту. Этот
миг и является нулевой точкой колебания познания: предыдущий элемент познан и
растворен, — начинается эра познавания следующего. К этому мигу человек начинает ясно
всем существом своим чувствовать необходимость существования нового элемента,
который долженствует заполнить активно тяготеющее над сознанием ощущение пустоты.
Здесь то и начинается новая эра познавания. Весь уже утвержденный состав начинает
динамически тяготеть в определенном направлении. Каждый отдельный его элемент —
единичное представление своими гармоническими связями устремляет в раскрывшуюся
тьму неведомого свой луч, который и наносит облику этого несознаваемого, свою
собственную, ему одному присущую грань. Эти грани, последовательно накопляясь и
дополняя одна другую, постепенно и выявляют в сознании дымчатый контур будущего. В
традиции этот процесс и носит наименование выработки идеи мысли.
Но вот последняя грань нанесена, последний штрих сделан, последняя тональность
дополнила хор предыдущих до целостной гармонии. И в этот миг дымчатый образ сразу
привлекает на себя луч света, тот пронизывает его, и новый элемент, как многогранный
бриллиант, зажигается разноцветным пламенем и начинает звучать независимым
самостоятельным аккордом в многострунном существе человека.
«Мысль есть принцип, основа всего, что есть; но мысль, оставаясь таковой в себе,
неведома и замкнута в себе самой. Когда мысль начинает проявляться, она приходит в
область, где обитает дух; достигнув этого, она принимает имя мудрости и уже не замкнута,
как раньше, в себе самой. Дух, в свою очередь, проявляется в области тех тайн, которыми
он был окружен; из него выходит голос, распадающийся на отдельные слова,
разграниченные и определенные, ибо они вытекают из духа. Но, вдумываясь во все эти
разделения, видим, что мысль, мудрость, этот голос и эти слова суть лишь одно, что мысль
есть начало всего того, что есть, что никаких разделений в ней существовать не может.
Мысль сама в себе идентична с не-Бытием и никогда от него не отделяется. Таков смысл
слов: «Иегова Един и Имя Его Едино».
1
Зогар.
2
Так рождается в человеке новый элемент, но где он обретается в этот миг? Его нет в
составе, потому что он еще не связан с ним, вовне его тоже нет, ибо вовне себя человек
ничего создать не может. Где же он? Этот новый элемент — мысль, только что рожденная,
эманируется непосредственно из самого Атмана. Возникновение каждой новой мысли
приуготовляется постепенно, но самый акт ее рождения происходит мгновенно. Эта именно
идея и запечатлена в древнем мифе, что всякая мысль возникает подобно самому принципу
мышления — Богине Разума — Палладе-Афине, вышедшей во всеоружии из головы
Юпитера. Такова мысль в момент рождения, но как только начинает погружаться она в
Мир Бытия, она закрепляется в своей форме, она получает выражение, она становится
словом — Логосом. Итак: каждая мысль с момента рождения есть Логос, он исходит из
Абсолюта и приходит в мир. Это и раскрывает величайший закон, что мышление есть
творчество; Божество мыслит непрерывно, непрерывно рождаются миры; человек также
мыслит непрерывно и также непрерывно создает свой собственный мир.
1
דח אלכ אלא לדורפ יוה אלו אלכד אתישאר הבשחמ איה איהו אדו ןימלעל שרפתא אלו ןיאב רשקתא שממ הבשחמ והיאד דח ארושקו
דחא ומשו דחא יי אוה
2
Zohar. Part. I, fol. 246, verso, отдел . יחיו.