Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
278
«Все слова творят. Как повелительное слово объектирует то, что оно хочет, как
догматическое — реализирует то, что оно утверждает, так же точно слово внутреннего
стремления вызывает и порождает то, чего оно жаждет».
Станислав де Гуайта.
1
«Армаити, Совершенная Мысль, есть Твоя Мысль, о Ахура-Мазда! Твое Духовное
Знание — это творить мир».
Агунавад гатха.
2
«Ты первый Великий Мыслитель, великолепие Которого превосходит все миры, Разум
Которого есть Творец всего, Ты поддерживаешь праведность и благой ум. Ты Дух Мазда,
Который еси всегда Тот же».
Ясна.
3
Полученная доктрина есть основание всякого учения о творчестве и познании вообще.
Из нее непосредственно вытекает, что человеческое мышление всегда активно и пассивно в
одно и то же время: человек познает себя через творение и в своем познании творит мир.
Непрерывное творчество есть непрерывное эволютивное мышление. Мышление может
быть эволютивным только тогда, когда оно вечно не удовлетворяется тем, что в нем есть,
удовлетворение и покой есть прекращение мышления, есть прекращение творчества.
«Immer weiter»,
4
вечно, неустанно вперед во что бы то ни стало и куда бы это ни привело —
вот лозунг, который должен поставить всякий человек, и поскольку он следует ему,
постольку он обретает счастье. Человек сам себе господин, истинный и абсолютный, а
посему все силы должен черпать сам в себе, ибо в нем еще до начала веков было все
заложено до постижения.
«В этом мире, о чадо Рагусы, каждый может достигнуть всего через непоколебимое
личное усилие. Обратись к личному усилию, улови слово, которое указывало бы тебе
полезную деятельность. Остальное следует оставить, будь оно даже старо как время, и
устремить взгляды к истине и только к истине. Тот, кто не завоевывает себе свободы,
разрывая оковы — разум, Разумом, — тому нечего ждать освобождения от чего-либо
иного».
Йогавасишта.
Неудовлетворенность может существовать лишь в человеческом мире, в области
относительного знания, в области условных представлений. В Истинном Свете,
Совершенном и Абсолютном, в Ведении Вселенском неудовлетворительности нет и быть не
может. Вот почему — относительное порождается творчеством и в то же время лишь оно
одно порождает творчество Абсолютное творчества породить не может и не может
быть порождено творением Оно Само в Себе содержит и творчество относительного и
порождение творчества относительным Абсолютное вечно творит Себя Самого через
относительное Вот почему создан мир относительного, мир майи, вот почему Бог и мир
одно, вот почему один без другого существовать не может, вот почему они оба слиты в
Неизреченном
«Индра через Свою майю принимает различные формы».
Веды
«Спиноза категорически объявляет, что в Боге хотение и действие, существо и воля
тождественны, что творение вечно, что неизменность Бога исключает возможность
действовать так или иначе, и что поэтому бытие и порядок вещей необходимы»
Куно Фишер.
5
1
La Clef de la Magie Noire.
2
XXX, I, 9. — О литературе парсов; пяти гатх Зороастра, Авесты, Динкарда, Вендидада и др. см. труды
Шпигеля, Санджема, Дурместете-ра, Сухраварди, Гауга и др.
3
XIV, 6. (Перевод Burnouf).
4
Гете.
5
История новой философии Т II, «Спиноза», стр. 305.
279
Резюмируя изложенное о человеческом мышлении, о первичных процессах, в нем
происходящих пред постижением конкретного нового элемента, мы можем в следующих
словах формулировать его отдельные этапы.
I. Человеческое сознание, отождествляясь с конкретными единичными синтезами по
законам связей частностей и конкретных аспектов с целым, начинает чувствовать
присутствие иных представлений, непосредственно гармонирующих с данным.
II. Получив тяготение к ним, сознание следует в своем к ним приближении лишь до
некоторого, вполне определенного предела, являющегося функцией общей развитости
состава человека.
III. Совершив это движение и дойдя до предела, сознание начинает чувствовать активно
зияющую пред ним пустоту, которая вызывает томление желания познать.
IV. Тональности различных представлений, гармонирующие с долженствующим
появиться объектом, начинают, каждая в отдельности, объектировать в этом неведомом те
долженствующие в нем быть свойства и качества, которые замыкают до гармонии общее
созвучие элементов этих тональностей.
V. Совокупность этих наносимых отдельными тональностями граней в неведомое
оформливает в нем постепенно нечто целое, которое остается инертным дымчатым образом
до нанесения последней грани
VI. Нанесение последней грани сразу претворяет собиравшиеся ранее отдельности в
гармоничное целое, которое притягивает одухотворяющую силу из недр Атмана, чрез что
становится его объектированным самодовлеющим аспектом
VII. В этот миг идея долженствующей появиться мысли претворяется в оформленную,
совершенно законченную мысль, становящуюся для вне ее лежащего сознания реальной
силой, конкретным словом, т. е. тем, что именуется Логосом.
VIII. Создание Логоса есть творчество в истинном и абсолютном значении этого слова.
При помощи его человек познает новый элемент, а чрез познание его творит новый аспект
или тональность самоощущения в его относительном мире.
Таковы
этапы
первоначального
периода
мышления,
предшествующего
отождествлению и растворению объективного элемента, каковой процесс уже изучался
нами.
Логос, как конечное выражение сущности в разуме, таким образом, естественно
является промежуточным звеном между активно познающим сознанием и реальностью. В
силу этого, ведение Логоса необходимо ведет к ведению сущности. В идеях
трансцендентальных ясное объектирование Логоса в разуме есть уже полное исполнение
лежащей пред ним задачи, ибо дальнейшее постижение реальности осуществляется
интуицией или чувством реальности. Таким образом, знать Логос или истинное имя какого-
либо относительного синтеза — значит знать его сущность и им повелевать. Вот почему
культ имени преемственно передавался на пути веков, вот почему на пути всемирной
истории мы встречаем на первый взгляд непонятный факт — скрывание имени.
«Подлинные имена богов считались табу, потому что раскрытие их дало бы
возможность вызывать их. Вот почему нам известны главным образом эпитеты,
заменяющие собой божественные имена. Даже город Рим имел секретное имя,
употреблявшееся только во время самых торжественных обращений; тайна его так хорошо
охранялась, что оно осталось нам неизвестным».
Рейнах.
В гармонии с этим, по свидетельству Сервия, на государственном щите в Капитолии
можно было прочесть следующую надпись
1
— «Genio urbis Romae, sive mas, sive femina» —
иначе говоря, скрывался даже пол. В своем наивысшем развитии мы встречаем эту
тенденцию у древних египтян. Так, А. Барон
2
определяет гнозис как «ведение
1
См. А. В. Амфитеатров. Тайны богов. Религия и магия в античном Риме. Том XXXIV, собр. соч., стр. 45.
2
Andre Baron (Louis Dasté). Les societes secrètes, leurs crimes Pans, 1906. Стр. 19.
280
Божественных Имен». В Египте вполне господствовало мнение, что ни одно Божество не
могло противиться вызыванию, если Оно было названо своим истинным Именем.
1
Такими фактами мировая история иллюстрирует положение, что ведение Логоса есть
прямой путь к ведению сущности.
§ 2. Основы учения о Логосе
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у
Бога. Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
Евангелие от Иоанна, 1:1-3.
«В начале был Логос и все было Логос».
Плотин
«Единым Словом Господь создал весь мир. Он бросает живые существа в пучины
жизни и оставляет их до тех пор, пока не настанет воскресение».
Саади.
2
Учение о Логосе, о Творческом Слове, представляет собой одну из немногих доктрин,
которые почти в полной чистоте процветали у всех народов, неизменно сохраняясь на пути
веков. Начиная с культа Сомы в Ригведе, через цепь солнечных митраических культов, оно
создало всю культуру и философию Эллады, легло в основании семитических учений, через
них перешло в христианство и пышно расцвело, вылившись в красочную семью
гностических учений, создало мифы и мистерии Растерзанного Бога в таинственном
Элевсине и рощах Самофракии, откликнулось в древнем, но вечно юном мифе о Прометее,
создало тоскующие песни арабов и персов и обняло, таким образом, все народы мира.
Принцип Логоса — это прежде всего принцип формы. Человеческое слово, выразитель его
воли, является определителем выраженного желания, его точно формулированной формой,
завершенной, законченной и отмежеванной от других форм желания. Строгая
определенность, ясность и точное формулирование отдельных последовательных этапов —
вот основа, на которой зиждется всякое эволютивное мышление. Принцип чистого разума
непосредственно выливается в начало стихии Воздуха — классификации, разделения и
оформливания. Классификация есть верховный доминирующий принцип относительного
мира; одновременно рождаясь, он» друг друга вызывают к бытию и в нем взаимно друг
друга утверждают. В силу этого мышление, как начало вытекающее и зиждущееся на
принципе классификации, может иметь место лишь в области относительного. За ее
пределами — в Божественном Сознании Абсолютного Мира мышления быть не может, ибо
Бог объемлет в Своем Созерцании и части, и целое.
«И все существование постигается Его Знанием одновременно, без времени, и для Него
нет ничего скрытого».
Дезатир.
3
Чем более человек совершенствуется, тем более разрушает он иллюзию
множественности и разобщенности; во всех единичных проявлениях он начинает видеть
проявление одного и того же Всемирного Абсолютного Начала.
«Разве изменятся сокровища неба от того, что солнце будет отражаться в струях Ганга или в
ручьях, стекающих по 1 грязной улице? Разве изменится эфир от того, что он заключен в горшок
или золотой кувшин? Что значит кошмар множественности — этот призрак, создающий различия,
во внутреннем бытии всего, в этом не знающем бурь океане Вечного Блаженства и Света? Одно и то
же Я полностью отражается во всех трех состояниях: в бодрствовании, сне и грезе; оно, подобно
1
Подробнее — смотри: «Книгу Мертвых», Харриский папирус, Francois Lenonnant. Histoire ancienne. T. Ill,
стр. 135; Jamblich De Mysteriis Egypt. VII, 4—5; Alf. Maury. La Magic et l’Astrologie dans l’antiquité et au moyen-âge.
Paris, 1860, стр. 41.
2
Сад плодовый, стр. 10.
3
Книга пророка. Великий Абад. 4—8.
281
нитке, пронизывает все формы от Брахмана до самого ничтожного муравья; Тот, кто обладает
твердым убеждением:
«Я есть это Я», а не форма, которую Оно принимает, будь он Брахман или человек низкого
происхождения, поистине он есть Возвышенный».
Шри Шанкарачарья
Процесс, когда целое сознания недвижно, а колеблются, взаимно переориентировываясъ,
элементы сознания, и есть созерцание. В противовес сказанному, движение целостного
сознания есть мышление. Из данного определения явствует, что генезисом мышления
является дилемма: «Я» и «то, что вне меня»; наоборот, созерцание существует в человеке
постольку, поскольку он живет в себе самом. Иначе говоря, мышление в принципе может
существовать лишь до тех пор, пока существует внешний мир по отношению к «Я»; он
рождается с началом мышления, когда «Я» начинает грезить во вне себя, и нисходит в
ничто, когда «Я» убеждается, что его мышление есть лишь майя. Человек на пути своей
жизни всегда мыслит и всегда созерцает. Поскольку он мыслит, постольку он грезит
сновидениями, поскольку созерцает, постольку приобщается к истинной жизни. Начало
мышления есть разделение; чем ниже дифференциация, тем больше человек должен
пользоваться мышлением и тем больше отходит от созерцания. Развиваясь и синтезируя
познаваемое, он парализует разделение, расширяет сознание своего я, приближая свое я к
истинному «Я» и тем гармонично расширяет возможность пользоваться созерцанием.
Итак, мышление рождается с момента начала объектирования Единого «Я» во
множественность иллюзии. Покидая область созерцания, Я начинает противопоставлять
одни свои частные потенции другим, из этих частных бинеров рождаются единичные
образы, они быстро рассеиваются, уступая место новым, и, таким путем, Я постепенно
погружается в иллюзию. В этом глубоком сне ему начинает казаться, что отдельные части
его, возомнив себя совершенно независимыми, начинают жить самостоятельно,
руководствуясь одной лишь своей личной волей, сталкиваются с другими подобными и
порождают дальнейшие следствия. Таким путем Атман постепенно подпадает под власть
грезы, в нем возникает начало разделения и оторванности частей от целого, рождается
разум, но он сказывается еще только в том, что появляются мысли, отдельные,
беспорядочные, беспоследовательные. Порой мышление обрывается, сон становится менее
глубоким, затем вновь возвращается старое, беспорядочный поток отдельных мыслей
начинает делаться и гуще и определеннее, появляются отдельные связи, отдельные
взаимоотношения, рождается классификация, мышление становится ясным, точным,
определенным и доходит до последних пределов объектирования дифференциальных
частностей. Так рождается мышление из созерцающего единого Атмана, завершающееся и
завершаемое с объектированием его в частностях. Рост мышления — это развитие
принципа воздушной стихии, это рост разделения, развитие принципа формы. Форма
утверждается ростом разделения, и обратно, она утверждает разделение. Форма мысли есть
слово ее выражающее; слово может быть сказано и не сказано, но принцип его один — этот
принцип его и есть Логос.
1
Начало формы есть начало водное, вот почему Логос рождается
из водной стихии, он исходит из нее и сам ее утверждает.
2
1
«Я хочу только еще раз доказать то, что было уже давно доказано греческими и индусскими философами,
т. е. что слово и мысль есть одно, и что в этом смысле Творящие Мысли Высшего Существа были названы
Логосами, а если Их понимать как Единое, то Логосом Бога. Это тот же самый Логос, который Филон и другие,
задолго до Св. Иоанна называли ύιός µονογένης, т. е. Единородный Сын Бога, в смысле первого идеального
творения или проявления Божественного Естества». Проф. Макс Мюллер: «Философия Веданты». См. также
его же: «On the Science of Though».
2
См. Д. Куликовский. Разбор ведийского мифа о соколе, принесшем цветок Сомы, в связи с концепцией
речи и экстаза. (Извлечение из исследования «Культ Сомы в Риг-Веде — Pro venia legendi»). Москва, 1882.
Культ Сомы, кроме Индии, мы встречаем также в маздеизме, под именем horn или haoma, откуда он проникнул
и в Грецию — см. L.-F. Alfred Maury. La Magie et l’Astrologie dans 1’antiqiuté et au moyen-âge. Paris, Didier, 1877,
pp 36—37.
282
«И Брахма вошел в мир посредством двух: Образом (Рупа) и Словом (Нама). Есть имя
какой-либо вещи, то она и называется этим именем; нет имени какой-либо вещи, но ее
знают по ее образу, форме, говоря, что она вот такая, и она такая и есть такого образа. Ибо
вселенная эта простирается до пределов, до которых простираются слово и образы Это
Имя и Форма суть две Великих Силы Брахмы, и тот, кто знает эти две Силы Его, сам
становится великой силой. Эти два суть два Великих Откровения Брахмы. И тот, кто знает
эти две Силы Его, сам становится великим откровением».
Сатапатха брахмана.
1
Имя или Слово, форма и независимое существование частностей представляет собой три
доктрины, неразрывно связанные между собой. Каждая из них обусловливает две другие и,
наоборот, сама из них вытекает, как непосредственное следствие. Но, вместе с тем, если
рассматривать процесс их выявления в нашем сознании, они не будут являться уже
тождественными, а вполне определенно располагаются в виде тернера, Йодом которого
является слово, Хе — форма и Bay — доктрина частностей. Само слово как таковое может
быть как реальным, так и абстрактным. Реальное слово — это выявленная и оформленная
мысль, мысль творческая и потому активная по отношению ко всему вне лежащему. Но,
вместе с тем, это слово может быть абстрактным принципом по отношению ко всякому
внешнему сознанию. Само чистое созерцание как таковое есть все-таки разделение, есть
объектирование, но только объектирование уже внутреннего состава. Слово активное и
слово пассивное, внутренний Логос и внешний интегрируются в еще более Высоком
Начале, Которое и является первой Ипостасью Творящего Божества. В гармонии с этим,
форма и принцип частностей непосредственно проистекают из второй и третьей Ипостасей.
Наконец, в высочайшем синтезе все три Ипостаси Высшего Логоса, Триединого Творящего
Божества, объединяются в Божественной Сущности, Divina Essentia гностиков,
эманирующей весь последующий цикл Эонов — Логосов. Итак, учение о Логосе
простирается на весь познаваемый мир, на Божество и на человека. Для устранения
неясности под Логосом я буду понимать лишь Активное Творческое Слово, а потому
доктрина его впервые рождается из недр Аркана IV.
Триединое Божество, как Совершенный и Абсолютный Синтез мироздания, согласно
сказанному ранее, не может содержать в Себе мышления и, наоборот, обладает высочайшим
развитием сущности созерцания. В силу этого, Его Природа есть Область внутренних
абстрактных Логосов — Атманов, которые Божество непрерывно созерцает в вечно
изменчивых сочетаниях. В Мире Божественном между ними нет разделения, они суть лишь
аспекты Единого, непрерывно и нерушимо между собой связанные. Внутреннее Сознание
Божества, сознающее эту совокупность Логосов, и есть Изида Божественная, вторая
Ипостась Божества, в то время как первая Ипостась создает, как сущность этих аспектов
Безначального Бытия, так и сущность Абсолютного Сознания. Вечное изменение, слитое в
вечную недвижность, мгновение вечное, царящее здесь, ткет Истинную Жизнь, вызывает к
Бытию третью Ипостась, утверждает сущность Аркана III. В Мире Бытия между Логосами
встает разделение, и их совокупность в этом Мире выливается в тот Вселенский Логос
Аркана IV, Который и устрояет непосредственно космическую жизнь.
§ 3. Внешнее проявление активного Логоса
На пути предыдущего изложения мы пришли к тому, что процесс выявления всякой
конкретной идеи в конечном объектированном виде разделяется на ряд последовательных
этапов. Всякое восприятие, откуда бы оно ни происходило и какой бы ни носило характер,
все равно неизменно претворяется в состав не иным каким-либо путем, как через вызов в
этом же самом составе методом долженствования соответствующего образа или
представления, гармонирующего с тем, который лежит вне человека и на него действует.
Человеческое мышление, т. е. последовательное выявление в составе одних элементов за
другими, может быть как активным, так и пассивным, т. е. оно может исследовать область,
1
Перевод проф. Дейсена.