Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
310
Ближайшим следствием отсюда является невозможность в принципе определить природу
зла как такового. Если категории добра при синтезировании друг друга расцвечивают все
новыми и новыми тональностями, слагающимися в стройное гармоничное целое, то,
наоборот, отдельные элементы зла в синтезировании отрицают друг друга и в конечном
пределе дают лишь голое отрицание какого бы то ни было утверждения, т. е. и самого себя.
Таким образом, в зле нет и не может быть a priori ни конечного принципа, ни догмы, ни
собственной воли, ни далее какой-либо определенности; зло всегда конкретно, оно есть лишь
отрицание добра и существует только как модус отрицательного самосознания добра.
Дионисий Ареопагит резюмирует сказанное, говоря, что зло есть нечто несуществующее,
— µή όν; оно есть έλλεψις, στέρησις άσθένεια, άδυναµία.
1
Зло есть все множественное,
случайное, частичное, дробное, бесцельное, неоконченное, несовершенное, словом, то же
бытие, только взятое не в первоначальном его единстве и совершенстве, а в его выходе из
себя, в его разнообразии и снисхождениях, в его, так сказать, инобытии; оно есть как бы
убывающее и дробящееся благо.
2
Эти идеи равно разделялись и новейшими
мыслителями.
Мефистофель. «Я отрицаю все — и в этом суть моя...»
«Фауст». Гете.
3
«По отношению к злу, взятому как таковому, мы всуе бы старались познать существо
его природы. Для того чтобы зло могло быть понято, необходимо, чтобы оно было истинно,
иначе говоря, перестало бы быть злом, ибо истина и добро есть одно и то же; иначе говоря,
мы уже сказали, что познать — значит изучить соотношения объекта с порядком и
гармонией, критерий которым имеем в нас самих. Но если зло не имеет никаких отношений
с этим порядком и если оно как таковое ему по самому существу противно, как сможем мы
увидеть между ними какую-либо аналогию, каким образом сможем мы его понять?»
Сен-Мартен.
4
«Одним словом, зло есть лишь слепая противящаяся сила природы: это есть реакция,
сопротивление и противоположность; это есть зло для одних и добро для других. Не
существует malum in se, оно есть лишь тень света, без которой этот последний не мог бы
существовать, даже в нашем отвлеченном мышлении. Если бы зло исчезло, то добро
исчезло бы с земли одновременно с ним».
Е. П. Блаватская.
5
«Форма есть антитеза. Содержание — теза. Содержание — нечто самостоятельное
устойчивое; форма — относительная, изменчивая — основа отрицания так же, как
содержание — основа реальности. Что можно мыслить отдельно, есть содержание, что
должно мыслить в отношении к чему-нибудь, есть форма».
Новалис.
6
Возведение зла в принцип космической силы и противопоставление его добру
представляет собой одно из тягчайших заблуждений. В общепринятых учебниках истории
религий мы имеем пример Ормузда и Аримана как двух равных и противоположных сил;
это последнее является, однако, не согласным с действительностью. Такое понимание было
свойственно лишь невежественной толпе и возникло благодаря учению так называемого
«ложного Зороастра». Истинные воззрения иранской религии не только не согласуются с
этим заблуждением, но прямо ему противоположны.
1
De divin. nom. IV. §§ 18 — 35. — Аналогичны этому и учения Плотина и Прокла.
2
См. П. Минин. Главные направления древне-церковной мистики. Стр. 23. Ср. Otto Siebert. Die Metaphysik
und Etik des Ps. — Dion. Areopagita. lena. 1894, §§ 44—45.
3
По переводу Н. А. Холодковского. Москва, 1912 Стр. 22.
4
Tableau Naturd, стр. 23.
5
La Doctrine Secrète. II vol., стр. 133.
6
Новалис. Фрагменты. В переводе Григория Петникова. Москва, Книгоиздательство «Лиреиь», Москва,
MCMXIV, стр. 7.
311
«Облечение сатаны в личность властвующую и почти божественную есть заблуждение,
происходящее от ложного Зороастра, т. е. от учения, принадлежавшего вторым магам,
материалистам Персии; они превратили в богов два полюса интеллектуального мира и
силу пассивную они сделали божественной противоположностью силы активной».
Элифас Леви.
1
Истинная религия Зороастра понимала Ормузда лишь как олицетворение добра в
природе, но не как Всевышнего Бога. Божество, Истинная Реальность, именовалось ею
Zervane-Akéréne; Он возвышался как Чистый Дух над добром и злом, — в феноменальном
же мире эти силы были равноправны между собой.
«Boun-Dehesch
2
обещает, что в будущем можно будет увидеть с одной стороны Ормузда и
семь первичных гениев, а с другой Аримана с таким же числом демонических духов,
приносящих вместе жертву Вечному, Zervane-Akéréne».
Зенд-Авеста.
3
«По древнему преданию, роль Зороастра в Персии состояла именно в том, что он научил
магов, исповедывавших дуализм, познанию Единой Непостижимой Божественной
Сущности, Пребывающей бесстрастно и неизменно за пределами всех мировых антитез и
вмещающих их в Себе. По учению Зороастра, эта идея Неизъяснимого Божества отнюдь не
исчерпывается понятиями об Ормузде и Аримане, олицетворяющих свет и тьму, добро и зло
и т д То лишь видимые проявления Непостижимой и Неизреченной Сущности Ормузд —
Светлая Эманация из Нее, положительный, активный принцип, Ариман отрицание всего
положительного. По характерному древнему определению — Ариман есть сомнение
Ормузда в Самом Себе Но все эти антитезы положительного и отрицательного начал, все
формулы бытия содержатся в Неизъяснимой Сущности (Zervane-Akéréne) Всеобъемлющей,
Бесстрастной, Превышающей всякое восприятие и всякое познание».
Юрий Николаев.
4
Учение об Ормузде и Аримане как двух потенциях Абсолютного Зерван-Акеренэ,
взаимно противоположных и друг друга утверждающих, неизменно сохранялось на пути
многих столетий, а с распространением ислама целиком было им воспринято. Целый ряд
мистических сект: хашимиты, бакириты, джафариты, измаилиты и имамиты определяли
Божество как Первоисточник и Творец мировых антитез. — «У Него нет никаких
атрибутов; о Нем нельзя даже сказать, что Он существует или не существует, Всеведущ и
Неведущ, Всемогущ или Бессилен. Определение при помощи простого утверждения или
отрицания невозможно, потому что Он Бог двух противоположных Начал, Творец двух
Противовещей», — так передает сущность взглядов этих сект К. Казанский.
5
«Добро, страсти, тьма — суть качества природы; соединяясь с этими качествами,
Единый Дух Верховный принимает здесь в юдоли определенные имена: Ари, Виринчи и
Ара для сохранения, творения и разрушения вселенной. Но блаженство с Тем из этих Богов,
у Которого добро есть тело, которое люди должны восприять»
Бхагавата пурана
Ариман как олицетворение зла есть, таким образом, эмблема нереальности, отрицание
Бытия, символ атеизма.
«Истинное имя сатаны, говорят каббалисты, есть перевернутое имя Иеговы, так как
сатана не есть черный бог а есть отсутствие Бога Дьявол есть олицетворение атеизма или
идолопоклонства. Для посвященных он не есть личность; это есть сила, созданная для
добра, но которая может служить для зла; это есть орудие свободы Они представляли эту
силу, предшествующую физическому существованию, под мифологической формой рогов
1
Éliphas Lévi. Histoire de la Magie. Стр. 195.
2
Boun-Dehesch — самая древняя книга парсов после Zend-Avesta (Zend-Avesta. T. Ill, стр. 337).
3
Zend-Avesta. T. Ill, стр. 415.
4
Юрий Николаев В поисках за Божеством Стр 34—35.
5
К. Казанский Мистицизм в исламе Самарканд, 1906. Стр. 173.
312
бога Пана; отсюда вышел козел шабаша — брат древнего змия и светоносец или phosphore,
из которого поэты сделали ложного Люцифера легенды».
Элифас Леви.
1
Древность не знала никакого «Бога зла», начала, которое бы было совершенно и
абсолютно дурно. Языческая мысль представляла добро и зло в виде братьев-близнецов,
рожденных одной матерью — Природой».
Е П Блаватская.
2
Феноменальность природы зла обуславливает относительность его существования По
отношению к каждому человеку зло существует постольку, поскольку он погряз в мире
явлений. Как только человек начинает жить сознанием духа, зло перестает для него
существовать, делается символом без содержания. Естественным следствием отсюда
вытекает учение о временности существования зла и возможности всеобщего от него
спасения.
«Нет ничего абсолютно дурного, ничто не проклято навсегда, даже Архангел Зла,
хитрый змей אשיב אייוח, как его иногда называют. Настанет время, и он восстановит и свое
имя, и свою ангельскую природу. Ад исчезнет, не станет больше ни греха, ни заблуждения,
ни виновных, жизнь станет вечным празднеством, шабашем бесконечным».
Учение Каббалы по Франку.
3
Эта идея разделяется почти всеми каббалистами. Так, например, об этом говорят
Моисей Кордуеро
4
и Исаак Лориа.
5
Некоторые из них однако, считают, что отвлеченный
принцип зла не исчезнет, только Змий не будет спасен — читаем мы в Мидраше
6
и в Pseudo
Jonathan'e.
7
Сатана как олицетворение зла представляется в различном освещении в зависимости от
точки зрения. Зло всегда конкретно, и его элементы суть лишь элементы человеческого
состава.
«Человек есть сам по себе творец своего неба и своего ада; нет более злых демонов —
чем его безумства».
Элифас Леви.
8
Демон есть лишь мыслеформа злой воли, есть лярва תופי לק («покрывало», логос, форма
страсти) Каббалы. Сатана как синтез мирового зла есть классический идол, т. е. средоточие
всего злого мышления, злого чувствования, совокупность всех эгоистических, ложных,
односторонних, сектантских пониманий. Дьявол есть «отец лжи», т. е. источник и
результат относительного толкования антиномичной истины.
«Дьявол есть Бог, понимаемый злыми».
Элифас Леви.
9
«Черт есть соль, придающая вкус миру».
Яков Бёме.
Идея об идоле играет огромную роль в истории развития религиозных систем
человечества. Большинство религий, если не все, предлагали своим последователям
определенный объект, на котором должны были сосредоточиваться все силы мистического
напряжения во время молитв и обрядов культа. Этот объект, по учению верующих,
находился в той или иной мистической связи с Божеством и долженствовал быть как бы
1
Éliphas Lévi Histoire. Стр. 201.
2
La Doctrine Secrète II voi, Evolution du symbolisme, section XI, Demon est Deus inversus, crp. 131.
3
Franck La Kabbale ou la philosophic rehgieuse des hébreux Стр. 162.
4
Pardes Rimonim. Fol. 10, verso.
5
Emek Hamelech. Гл. I.
6
Bereschit Rabba, 20.
7
«O Бытии», III, 15.
8
Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 383.
9
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 226.
313
фокусом эгрегора религиозной общины, связывающим ее непосредственно с Надзвездным
Миром. В большинстве случаев таким объектом являлся камень,
1
как эмблема твердости и
непоколебимости. Не говоря уже о общеизвестной Каабе, обаяние которой заставило
Магомета принять ее почитание в свою религию, хотя она является наиболее чуждой идее
«идола», мы видим, что «Черный камень», «Гелиогабал», как фаллический символ солнца,
был чтим по всему древнему миру. Гермесы и долмены были равно распространены как у
друидов, греко-римлян и египтян, так и в странах Востока, а также в Мексике и Перу.
Знаменитые камни островов Пасхи и Галапа-госов в Тихом океане и других по-видимому
свидетельствуют о том же значении камня на материках Лемурии и Атлантиды. Огне- и
солнцепоклонничество особенно сильно придерживалось «камня», и митраические культы
покрыли весь античный мир этими памятниками. Слова Христа: «Tu es Petrus, et super
hanc petram aedificabo Ecclesiam meam, et portae inferi non praevalebant adversum earn»,
2
по
мнению некоторых авторов, в связи с рождением Спасителя в пещере (в камне) могут,
будто бы, также отнесены к господствовавшей в то время идее «камня». Этот «камень»
переходил в некоторых культах в символ фаллоса или лингама и в этом виде сохранился до
наших дней не только в индийских сектах, но и в христианских странах, в особенности в
Италии и Испании, как амулет счастья. Поклонение этому камню как таковому есть
классическое идолопоклонство, есть обожание нереальности, обожествление «ничто», т. е.
сатаны. В этом именно надлежит видеть истинную причину той беспримерной страстности,
о которой свидетельствует история иконоборчества. Лев Исавриянин и его сторонники,
конечно, потому и старались устранить из христианского культа иконы, что они имели
основание опасаться, как бы из невежества толпы не возникло вновь чудовищнейшее из
заблуждений.
3
К счастью, нравственная сила христианства оказалась достаточно сильной,
чтобы этому противостоять, если не считать некоторых временных исключений.
«Суеверие (superstition) происходит от латинского слова, которое значит переживать;
это — символ, переживший мысль, это — труп религиозной практики. Суеверие также
относится к Посвящению, как понятие о дьяволе — к идее Бога. Именно поэтому и
запрещен культ образов, и самый святой в своей первой концепции догмат может сделаться
суеверным и нечестивым, если потеряны его значения».
Элифас Леви.
4
Сведение сатаны в личность, как противника Бога, равного Ему по могуществу, есть
заблуждение, свойственное лишь крайнему невежеству.
«Если сатана существует, он не может быть не чем иным, как самым несчастным,
самым невежественным, самым жалким и самым бессильным из существ».
Элифас Леви.
5
Таким образом, одинаково, как сведение зла в космический нуменальный принцип, так
и олицетворение его в личности дьявола, представляется противным истине. Тем не менее,
в легендах и мифах, толкующих с различных сторон о «князе бесовском», есть некоторая,
хотя, правда, отдаленная, доля правды.
«Почти все популярные суеверия суть невежественные и грубые интерпретации каких-
нибудь великих аксиом или какого-либо возвышеннейшего Аркана Тайной Мудрости».
Элифас Леви.
6
1
См. блестящее всестороннее исследование о «камне» в истории религии — «Dieu et les dieux ou un voyageur
chrétien devant les objets primitifs des cultes anciens, les traditions et la fable. Monografie des pierres dieux et de leurs
transformations» par le chevalier R. Gougenot des Mousseaux. Paris, Lagny frères, editeurs. 1854. Краткое изложение
этих идей смотри у того же автора — «Les Hauts phenomenes de la Magic précédes du spiritisine antique». Pp. 1—79.
2
Евангелие от Матфея, 16:18 — сравн. с 1 послан, ап. Павла к Коринф., 10:4 — «Petra autem erat Christus».
3
Весьма интересные мысли по этому вопросу см. в соч. Д. В. Дрэпер. История умственного развития
Европы. Стр. 344—352.
4
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 332.
5
Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 383.
6
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 331.
314
Всякая реальность имеет внешнюю форму и только через ее посредство самое
существование сущности доходит до человеческого сознания. Форма, в наиболее широком и
общем смысле выливаясь в понятие о Логосе, утверждает самое бытие данного деятеля,
очерчивая его и ограничивая среди общей экономии мироздания. Этот закон справедлив и в
обратном направлении, но уже не абсолютно, а лишь относительно. Утверждение формы
только тогда есть в то же время утверждение сущности, когда это действие исходит из
Высшего Синтеза; в противном случае утверждение формы влечет за собой лишь призыв к
бытию, но не самое бытие, и в том случае, когда этот призыв направлен к нереальности, он
утверждает лишь единичный частный идол Человек начинает обладать чувством
реальности и отчетливо сознавать это лишь с достижением высокой степени развития. До
этой поры, обладая свободной волей, человек может ошибаться, принимая подчас за
реальность иллюзию. Стремясь к этой ложной реальности, человек расцвечивает ее
согласно своим желаниям, и тем создает ей форму, которая очевидно живого содержания
иметь не может и является лишь идолом.
Классическим примером к сказанному является эгрегор. В том случае, когда он
утверждается высшим синтезом, он существует как необходимая внешняя опора — тело
синтеза. В противном случае, когда эгрегор создается коллективизмом, т. е. совокупностью
сходных заблуждений, он по существу является простым фантомом, могущим проявлять
свою силу лишь при стечении благоприятных для него обстоятельств. Основным
качеством, определяющим самую природу этого фантома, является то, что он одинаково
неспособен ни создавать благоприятствующие себе факторы, ни уничтожать враждебные: в
первом случае он может лишь пользоваться обстоятельствами, сложившимися помимо его
воли, а во втором, он принужден немедленно к отступлению. Это последнее и резюмируется
традиционной формулой: «Сатана властвует лишь над теми, с кем он имеет сродство, и в
то же время он совершенно бессилен против всякой противопоставившей ему себя воли, как
бы она слаба ни была».
Демонические эгрегоры весьма многочисленны и разнообразны как по форме, так и по
степени своего развития. Простейшим видом являются лярвы или лемуры,
1
т.е. эгрегоры
конкретных страстей единичного человеческого существа. Сливаясь вместе, лярвы
образуют более сложные эгрегоры, соответствующие определенным страстям или грехам
человека. Этим последним подобны эгрегоры, порождаемые враждой между отдельными
группами лиц, связанных по тем или иным побуждениям в общества и, наконец, точно
также сюда относятся эгрегоры племенной или расовой ненависти. Среди всех этих
фантомов на первом месте стоит эгрегор дьявола, т. е. совокупность всего того, что
совершилось человеческим родом нереального на пути всей его планетной истории. Сатана
как совокупность всех человеческих заблуждений, как «отец лжи», на пути веков был
олицетворяем лишь в нескольких образах, и, в силу этого, они получили весьма ясное
запечатление в воспринимающей среде.
За эгрегором, среди демонических деятелей на переем месте, стоят единичные злые
личности. По тем или иным побуждениям, посвятив себя служению злу ради зла, эти
личности являются истинными демонами, естественными воплощениями дисгармонии,
рождающейся из неуравновешенной воли.
За ними следуют те, на которых возложена тягостная миссия — налагать страдания.
Окончив служение злу ради зла, эти люди в целях исчерпывающего познания зла для
самих себя и для помощи тем, кто иначе постигать не может, посвящают себя всецело тому,
1
Объяснение наиболее употребительных терминов практического оккультизма см. в довольно удачной
брошюре — С. Тухолка. Оккультизм и магия. СПб., 1910. Вообще же говоря, нет ни одной книги об этой
интереснейшей области знания, которая имела хотя бы малую ценность. На русском языке из более новых
изданий я могу указать на следующие сочинения, о выходе в свет которых можно только пожалеть. Буквально
ничего не давая, они своим ни на чем не основанным апломбом способны затушить жажду знания у всякого,
кто не обладает абсолютной верой в истинность оккультной науки и возможность ее постижения. — Папюс.
Практическая магия (черная и белая). Перевод А. В. Трояновского. СПб., 1912; Пюбб. Древняя высшая магия.
Теория и практически формулы. Перевод И. Антошевского. СПб.; Седир. Заклинания или магия слова.
Перевод А. В. Трояновского. СПб., 1913; Седир. Индийский факиризм. Перевод А В. Трояновского. 1909 и др.