Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
306
стеснять воспринятое раньше и еще не переработанное, вызовет повышенное давление,
которое неминуемо должно привести дух к страданию, а состав к хаосу. Благодаря этому,
отрыв от целого рано или поздно неминуемо должен произойти, а если человек
сознательной волей его не совершит, он все равно автоматически оторвется от целого, у
него пресечется дальнейшая способность к восприятию и, кроме того, ему придется
платиться за непонимание. Но вот период отрыва кончается. Все мысли, переживания и
идеи, так угнетавшие человека перед этим, теперь претворились уже в плоть и кровь, в
строгом порядке заняли в его сознании приличествуемые им места и наряду со всем ранее
воспринятым вошли в его характер и наклонности, выявили общий определенный облик и
создали соответствующие степени его развития способности к дальнейшему восприятию.
Вновь в его душе образуется пустота, активно притягивающая факторы извне, но на этот
раз самая емкость ее увеличилась, подобно тому, как если бы переполнявшая сосуд влага
претворилась затем в стенки и этим увеличила его объем.
Наличие внутренней дисгармонии порождает в человеке внутреннюю же борьбу,
отрывающую его от внешнего мира. Потеря равновесия вызывает страдание и жгучее
желание это равновесие восстановить. Человек начинает заниматься переориентировкой
элементов, полной переоценкой всего ранее познанного для того, чтобы так или иначе
формулировать если не синтез, то хотя бы условное обобщение разрозненных элементов
состава. Сделав это, человек переходит во вне себя, он устремляет всю волю свою в
направлении сделанного обобщения — и здесь начинается второй период. Встречаясь со
внешним миром и приобретая новый элемент, человек испытывает дисгармонию между
уже утвержденным составом и этим новым элементом. Так как воля человека была
направлена в сторону сказанного обобщения, то новый элемент, естественно, будет или
дополнять это обобщение в новом аспекте, или находиться с ним в бинерном противоречии.
Здесь человек перестраивает свое обобщение так, чтобы оно обнимало этот элемент и затем
вновь продолжает свое поступательное движение. И вот, рано или поздно, настает время
полного выявления тех групп представлений, которые лежат в основе его обобщений. Его
основные идеи развиваются до максимума, человек доходит до их конечного синтеза, а
потому при свете полученных данных возвращаясь к первому периоду, начинает
переоценивать все и строить новое, более глубокое обобщенно, в которое предыдущее
входит в виде отдельного элемента. Таким образом, восстановление равновесия совершается
последовательным чередованием обоих периодов последовательной выработкой частных
синтезов и восстановлением гармонии в отдельных аспектах состава.
Гармоничность существования есть конечная цель, есть высший венец всех усилий
человека. Гармоничность жизни и деятельности — это есть достижение высшей степени
свободы, завоевание наивысшего возможного простора. Каждая сторона человека, каждое
свойство его, каждая группа стремлений или наклонностей живет в нем полной силой
своей, не только не стесняя других, но, наоборот, дополняет их и завершает до гармоничного
целого.
«Нельзя сказать про ребенка, что он свободен от страстей или выше страстей — он
просто лишен их (и в этом смысле ниже их); свободным же от страстей можно назвать
держащего их в своей власти, кто обладает, но не обладаем ими». «Таким образом, в
человеке святом актуативное благо предполагает потенциальное зло: он потому так велик в
своей святости, что мог бы быть велик и во зле; он поборол силу зла, подчинил ее высшему
началу, и она стала основанием и носителем добра».
Владимир Соловьев.
1
Такой человек впервые начинает понимать других людей, получает великий дар жить
их собственной жизнью, чувствовать их чувствами и мыслить их мышлением. Обладая
могучей волей, он каждый раз может так перестроить себя самого, чтобы вполне
гармонировать с тем событием или теми группами представлений, с которыми ему
приходится встречаться. Ограничение есть фундамент всякой науки, всякого познания. Вот
1
Чтения о Богочеловечестве. Собр. соч. Т. III, стр. 48 и 161.
307
почему человек прежде всего должен научиться перестраивать себя, относительно мыслить,
относительно явствовать. Для того чтобы понять человека, нужно стать на его место, для
того чтобы понять какое-либо течение или учение умственное, надо проникнуться его
идеалами, а это все возможно только тогда, когда человек способен отдаться целиком чему-
либо одному и забыть на время о других возможностях. Отсутствие личного интереса и
определенных желаний — есть необходимое условие и главный залог успеха. Объективное
чувствование, объективное мышление возможны только при полном отсутствии
заинтересованности, ибо как только человек вмешивает свои личные желания, стремления
и цели, он тотчас же теряет способность диализа и начинает воспринимать не то, что
есть, а лишь то, что ему желательно.
«Пока мы подчинены страстям и исполнены желаниями внешних вещей, то мы
представляем себе эти вещи не так, как они суть, а как мы их желаем».
Спиноза.
1
«Чувства, яко каналы всякого познания, сообщают первые представления разуму, а
чрез то и первые ощущения сердцу».
Эккартсгаузен.
2
Восприятие этого великого дара — есть истинная колыбель всякой мудрости, всякого
ведения. Людям, обуреваемым страстями и влекомым узкими течениями, достигший этого
дара мудрец кажется холодным, застывшим, лишенным сердца. Не понимая объективной
мысли, они считают ее безумием, отсутствие привязанности принимается ими
доказательством глупости и сумасшествия; в их глазах —
«Деяния мудреца тем только и отличаются от деяний безумца, что в них нет и следа
какой-либо привязанности».
Йогавасишта.
Мир форм — это мир запечатленных желаний, это тень, это майя; всякая форма есть
смерть; истинный мир это мир жизни, вечного движения Вот почему достижение
гармонической жизни есть полный переворот всех представлений, есть полное крушение
всего былого.
«Умерли все желания, и мир в его глазах рушился, обратился в несуществующий
кошмар, в картину, которую смыл сильный ливень».
Йогавасишта.
«Все связи сердца разбиты, все сомнения рассеяны, дела человека уничтожены, как
только он увидит внутри себя Всевышнего Господа, Его Самого. Вот почему певцы
вдохновленные с сердцем исполненным радости хвалу беспрестанно несут Бхагавату, Сыну
Васудевы, обожание Которого дает покой душе».
Бхагавата пурана
«Монашеская жизнь есть путь; цель пути — достижение покоя».
Исайя отшельник.
3
Гармоничность существования есть прежде всего гармоничность познания. Будучи
многопланным существом и связанный со всем, будучи звеном между высшим и низшим,
человек одинаково может познавать все, куда бы он ни обратил свой взор. Гармоничность
познания сказывается не только в стройном изучении каждого отдельного плана, но и в
том, чтобы познания в разных планах в свою очередь между собой гармонировали.
1
См. Куно Фишер. История новой философии. Том II, «Спиноза», стр. 484.
2
Ночи или беседы мудрого с другом, стр. 97.
3
Взято из: Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом
Игнатием (Бренчаниновым). СПб, 1903, стр. 224.
308
1 ... 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 61
§ 6. Проблема зла. Сатана и его личность. Люцифер и Бафомет
Аркан V, выявляя доктрину об индивидуальности, утверждает ее в бинере двух
априорных типов людей; сознание или индивидуальность обретает потенцию
двойственности, как первичный генезис, первооснову, на которой в будущем долженствует
зиждиться вся совокупность феноменальных состояний сознания, их преемственность и
самый ее закон. Антиномичность индивидуального сознания в самом его существе по
синтезу и по генезису уже намечает путь дальнейшей космогонии по определенному руслу,
предначертывает существо природы всякого вида или состояния сознания, как
совокупность конкретных бинерных представлений. Чистый дух лежит за пределами всех
бинеров, а потому монада в Аркане V остается единой и однородной, но в ней уже рождается
в потенциальном виде возможность трансформировать свое сознание духа, по существу
мгновенное, в цепь последовательных аспективных состояний в продлении. Аркан VI
переводит эту возможность из состояния закрытой в состояние возможности свободной.
Монада получает потенцию самоотождествления с любым из полюсов антиномичного
сознания, у нее является возможность свободного выбора. Аркан VII есть учение о Великом
Расколе Духа, о падении человека. Побуждаемый жаждой исчерпывающего самосознания
своей индивидуальности, человек решается отделить свое сознание от нуменальной
сущности монады и направить на исследование ее феноменальных потенций.
Антиномичность сознания из отвлеченной потенции претворяется в непреложную
реальность, и вся жизнь человека становится движением по арене бесчисленных
феноменальных бинеров, общим синтезом которых является Верховный Бинер добра и зла.
«Бог не сотворил страдания; — это Разум, кто его породил для того, чтобы быть
свободным».
ЭлифасЛеви.
1
Чистый дух, возвышаясь над всеми антиномиями, одинаково возвышается как над
добром, так и над злом; в нем нет ни того, ни другого; он есть их обоюдный синтез —
интеграл бинера, который может быть назван благостью. Добро и зло рождаются вместе и
друг друга взаимно обусловливают и утверждают; как члены всякого бинера, они немыслимы
один без другого.
«Бог не есть автор зла; вместе с тем, зло не могло бы существовать, если бы оно не
имело в Боге принципа своей возможности, и вот каким образом: мудрость или
предопределение, как мы это видели, заключает в своей сущности неизбежную
необходимость двойственности качествований. Никакая идея не могла бы существовать без
своей противоположности, своего отрицания, своей тени. Идея бытия предполагает идею
небытия. Между тем, никакое из качествований, входящих ни в группу утверждений,
обобщаемых идеей бытия, ни в группу отрицаний, заключающихся в идее небытия, не
имеет в себе ничего дурного, это есть совокупность видов существования, которую Бог
реализовал через Творение; и Он видел, что все то, что он сотворил, было хорошо, — et vidit
quod esset bonum. Но так как Божественное Существо реализовало гармонию и свет через
любовь Святого Духа, Бог не мог бы иметь идеи ощущения этой гармонии без идеи
противоположной, которая и есть идея дисгармонии. Следовательно идея дисгармонии в
своей совокупности и, во всех своих подразделениях есть идея зла».
Лагуриа.
2
«Если бы ступни Михаила не удерживали Сатану в его положении, Сатана устремился
бы на свержение Бога с трона, или, вернее, для того, чтобы исчезнуть, раствориться в
пучинах Высокого. Сатана, следовательно, необходим Михаилу как пьедестал статуе, и
Михаил необходим Сатане как тормоз локомотиву».
Элифас Леви.
3
1
Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 11.
2
Les Harmonies de 1’Être. T. II, стр. 289.
3
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 128.
309
«Сатана всегда существовал в качестве «противника», в качестве силы противной,
потребной для равновесия и гармонии вещей в природе, подобно тому как тьма необходима,
чтобы сделать свет блистающим, как ночь — чтобы дать очертания дню, как холод, чтобы
заставить нас сильнее желать радости, которую дает тепло».
Е. П. Блаватская.
1
Каждое творчество, или часть творчества, по учению каббалистов, обладает тремя
степенями проявления: В мире Нефеш творения оторваны от своих источников, и по мере
этого отхода постепенно начинают преобладать: эгоизм, эксцессы, насилия, несогласия,
материя, непостоянство, зло. В Мире Руах через Божественное Милосердие и объединенные
усилия творений добро борется со злом и удерживается перед лицом его. В мире Нешама зло
исчезает, добро празднует абсолютную победу. Этим трем мирам в герметизме
соответствуют цвета: черный, белый и пурпуровый.
2
Природа зла идентична с природой минусового члена всякого бинера: он есть лишь
отрицание утверждения и не имеет самодовлеющей ценности. Плюсовой член бинера есть
прообраз интеграла и переходит в него в момент свершения синтезирования; наоборот,
минусовый член перестает существовать вовсе, сливаясь с плюсовым в синтезе. Добро есть
синоним реальности, оно есть прообраз соответствующей категории духа в феноменальной
среде; зло есть лишь отрицание этих прообразов, есть лишь их тень и, — как таковая, не
имеет независимого существования.
«У лжи нет ног, т. е. ей самой утвердиться не на чем».
Рабби бен Акиба.
«Каковы бы ни были ошибочные идеи или грубые заблуждения, создавшиеся среди
различных народов, все люди, которые пожелали взойти в самих себя и вникнуть во
внутреннее невыразимое чувство, исходящее из этого основного принципа, познали бы, что
оно есть добро по самому существу своему и что все вытекает из него, что зло есть лишь то,
что ему противоположно».
Сен-Мартен.
3
В силу этого, добро есть нуменалъное свойство духа, зло по самому существу своему
феноменально.
«Разделение, изолированность, границы составляют в некотором роде сущность зла, т.
е. можно сказать, что зло лишено реальной сущности, так как все эти качества
отрицательны».
Станислав де Гуайта.
4
«В мире нет абсолютного зла; — зло лишь относительно».
Ялал-уд-дин-Руми.
«Я уже достаточно удовлетворительно доказал, что она не может быть создана
никакими естественными вещами, ни даже дьяволом, хотя бы он употреблял для этого все
свои силы, ибо он не способен сотворить даже мухи. Это принадлежит одному Богу, Творцу
и Хранителю всего того, что существует».
Ниполъд.
5
Правильное понимание природы зла и его генезиса мы встречаем и у христианских
мистиков. Так, по учению Дионисия Ареопагита, зло демонов есть лишь ниспадение их из
первоначального состояния, несовершенство, слабость, удаление от Божественной Силы.
6
1
«La Doctrine Secrète. Syntèse de la science, de la religion et de la philosophic» par H. P. Blavatsky. Paris,
Publications Theosophique, 1907. — Cosmogenese, II partie — Evolution du symbolisme, стр. 131.
2
Изложено сокращенно по Albert Jounet. La Clef du Zohar. Éclaircis-sement et unification complete des
Mystères de la Kabbale. Paris, Chacornac, 1909, pp. 35—37.
3
Tableau Naturel, стр. 11.
4
La Clef de la Magie Noire.
5
De la Lycanthropie, стр. 53 — 54.
6
De divin. nom. IV, 23: παρατροπή ου˜ν έστιν αύτοι˜ς τό κακόν, καί τω˜ν προσηκόντων αύτοι˜ς έκβασις, καί αύτεξία,
καί άδυναµια, καί τη˜ς σωζούσης τήν έν αύτοι˜ς τελειότητα συνάµεως άσθένεια καί άποφυγή καί απόπτωσις.