Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
269
«Фауст» Гете.
1
«Восхождение и нисхождение душ не вызывает никакого изменения в Боге».
Ямвлих.
2
Незыблемое и Вечное Бытие Абсолютное, Царственное и Незыблемое, есть истинная
Госпожа мироздания, есть Жизнь — Императрица иероглифа Аркана III. Это Вселенская
Жизнь в Ее Божественной Сущности, в Ее чистом Свете, в Ее абсолютно правдивом Бытии.
Вечно трепещущая, вечно сгорающая и вечно повсюду из пепла рождающаяся, Жизнь
иероглифа Аркана XIII есть лишь отблеск Единой Непреложной Жизни. Обе женственные,
обе вечные, одна недвижная, другая стремящаяся, суть отблески Единого Безначального
Бытия.
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 61
§ 2. Мир как царство майи
«Знание ведет к единству, а неведение к разнообразию, к разделению».
Шри Рамакришна Парамахамса
Для испытующего духа человека Божество и мир тождественны, ибо поскольку он
познает одно, он познает и другое. Мировая жизнь есть Дыхание Брахмы; Дыхание Брахмы
есть колебание, пульсация Его Сознания. Бог есть Космическое Сознание, сведенное в
Единый Центр, вселенная есть Сознание, распыленное в безграничность миров. Человек
есть аспект Божества и аспект мироздания; чем выше его сознание, чем глубже чувство
синтеза, тем ближе он подходит к Божеству; чем менее оно развито, тем больше человек
является фактором безличной природы. Жизнь человека, его развитие и его эволюция —
это движение его сознания; человек постольку живет, поскольку он сознает себя. Человек
мыслит, и тем создает элементы своему сознанию. Всякое мышление есть последовательная
смена утверждений и отрицаний, вот почему все человеческие представления подчинены
закону бинера. Чем ниже стоит человек, тем разобщеннее кажется ему окружающий его
мир; чем меньше частности, которые он изучает, тем большее количество утверждений и
отрицаний он выявляет в своем сознании, тем дифференциальнее элементарные бинеры,
совокупностью которых является его мир. С ростом человека, с возвышением его сознания
одни представления за другими оказываются ниже его; всякий бинер, ниже лежащий,
представляется уже не в виде утверждения и отрицания, а в виде интеграла. Для того,
чтобы познать, человек должен объектировать предмет своего познания вовне себя, ибо то,
что находится нераздельно в сознании, не может быть противопоставлено и вновь
воссоединено с остальным составом; последний процесс и представляет собой сущность
познания. Когда сознание человека находится в одном уровне с объектом познаваемым, то
для его объектирования сознание должно его расчленить в бинер, ибо только этим способом
человек может изолировать познаваемый объект от остального состава. Если сознание
находится выше объекта, он может быть объектирован без расчленения на бинер. Вот
почему чем выше сознание, тем меньшее число бинеров оно заключает в не
нейтрализованном виде. Высшая степень сознания, Сознание Божественное, вовсе не видит
бинеров в виде реальности, они становятся для него модусами мышления, необходимыми
не для дальнейших построений умозрительных, а лишь при мышлении о самой частности
Итак, то, что наравне с человеком познается в двойственности, то, что ниже человека,
познается в двойственности интегрированной, то, что выше человека, не может быть
познано вовсе, ибо самые члены бинера суть интегралы, превосходящее возможную высоту
колебания сознания.
«Только там, где есть двойственность, один может видеть, один может слышать другого,
один может говорить с другим, один может думать о другом, один может познавать другого.
Но когда все слилось в едином «Я», кого может оно обонять и чем? Кого может он видеть и
1
По переводу Н А Холодковского, стр. 10.
2
Iamblich Mysteria.
270
чем? Кого может он слышать и чем? С кем может оно говорить и чем? О ком может он
думать и чем? Кого может он познать и чем? Действительно, как можно познать
Всепознающего, как познать Знающего?!»
Брихадараньяка упанишада.
Всякое бинерное представление есть нечто вполне объектированное, определенное,
заключенное в известные рамки. Всякое представление есть часть подлежащего познанию
мира, а потому всякое бинерное представление есть оковы, налагаемые человеком на мир.
Всякая вещь в мире имеет бесконечные связи; всякие оковы конечны; вот почему всякое
бинерное представление есть лишь часть истинного представления. Чем ниже бинер по
своей синтетичности, тем грубее оковы, тем гуще тень, налагаемая человеком на
реальность, тем дальше он отходит от своей истинной сущности. Поэтому, всякое
человеческое мышление по самому принципу своему есть лишь затуманивание истинной
сущности. Но это затуманивание необходимо, и через постепенное рассеяние его путем
синтеза человек приближается к познанию непреложной сущности, всегда таившейся под
внешней оболочкой. Высшее сознание и есть та степень совершенства, когда Единое встает
в нем в Своем Собственном Свете.
«Как безумец видит отуманенным взором солнце погруженным во мрак, хотя в
действительности лишь облако заслоняет его, так и «Оно» является в оковах лишь взору
жертвы иллюзий, «Я» — то непорочное «Я», форма которого вечное сознание».
Hastamalakastotra.
Человеческое мышление никогда не видит истинной сущности явлений, оно зрит лишь
разности состояний, но постигая их, постепенно приближается к сущности. Мир, в котором
живет человек и который он ощущает, есть комплекс его представлений. Человек может
сознать только такое представление, которое он выявил в своем разуме; вот почему
справедлива мысль, что человек познает мир через разум. Разум не дает представлений,
это делают различные формы чувствования, но разум очерчивает их, он объектирует их, и
тем дает возможность сознанию ощутить их, растворить и сознать. Как человек мыслит,
таким и является мир, чем совершеннее мышление, тем более совершенным
представляется человеку мир. Для невежды вселенная лишь беспорядочное нагромождение
случайностей, для мудреца это могучая и совершенная гармония.
Всякое представление, кроме самого себя, выявляет в сознании и свою разумность, свою
высшую духовную сущность. Она именно и составляет истинную ценность познания, она-то
и сообщает человеку то, что именуется мудростью Сделав свое дело, мышление отходит,
сущность остается. Представление может исчезнуть или видоизмениться, сущность не
уничтожаема. Закончив всю эволютивную цепь познавании, человек поднимает свое
сознание до ощущения сущности, а это и есть его конечная цель, потому что познав
сущность, человек всегда может воссоздать любую частность. Для успешного исполнения
этой высшей задачи человек должен все время на пути познавания сохранять власть над
своим мышлением, следуя внутреннему голосу, исходящему из высшего сознания Атмана.
«Все представления порождаются мышлением, они исчезают при прекращении
мышления. Поэтому старайся согласовать мышление с высшим Я, твоим внутренним
сознанием».
Шри Шанкарачарья.
1
Итак, разум есть не цель, а лишь орудие познания, он утверждает для сознания внешний
мир, но он должен делать это не для себя самого, а для постижения сущности вещей.
«Манас (разум) есть причина рабства личного человека и в то же время орудие его
освобождения».
Шри Шанкарачарья.
1
«Вивека Чудамани».
271
Мышление, порождая представления и являясь орудием сознания, создает
объектированную вселенную. Она имеет лишь относительное бытие и существует лишь по
отношению к человеку, с прекращением мышления она исчезает. Вот почему разум и есть
та грань, которая отделяет Непреложное от видимого, Истинное, Реальное и Абсолютное
от кажущегося и условного.
«Разум, о Рама! Это — то, что лежит между бытием и небытием, между духом и
материей, что колеблется между обоими. Мышление порождает вещественный мир. Все три
мира существуют в мышлении и через мышление. Космос при прекращения мышления
исчезает. Подумай об этом».
Йогавасишта.
То, что существует непреложно и действительно — божественно; то, что
существует по отношению лишь к отдельному сознанию, есть майя, есть иллюзия.
«Ты есть Абсолютное Бытие, все остальное призрак».
Джами.
Человек на пути своей жизни непрерывно порождает одну иллюзию за другой; принцип
этих иллюзий в его мировом целом и есть вселенская майя. Самодовлеющая реальность
порождена быть не может; из ничто может возникнуть лишь ничто; вот почему
творчество не может быть творчеством субстанций, ибо они вечны. Творчество может
являть лишь объектированные аспекты этих субстанций, т. е. создавать иллюзию. Человек
на пути своей эволюции сам творит себя самого; его сущность непреложна, а потому его
творчество состоит в объектировании внешней природы. Все люди живут в одном мире, но
он есть лишь фикция, ибо для каждого человека этот общий мир есть его мир. Чем
совершеннее человек, тем совершеннее мир в его глазах, и когда последняя тень в нем
исчезнет, он станет Богом. Итак, мышление есть творчество, именно в нем сказывается
божественность существа человека, ибо высшее свойство Бога есть творчество через
посредство мышления отдельных людей.
«Во сне на самом деле не существует ни повозки, ни лошадей, ни дороги, по которой
катится повозка; все это создается в одно мгновение, мысленно. На самом деле нет ни
радостей, ни удовольствий, ни наслаждений, но мысленно они существуют. На самом деле
нет ни прудов, ни озер, на рек, но они существуют в мыслях. Власть порождать
самопроизвольно любое количество форм и есть Созидательная Сила Единого».
Брихадаранъяка упанишада.
Мышление есть творчество иллюзий, но таковой иллюзия является лишь тогда, когда
сознание вне ее. Для сознания, находящегося внутри иллюзии, она есть полная реальность.
«Сновидения истинны, пока они продолжаются».
1
Итак, путь познавания человеком мира
есть процесс эволютивного мышления, во время которого он создает одни представления и
формы за другими. Каждая из этих форм приносит в сознание некоторую сущность; из этого
следует, что каждая форма является как бы сосудом, заключающим нечто высшее; это
высшее и есть частица Единого, разлитого повсюду. Майя есть ничто, есть звук пустой, но
она есть путь, по которому дух человека познается в бесконечном величии Единого
Вселенского Разума, Абсолютного Ведения и Истины Совершенной, Которые суть отблески
во вне Непостижимого. Так, на пути своей долгой жизни человек приближается к
Вселенскому Синтезу и постигает непреложность Божественного Бытия, вечно
познаваемого мириадами людей в изменчивых волнах майи.
«Даднамгатарвана таким образом объяснил сущность Божественного Меда
Асвиникумарасе: Видевший, говоря о том, что он видел, определяет Его, как
принимающего особую форму с каждой формой. Вечно Лучезарное принимает
разнообразные формы под влиянием иллюзии единственно с целью Самопознания».
1
Индийский текст, взятый из: Йог Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. Петербург, 1914. Стр.
92.
272
Брихадаранъяка упанишада.
Расчленение Непознаваемого Единого на конкретные образы, лишенные реального
бытия, но ведущие испытующий дух человека к познаванию Его и есть та великая миссия,
которую извечно исполняет Мировое Начало майи — принцип Мем, великой Буквы-
Матери. Она женственна и пассивна, но именно в ней Алеф, Активное Начало, принцип
незыблемости и царственности духа человека, принцип познавания активного через
разделение, черпает силу и мощь для познания Бога, мира и себя самого.
§ 3. Permanentia et Transmutatio
Познание высшей активной силы начинается с момента создания ею объективных
конкретных манифестаций. Каждая такая отдельная манифестация объектирует в
нуменальной силе соответствующую потенцию, через этот акт утверждающуюся в
качество, являющееся аспектом совокупной системы его возможностей. Будет ли
стремящаяся к познанию воля находиться во вне нуменальной силы или же наоборот
совпадать с ней и быть ею самой, — все равно лишь с началом объектирования ее
отдельных аспектов это познание может возникнуть.
«Дух познает самого себя, лишь поскольку он познает идеи аффекции тела».
Спиноза.
1
Из изложенного явствует, что каждое отдельное познание есть создание в составе
человека нового элемента через объективирование в Атмане соответствующего аспекта.
Всякое человеческое мышление всегда эволютивно, ибо как бы низко ни стоял человек, как
бы ни однообразно было течение его мыслей, все равно совершенно невозможен случай,
чтобы какая-нибудь из них повторилась с полным совпадением с бывшей ранее. Как бы ни
мал был элемент, он все же является Адамом Кадмоном по отношению к еще меньшим
элементам. Вполне понятно, что каждая мысль объектирует в составе новый, ей одной
свойственный относительный частный синтез, возникновение которого влечет за собой
сложную переориентировку всего состава. Итак, состав человека непрерывно
видоизменяется, управляемый течением мыслей
Человек склонен отождествлять себя самого с окружающей обстановкой единством
порядка (по планам). Иначе говоря, забывая об истинном Я, человек понимает под «Я» то
сечение цепи своих Эа, которое ориентируется непосредственно окружающими его
факторами; при изменении факторов изменяется и это относительное Эго. Забывая
перманентность своего абсолютного Эго, человек начинает считать эти два относительных
Эго различными состояниями одного и того же сознаваемого «Я». Из этого именно и
рождается ложное понятие о движении самого человека по отношению к феноменальной
природе, в то время как в действительности колебания сознания объектируют в природе
аспекты, а не наоборот. В данном случае становится на сцену проблема относительного
движения: человеческое сознание, видя цепь следующих друг за другом феноменов, не имея
связи с высшим, лишено возможности определить движение абсолютное, но в то же время
наличие относительного движения, никогда не прекращающегося между человеком и
внешним миром, несомненно.
«Мы плывем по реке существования, которая есть постоянное изменение, не имеющее
ни остановки, ни отдыха».
«Лалита Вистара», Песнь ангелов Будде.
2
Кроме познания через разум, человек воспринимает путем интуиции; эти два вида
познания и являются бинерными аналогами. В то время как рассудочное познание идет от
дифференцированных феноменов, интуиция исходит из синтеза, и притом высшего, чем те
синтезы, которые могут быть вмещены человеком в зависимости от его состава, следуя
1
Eth II, Prop XX—XXIII.
2
Биография Будды — см Г Ольденберг Будда, его жизнь, учение и община Перевод Ачкасова Москва, 1905
Стр 105 и след.