Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

315
чтобы содействовать крайностям, развивать заблуждения до их конечного максимума и
тем с очевидностью выявлять их ложность.
«Новорожденный ребенок падает множество раз, пока не научится стоять как следует,
— так и на стезе благочестия человек падает много раз, пока не достигнет успеха».
Шри Рамакришна Парамахамса.
1
Налагая страдания на других, эти носители страдания вечно налагают его и на самих
себя, а потому стезя их жизни воистину нестерпимо тягостна! Не понимаемые никем и видя
всюду один лишь ужас, они осуждены испить всю чашу горя, покамест не постигнут дар
впитывать страдания и претворять их в благость, не страдая сами.
2
Таковы конкретные виды так называемых «частных дьяволов»; они всецело суть
продукты феноменальной среды и являются лишь образами неправильными и
неуравновешенными из того материала, который был создан для того, чтобы осуществить
царство гармонии. Феноменальная среда — поле деятельности индивидуальных волевых
центров, именуется в традиции космическим астралом. В своем синтезе он есть бинерный
антипод творческой воли, есть пассивно ее воспринимающий агент, есть тот материал, из
которого каждый человек ткет ему присущий мир.
«Мы уже сказали, что астральный свет есть вместилище форм. Вызываемые разумом,
эти формы проявляются в гармонии; вызываемые безумием, они являются
беспорядочными и чудовищными; такова колыбель кошмаров Святого Антония и
видений Каббалы».
Элифас Леви.
3
Этот астрал, олицетворенный Моисеем в книге Бытия в виде змия — Нахаш, силой,
присущей всякой пустоте, привлек на себя волю Адама, выявив своим присутствием у него
потребность пожелать достигнуть исчерпывающего самопознания.
«Слово Nahasch, объясненное символическими буквами Таро, точно обозначает: XIV נ
(Nun) — Сила, производящая смешения, V ה (Не) — Организатор и пассивный
производитель форм, XXI ש (Schin) — Естественный огонь и центральное равновесие через
двойную поляризацию».
Элифас Леви.
4
Эта последняя среда инертна, т. е. сама по себе она ни добра, ни зла, но, будучи
послушным орудием воли, она одинаково может служить как тому, так и другому. Это и
приводит нас к наиболее совершенному и глубокому определению понятия о дьяволе:
«Дьявол в черной магии есть великий магический агент, употребленный во зло
извращенной волей».
Элифас Леви.
5
Таким образом, зло в действительности есть лишь бинерное свойство феноменальной
природы и всякая попытка свести его в нуменальный принцип есть заблуждение,
свидетельствующее о непонимании самого существа проблемы.
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   61

§ 7. Проблема пола
Искра человеческого духа с самого начала эманации своей из Недр Божества заключает
в себе в потенциальном виде все свое будущее развитие. Каждый отдельный элемент
является вполне аналогичным индивидуальной монаде, проявляющейся во внешнем мире
и создающей себе внешнее тело в виде состава. Первичный этап проявления монады — это
1
Проф. Макс Мюллер. Шри Рамакришна Парамахамса. Стр. 124.
2
Эта идея проведена очень красочно в романе: Мария Коррели Печаль Саганы. Перевод с английского кн.
Е. Ф. Кропоткиной. СПб., 1904.
3
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 289.
4
Éliphas Lévi. Rituel. Стр. 15.
5
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 289.

316
потенциальное противопоставление ее внутренней сущности внешнему облику, т. е.
утверждение в Атмане бинера пралайи и проявления. Аналогично этому, элемент,
потенциально заключенный в составе, для своего проявления в начальный момент
расчленяется в некоторый бинер: один член этого бинера остается заключенным внутри, а
другой эманируется во вне. Проявления индивидуальной монады и элемента состава,
будучи вначале аналогичны друг другу, в последующие этапы становятся бинерными друг
к другу. Часть монады, проявляющаяся во вне, представляет из себя лишь запечатленный
аспект этой монады, лишенный сам по себе реальности, а потому его бытие для сознания,
совмещенного с монадой, является иллюзией, майей. Та часть, которая остается внутри,
становится частицей Божественной Души, неразрывно связанной с Божеством, и потому
сама по себе является лишь качеством Духа, отнесенного к самому Духу, т. е. сознавая в Себе
способность качествования и ориентируя его в Собственном Существе, Дух тем самым
определяет бытие этого Своего аспекта. Когда проявляется во вне элемент состава, то
расчленение его на бинер для сознания, с ним совмещенного, является реальностью, даже
более того, этот элемент становится реальностью, переходя из абстрактной возможности,
лишь только с началом этого разделения. Поэтому обе части: проявленная и заключенная
внутри одинаково реальны и равноправны друг с другом; самое проявление во вне есть
лишь оформливание и утверждение этой реальности в себе самой. Отсюда ясно, что для
полного выявления данного элемента необходимо последовательное проявление обоих
членов бинера. Всякое проявление во вне следует закону пульсации, т. е. последовательной
смены сжатия и расширения. Проявление элемента совершается посредством расширения
одного члена бинера и сгущения другого. Эта идея и выражается иероглифом Аркана XV:
подобно Великому Магу, Бафомет держит одну руку поднятой; другую опущенной, у первой
светится надпись «solve», у второй — «coagula». Когда одна часть элемента проявляется во
вне, то она притягивает на себя всю активную силу элемента, наоборот, остающаяся внутри
проникается его пассивностью. Это последнее вместе с изложенным ранее и приводит нас к
одному из основных законов проявления. При проявлении Божеством индивидуальных
монад в Области Духа, каждая из них рождается однородной и единой, подобной Божеству.
При проявлении индивидуальной монадой своего состава в области сенситивного мира,
проявляемые элементы имеют бинерное строение, и их члены, привлекая на себя из монады
ее активные или пассивные силы, тем самым проектируют в самой монаде раскол на две
половины, — одну активную, другую пассивную. Поэтому начало проектирования элементов
состава во вне, т.е. рождение формы есть рождение пола в искре человеческого духа.
«Всякая форма, в которой не имеется принципа мужественного и принципа
женственного, не есть форма высшая и законченная. Святой, да будет Он благословен, не
утвердил там Своего пребывания, где эти два принципа не соединены совершенно;
благословения нисходят лишь туда, где это единение существует, как мы этому поучаемся
из слов: «Он их благословил, и Он дал им имя Адам в день, когда Он их сотворил; ибо даже
имя человек не может быть дано иначе, как мужчине и женщине, объединенным в одно
существо».
1
Зогар.
2
«Прежде чем придти в этот мир, каждая душа и каждый дух образовывали мужчину и
женщину, объединенных в одно существо; нисходя на землю, эти две половины разделяются
и оживают различные тела. Когда время брака настает, Святой, да будет Он благословен,
Который знает все души и все духи, их объединяет как раньше, и тогда они составляют, как
и ранее, одно тело и одну душу... Но этот удел согласуется с делами человека и путями, по
которым он шел. Если человек чист и если он возмужал добродетельно, он будет
1
האלע אנקויד והיא ואל אבקונו רכד היב חכתשא אלד אנקויד לכ
אדחכ אבקונו רכד אלא ירקא אל סדא וליפא יזח אקדכ
2
Zohar. Part. I, fol. 55, verso, отдел תישארב


317
наслаждаться единением совершенно подобным тому, которое предшествовало его
рождению».
1
Зогар.
2
«Когда мужчина и женщина объединились, между ними почивает Божественная
Слава».
Талмуд.
«Erst Mann und Weib zusammen machen den Menschen aus».
Kant.
Бафомет на иероглифе Аркана XV выражает собой человеческую душу, проявляющую
себя мощью Триединого Духа. У ног Бафомета стоят обнаженные мужчина и женщина,
обращенные друг к другу лицом и связанные веревкой, надетой на одном конце петлей на
шею мужчине, а другим концом обхватывающей торс женщины. Мужская и женская
фигуры своим положением и дают ключ к учению о поле.
3
Мужчина представляет собой
ту часть элемента, которая направлена во вне и насыщена активностью, женщина есть
символ другой части элемента, оставшейся внутри; в то же время обе эти стороны
неразрывно связаны между собой.
Основная сущность мужчины — это стремление, усилие, тяготение; сила, влекущая
Волю к Премудрости, есть Любовь; поэтому Воля и Любовь — тождественны: Любовь есть
сила Воли, а Воля есть сила Любви, а потому сущность Активной Силы есть Любовь.
Основная сущность женщины — это пребывание в себе самой, это внутреннее
самоутверждение, именно этими качествами обладает Вечная Истина, Премудрость,
София.
«Женщина, которая должна размозжить голову змию — есть Премудрость».
Элифас Леви.
4
Активность или Любовь стремится к Премудрости и, достигая ее, она облекается Ею.
Пассивность или Премудрость стремится к Любви и, достигая Ее, она облекается Ею.
Сущность мужчины есть Любовь, облик его есть Премудрость. Сущность женщины
есть Премудрость, облик ее есть Любовь.
5
«Мужчина есть Любовь в Мудрости, женщина есть Мудрость в Любви».
Элифас Леви.
6
Мужчина, как Любовь в своей сущности, стремится к женщине, потому что в начале в
ее Любви он видит отблеск своей сущности, а затем подымается по этой любви до ее
сущности, до ее Премудрости, которую и начинает любить всей полнотой своей истинной
Любви. Женщина, как Премудрость в своей сущности, стремится к мужчине, потому что в
начале в его Премудрости она видит отблеск своей сущности, а затем подымается по его
Премудрости до его сущности, до его Любви и начинает жить в своей Премудрости,
освещаемой его Любовью.
«Половой функцией типичного мужчины по отношению к типичной женщине в
качестве его идеального дополнения — является работа превращения бессознательного в
сознательное».
Отто Вейнингер.
7
1
אדחכ ןרבחתמד אבקונו רכד ןלילכ והלכ ןיתמשנו ןיחור ןויא לכ סוגו ןוהלד אגווזד ןדיע אטט דכו אד ןמ אד ןישרפתס ןיתחנד אתעשבו
2
Zohar. Part. I, foi. 91, verso.
3
Относительно различных воззрений мистицизма на проблему пола см.: Ганс Фреймарк. Оккультизм и
сексуальность. Перевод с немецкого С. Пресса. Москва.
4
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 132.
5
Чрезвычайно близко к этому подходит учение Эмануила Сведен-борга См.: Увеселения Премудрости о
Любви Супружественной. Перевод автора неизвестного. Издательство Мусагет, Москва, MCMXIV (в 200 №№
экземпл.), экз. № 55, 13 января 1914.
6
Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 18.
7
Пол и характер, стр. 88.


318
Учение традиции о различии и соотношениях полов с особенной яркостью и
синтетичной простотой изложено Станиславом де Гуайта в его «La Clef de la Magie Noire»
при толковании Аркана X — «Колесо Будущего».
«Самец положителен в сфере чувствительной и отрицателен в сфере
интеллигибельной. Самка, наоборот, положительна в сфере интеллигибельной, и
отрицательна в сфере чувствительной. Самец и самка, обратно дополняющие друг друга, —
нейтральны в средней сфере психики. Это анимическое подобие есть даже их единственный
пункт слияния. Морально это есть хартия свыше, которая освящает идентичность расы
среди индивидуумов противоположного пола. Но так как этот закон, заключенный в
довольно общую формулу, едва понятен, а его несметная ценность является пока смутной,
если не сказать — ничтожной, то необходимо теперь же сделать краткое его применение в
положенных нами заранее границах.
Итак, прилагая этот поистине универсальный закон к земному человеку — к
человеческой чете, т. е. к адамическому существу, рассматриваемому с высшей точки
зрения той эволюции, которая возможна для него на нашей планете, и предполагая в нем
три центра деятельности: I — очаг интеллектуальный, имеющий место в мозгу и
оккультный полюс которого лежит в высших изгибах этого органа, II — очаг анимический,
сосредоточенный, главным образом, в сердце и большом симпатическом нерве, оккультный
центр которого есть не что иное, как plexus Solaris, и III — очаг сенситивный,
распределяющий свою энергию по различным органам чувств, оккультный
1
полюс
которого оканчивается половым органом, мы можем сказать, что у мужчины половой орган
мужской или положительный, а мозг женский или отрицательный; что у женщины,
наоборот, половой орган — женский или отрицательный, а мозг мужской или
положительный; и что, наконец, у мужчины также, как и у женщины, plexus Solaris
составляет центральный пункт равновесия всего организма.
Что такое мужской орган? Это то, что производит семя, первоначальный зародыш,
получаемый органом женским, который воздействует на него, ухватывает его, питает,
перерабатывает и развивает в продолжение более или менее долгого времени, по истечении
которого этот орган выпускает на свет оконченное существо, т. е. перешедшее к действию и
соответствующее оплодотворяющему зародышу, содержавшему это существо только в
потенции. Все это покажется очевидным, если только рассмотреть детородный полюс у
индивидуумов обоего пола, ибо никто не станет оспаривать, что phallus активен, т. е. служит
орудием оплодотворения, a cteis пассивен, т. е. есть орудие восприятия, беременности и
окончательной переработки.
Не менее истинной будет и обратная сторона, если мы рассмотрим мозг, этот орган, где
проявляется контр-полярность пола.
2
Мужское сознание женщины дает лишь зародыши
идей, но только оно дает эти зародыши, т. е. дает первоначальное движение и первую
субстанцию, одним словом, интеллектуальное семя.
3
Мужское сознание женщины
1
Но не центр видимый.
2
Тщетно будут оспаривать почти идентичность мозга у индивидуумов обоего пола, опираясь на глубокое
различие между органами произрождения. Идеи, будучи порядка интеллигибельного, должны воспользоваться
лишь фаллусовым проводником или маточной пустотой для выполнения идеального супружества и им вполне
достаточно органа конденсатора, каковым служит мозг, аналогичный у мужчины и у женщины, подобно тому,
как две одинаковые бутылки могут быть заряжены противоположным электричеством (да простят нам это
грубое сравнение). Затем часто, под видом чувства, женщина передает сперму интеллигибельного порядка, и в
таких случаях анимичные или средние центры делаются собственным местом феномена связи, но не
оплодотворения, ибо чувство, перенесенное в анимичный центр мужчины, сублимируется, чтобы достичь мозга
— приспособленной матки, где оно воспринимает свое первое свойство идеальной спермы.
3
Предисторическая эра дает нам в этом поразительные примеры, если мы только обратим внимание на
происхождение человеческих обществ. Эти давно прошедшие времена оставили несомненно неясные следы и
памятники часто сомнительной подлинности. Но легенда дополняет сказания фактов положительных, она
синтезирует в типы символического рождения понятия, которые фактические сказания могли бы дать нам
только отдельными и разбросанными. Разве История и Легенда не опираются друг на друга, чтобы заявить
нам, что первые зародыши цивилизации сеялись всегда женщиной, мужчина же развивает их и
совершенствует? Разве не Любовь по финикийской космогонии вытянула мир из хаоса? (См. «Sanchoniaton».


оплодотворяет женский мозг мужчины. Таким образом, сознание женщины по отношению
мозга мужчины есть то же, что phallus мужчины к cteis’y женщины, и у женщины сознание
по отношению cteis’a есть то же, что у мужчины phallus по отношению мозга.
Из этих первых посылок можно вывести бесчисленные последствия, из которых мы
рассмотрим лишь главные и определенные.
1
Здесь пора сослаться на известный в общей
физике закон: противоположности притягиваются, а однородности отталкиваются.
Приложив эту формулу к нашей схеме, мы тотчас же поймем, почему интеллектуальная
женщина чувствует отвращение к типу вивера, выразителю, по ее мнению, животности,
самца; почему вивер презирает интеллектуальную женщину, охотно давая ей кличку синего
чулка (положительная линия однородностей); почему мыслящий мужчина пренебрегает
чисто чувственной женщиной и, обратно, мыслящая женщина чувствует ненависть и
омерзение к чувственному мужчине (линия отрицательная однородностей). В чем же
причина этих антипатий? А вот в чем: положительная голова женщины презирает
положительный phallus мужчины и vice versa, а отрицательная голова мужчины чувствует
самое глубокое пренебрежение к cteis’y женщины и обратно, ибо однородности
отталкиваются. Не менее легко будет разобрать также и симпатии, обратные этим
антипатиям, ибо противоположности притягиваются.
2
Что же касается центра морального (или среднего), уравновешивающего оба оккультных полюса,
т. е. интеллектуальный (или мозговой) и чувственный (или детородный), то этот центр нейтрален,
как у мужчины, так и у женщины. В нем надо видеть точку подвеса не только биполярных весов
каждого индивидуума, но и квадриполярных весов двуполого человека. Любовь, являющаяся силой,
развиваемой этим центром и составляющая его принадлежность,
3
и у мужчины и у женщины
одинакова по своей сущности и проявляется идентичной
4
и у того, и у другого, сопровождаемая своей
Текст и перевод см.: Fourmont. Réflexions sur 1’origine des anciens peuples. Paris, 1747,1 том, стр. 4—21, — Fabre
d’Oliver. Histoire philosophique. Том I).
1
Изучение этого рисунка позволит читателю обозначить их, так сказать, геометрически. Следующая
фигура даст ему еще другие указания для дальнейших исследований, если он этого пожелает.
2
Каждый может сам дополнить эту таблицу относительностей.
3
Любовь, как чувство страстное, т. е. анимическое, способна бросаться выше и ниже, т. е. или к полюсу
мозг вому (обожание) или к полюсу половому (венерические стремления).
319
о
4
Идентичная в своей сущности, но не в своем стремления. Это заслуживает внимания, а
потому пусть обратят свой взгляд на предыдущий рисунок, где токи страсти обозначены
стрелами. Если мы рассмотрим отдельно любовь мужчины и женщины, то заметим, что
даже сама логика нашего рисунка разделяет ее на два диаметрально противоположных
тока, т. е. у мужчины ток восходит от пола (положит.) к мозгу (отрицат.), а у женщины,
наоборот, он сходит от сознания (положит.) к полу (отрицат.).