Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 286

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

348
«Человечество!.. А где оно, у черта?!.. — думает Рысков,— сволочь все, и больше ничего!
Где оно?.. Купцы?.. Мещане?.. Мужики безграмотные?.. Чиновники?.. Тьфу!.. На каждого в
отдельности посмотришь — дрянь! А вместе — человечество! Да чтобы они передохли все,
сволочь проклятая! Взять, да на первой осине и повеситься!.. Вот вам и человечество!..»
Арцыбашев.
1
В далекой цели невидимой, в неведомом счастье для людей неведомых, силятся люди
найти оправдание своим страданиям, своим мукам. Силятся, но не могут, ибо не верят в
разумность и не видят справедливости.
«А стоит ли все грядущее человечество, вот этих незаметных страданий, одного
маленького, голодного, обиженного студента?.. И сколько еще понадобится таких
маленьких незаметных мечтателей, сколько крови и мук за будущее, чтобы оно
наслаждалось жизнью... Не слишком ли дорогая цена, не слишком ли велики жертвы для
вас... счастливые свиньи будущего!..»
Арцыбашев.
2
Вот из этой-то именно безнадежности исканий здесь, в юдоли плача и печали, в
человеке рождается стремление искать ответа во вне жизни, в недрах существа своего. То
же самое стремление, те же самые искания получают иное направление, и человек
начинает обретать спасение там, существование чего он сам так недавно отвергал. Всякий
порыв к небу, сопутствуемый мистическим откровением, уже дает результат, сеющий в
человеке первые крупинки веры, но много воды должно утечь до той поры, пока эти
смутные томления перейдут в уверенность твердую и приведут человека к его высшей
цели — к обретению сознания духа. Лишь поднявшись в заоблачные высоты своего
светлого духа, лишь уйдя в свою собственную сущность, откинув всякую форму, человек
доходит до постижения истинной жизни и ее законов, при свете которых и мрак жизни
земной рассеивается и страдный путь ее становится ясным восхождением к возвышенной и
прекрасной цели. Такой человек начинает понимать, что именно в хаосе противоречий
видимых, спаянных высшим единством и высшей гармонией, рождается Красота,
достойная величия Совершенства Творца вселенной.
«Жизнь еще передо мною
Вся в видениях и звуках,
Точно город дальний утром,
Полный звона, полный блеска...
Все минувшие страданья
Вспоминаю я с восторгом,
Как ступени, по которым
Восходил я к светлой цели».
Майков.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать;
время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать, время
разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время
плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время
уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать,
время раздирать, и время сшивать; время любить, и время ненавидеть; время войне, и
время миру».
Екклезиаст, 3:1-8.
Безотрадность и тяжесть человеческой жизни на земле и выражается иероглифом
Аркана XVIII. Узкая извилистая тропинка, неизвестно где начинающаяся, неведомо к
какой цели ведущая, есть путь жизни. Правда, в этой неведомой дали виден розовый свет,
но кто знает есть ли это предвестник грядущего восхода светила дня и конец мраку сумерка
1
«У последней черты».
2
«У последней черты».


349
или же это лишь зарево пожара, отзвук таящейся в этой дали гибели?! Воздух насыщен
мглою, — такова среда человеческой жизни; виден лишь лунный свет, — человек познает
на земле лишь отраженным знанием и видит при свете отраженной истины, а не при
солнце ее чистоты первородной.
«Душа эта на много веков опередила души всех окружающих ее. Она воплотилась
слишком рано. Поэтому боги, признав свою ошибку, заставляют ее переносить столько
страданий и столько горя... Людям суждено совершенствоваться лишь постепенно и очень
медленно. Высшие Силы поражают тех, кто хочет идти слишком быстро и болезнями
приводят их в неподвижность».
Даниелъ Риш.
1
Две сумрачные башни, нависшие над дорогой — это символ жизни — царства бинеров
и вечных противоречий. Между ними лежит путь человека — он должен пробиться через
их преграду, а для этого он должен суметь найти просвет свободный между ними и пройти
по нему. Путь познания — это неустанная борьба с рождающимися противоречиями; для
того, чтобы человек мог пробиться через сонм этих бинеров, он должен сначала выявить
все их полярности, обрисовать контур их крайних синтезов. Сделав это, он открывает себе
свободный — путь между этими подвижными башнями, которые должны быть в сознании
ясно разделены, ибо иначе, если останется хотя бы тень между ними связи
непосредственной, тяготея друг к другу, они неминуемо столкнутся и погубят путника. Эта
идея и запечатлена в мифе классической древности о двух скалах подвижных, Сцилле и
Харибде, о смелых искателях Золотого Руна и их славном корабле Арго.
Тягостность пути человеческой жизни сама по себе есть следствие, а не причина; иначе
говоря, эта тягостность не есть самостоятельный независимый закон, не есть необходимость
безусловная, а является в действительности лишь последствием нарушения законов через
их неведение или ложное толкование. Тем не менее, непонимание человеком своей жизни не
является случайностью, — оно вытекает из общего закона, который, вместе с тем, дает и
способ избежать последствий непонимания чрез веру, надежду и смирение. От человека, не
могущего знать, требуется наличие доверия и чуткости, но он волен им следовать или нет.
Когда он им не следует, он силой вещей должен нести последствия, которые и выливаются в
тяжесть его жизни. Этот закон, о котором мы только что сказали, лежит в основе теории,
известной в традиции под именем «теории перспективы»; перейдем к ее краткому
изложению. Существует закон: всякое явление, событие или переживание действуют на дух
человека силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния, как во времени, так и в
пространстве. Следуя этому закону, человек, в каждый данный момент переживая ту или
иную эмоцию, обыкновенно как бы заграждается ею и теряет поэтому возможность
определить ее действительное место и ценность в его жизни. Иначе говоря, существует и
такой частный закон: Человек может иметь правильное представление о характере,
интенсивности и значении какой бы то ни было системы переживаний, а также об
истинном месте ее в жизненном пути только тогда, когда она отделена от него временем
или же когда ее испытывает совершенно для него безразличный другой человек, благодаря
чему он и получает возможность беспристрастно охватить ее умственным взором во всем
ее целом. Эволюция человека и сказывается в том, что он постепенно постигает великое
искусство беспристрастного наблюдения событий своей собственной жизни и спокойного
объективного анализа своих волевых поступков и решений. Уходя вглубь своего духа, он
начинает смотреть на жизнь и деятельность разных сторон своего существа как.
справедливый и мудрый судия. Действительно, назначение чувств — оценивать единичные
факторы и формы феноменального мира; цель разума заключается в оценке и управлении
чувствами; наконец, духовное самосознание приводит к наличию самоконтроля во всех
построениях и стремлениях разума и переживаниях сенситивной стороны человеческого
1
Сказка любви. Роман. Перевод с франц. К. Жихаревой. К-во «Сфинкс». Стр. 94.


350
существа.
1
Таким образом, человек имеет возможность сделать свое Я беспристрастным
свидетелем и судией не только далекого прошлого и деяний других людей, но и своих
собственных дел, совершаемых в настоящее время.
«Мы познаем заблуждение лишь через посредство истины. Поэтому, заблуждаясь, мы не
сознаем заблуждения, познав же истину, мы ясно сознаем ее».
Спиноза.
2
Эта способность видеть и сознавать истинную ценность, значение и место видимого
явления, события или испытываемого переживания, т. е. чувство перспективы, возникает в
душе человека только тогда, когда дух его развит высоко. Самое развитие этого чувства
идет постепенно. Огромное большинство людей лишено его, так как события и явления
жизни остаются для них непонятными, а потому бесцельными и случайными до самого их
смертного часа. Если уже на заре культуры всегда и у всех народов старость пользовалась
глубоким уважением, то это происходило именно из сознания глубокой ценности опыта.
Жизненный опыт и есть не что иное, как возможность сравнивать всякое происходящее
событие с тем, что было раньше, а потому так или иначе его оценивать. В силу преклонных
лет, убеленный сединами старец самой жизнью ставится как бы за пределы
непосредственных переживаний, а потому ему и дается возможность квалифицировать
происходящее, так как он как бы пространственно от него отделен. Итак: опыт и есть
генезис чувства перспективы Как седина в отдельной жизни есть синоним опыта, так
развитие духовных качеств человека есть следствие и показатель его кармического
возраста. Отдельные люди уже научаются великому чувству перспективы задолго до
дряхлости и тем научаются быть спокойными и сознательными свидетелями текущих
переживаний. Чем выше стоит человек на лестнице совершенствования, тем более в раннем
возрасте и с большей интенсивностью развито в нем чувство перспективы, тем спокойнее и
легче встречает он удары судьбы и переносит страдания духа, ибо теперь он уже сознает, что
«боль есть всегда рост души или тела». Итак, единственным и естественным лекарством
против духовных страданий является опыт. Горе тому человеку, кто остановится хотя на
время в этой точке своего пути; тяжкими страданиями он будет искупать свою ошибку,
пока не направит всех сил своих на дальнейшее развитие и совершенство. Путь развития
человека бесконечно тяжел и многостраден, но безмерно велика и цель его, а потому все
должно быть принесено ей в жертву.
«Из многих роз капля масла, из многих мук капля мудрости».
Из персидской мудрости.
«Стоит только хорошенько выстрадаться самому, как уже все страдающие становятся
тебе понятными и почти знаешь, что нужно сказать им. Страданиями и горем определено
нам Добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах».
Н. В. Гоголь.
3
«Того, кто взывает из своего сердца и ищет помощи, обожженный пламенем мира,
Великая Душа видит оком милосердия и несет ему скорое утешение. Ему,
приближающемуся к мудрецу с тоской по свободе в сердце и следующему по правильному
пути, мудрец внушает истину, успокаивает бурю его души и дает ему покой. Не бойся
ничего, о мудрец! Для тебя нет опасностей! Существует только один путь, чтобы
переправиться через море мира, и по этому пути мудрецы достигали берега. Тот же путь
указываю тебе и я; путь этот в том, чтобы разрушить страхи мира. Если ты пойдешь этим
путем, тоже достигнешь совершенной радости. Благодаря познанию цели Учения Мудрости,
рождается Высшее Знание. Тогда приближается конец мирового страдания».
1
Эта идея блистательно разработана при изложении эзотерического учения о многопланности существа
человека и различия его миров по степени синтеза Браманом Чаттерджи в его «Сокровенной религиозной
философия Индии».
2
См. Куно Фишер. История новой философии. Том II, «Спиноза», стр. 509.
3
Советы. Письмо к С. П. Шевыреву. По изд. 11-ому (А. Ф. Маркса), том V, стр. 81.


351
Шри Шанкарачаръя.
1
1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   61

§ 2. Эзотеризм и оккультная Иерархия
«Odi profanum, vulgus et arceo».
2
Horat.
3
Всякая отрасль человеческого знания делается доступной постижению только при
наличии постоянной систематической работы. Какова бы наука ни была, пусть имеет она
дело лишь с простейшей внешней, формальной стороной явлений — она всегда состоит из
ряда последовательных положений и выводов, открываемых изучающему в определенной
последовательности. Если правильная классификация есть краеугольный камень всякой
отрасли знания, то необходимость строжайшего ей следования с особенной силой восстает
при изучении тех наук, которые по самому характеру своему имеют дело с синтезом.
Подобно математике, где непонимание любого из ее положений устраняет возможность
понимания всего дальнейшего, в области отвлеченного трансцендентального мышления
неумолимая последовательность заключений и совершенство классификации являются
первым условием возможности познания. Так, например, одна из известнейших школ
философии в Индии, сознавая всю важность сказанного, приняла наименование «санкхья»
— что означает «правильное исчисление» или «совершенная классификация».
4
Верховное Синтетическое Учение, обнимая собой все знания человеческие с их
материалами и частными синтезами и в то же время вознося человеческий дух на
предельные высоты приближения к Непознаваемому Абсолюту, имеет дело, таким образом,
одновременно с неисчерпаемо грандиозным материалом и с наивысшим развитием
многообразности составляющих его элементов. Очевидно, что именно в данном случае
требование соблюдения последовательности постижения сказывается с наибольшей силой.
Вот почему представители Верховного Знания на пути веков неизменно излагали свое
учение так, что его величие в сознании ученика восставало лишь постепенно, строго
гармонируя с его собственным развитием. Эта преемственная тенденция вылилась в
догмат эзотеричности, оккультпости Высшего Учения, приобретаемого лишь путем
последовательных этапов Посвящения.
На всем пути всемирной истории толпа считала себя призванным паладином истины,
будучи в действительности естественным олицетворением невежества, бессознательности и
слепоты. Именно благодаря этому толпа всегда или пресмыкалась у ног высших