Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданский процесс принципы гражданского процесса, их значение и система выполнила Обучающаяся 4 курса Очнозаочной формы обучения 40. 03. 01 Юриспруденция Шатова Дарья Михайловна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. В процессуальной деятельности доступность выражается:

• в беспрепятственном обращении к суду (отсутствие чрезмерных пошлин, упразднение коллизий в подведомственности);

• в возможности получения судебной защиты по существу (недопустимость прекращения процесса по сугубо формальным основаниям, необходимость мотивировать судебные акты);

• в доступности общей проверочной деятельности (отсутствие препятствий для обращения в суд апелляционной инстанции, оптимизация порядка рассмотрения дела в суде проверочной инстанции).

Процессуальное равноправие. Согласно ст.19 Конституции РФ2 и ст.6 ГПК РФ3 осуществление правосудия по гражданским делам должно быть основано на равенстве «перед законом и судом», то есть на равенстве в процессуально-правовом положении всех заинтересованных лиц, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В гражданском процессе запрещены любые формы ограничения прав граждан. Принцип процессуального равноправия закреплен в ст.13 ЕСПЧ, ч.3 ст.123 Конституции РФ, ст.12 ГПК РФ1 и выступает предпосылкой реализации принципов диспозитивности и состязательности гражданского процесса. Принцип процессуального равноправия означает, что лицам, участвующим в деле, должны быть предоставлены эквивалентные их процессуальному положению, но при этом равные в обоюдном отношении процессуальные возможности по защите своих прав и свобод. Так, праву истца на подачу в суд искового заявления соответствует право ответчика представить отзыв на него, праву истца на предъявление иска корреспондирует право ответчика заявлять процессуально-правовые возражения, праву истца на удовлетворение иска отвечает право ответчика заявить материально-правовые возражения и т. д.

Диспозитивность. Принцип диспозитивности относится к старейшим принципам гражданского процесса и берет свое начало в максимах римского судопроизводства
2. Данный принцип раскрывается через свободу лиц, участвующих в деле, распоряжаться предметом спора и процессуальными средствами защиты своих прав, свобод и интересов. Процессуальная диспозитивность исторически взаимосвязана с диспозитивностью частного права, которое предоставляет участникам гражданского оборота свободный выбор нормативно не запрещенных вариантов поведения. Так, поскольку в гражданском праве предусмотрена возможность отказа от принятия исполнения, прощения долга, то неоправданным было бы лишать лицо этих возможностей и в ходе производства по делу. Данное обстоятельство привело к возникновению таких процессуальных правомочий, как отказ от иска, признание иска (ст.39 ГПК РФ) и др. Основой диспозитивности в гражданском процессе являются:

• недопустимость обращения в суд под принуждением;

• запрет возбуждения гражданского судопроизводства без выражения на то воли заинтересованного лица;

• исключение случаев рассмотрения и разрешения требований в объеме большем, чем-то было определено самим заинтересованным лицом;

• возможность отказаться от иска, изменить иск, признать иск, заключить мировое соглашение;

• свобода выбора ответчиками и другими лицами средств защиты против иска и т.д.

В гражданском процессе нормативное оформление получил принцип состязательности. Принцип состязательности является общеевропейским требованием построения гражданского процесса и прямо закреплен ст.6 ЕКПЧ в контексте права на справедливое судебное разбирательство1. Состязательность признается принципом гражданского процесса ч.3 ст.123 Конституции РФ2 и ст.12 ГПК РФ3. Состязательность предполагает полную свободу лиц, участвующих в деле, распоряжаться фактической стороной дела. При этом правила состязания устанавливаются нормативно, а суд, не вмешиваясь в доказательственную деятельность, является пассивным арбитром, следящим за соблюдением формы состязания. Задача лиц, участвующих в деле, убедить суд в истинности искомых фактов, а задача суда правильно оценить представленные доказательства и выявить наиболее обоснованную позицию. Гарантиями действия принципа состязательности в российском гражданском процессе являются:



• право сторон ссылаться на факты, обосновывающие их требования и возражения (п.5 ч.2 ст.131 ГПК РФ);

• доказывание каждой стороной тех фактов, на которые она ссылается в процессе (ч.1 ст.56 ГПК РФ);

• возможность признать или оспорить факты, сообщенные противоположной стороной (ст.67 и ч.2 ст.68 ГПК РФ);

• состязание сторон в судебном разбирательстве (гл.15 ГПК РФ).

Сочетание устной и письменной форм как принцип гражданского судопроизводства имеет доктринальное обоснование и выводится из содержания норм гражданского процессуального права, имея косвенное законодательное оформление (ч.2 ст.157 ГПК РФ). Современный российский гражданский процесс построен на раздельном сочетании устной и письменной форм. Преобладание письменного или устного начала зависит от характера совершаемых процессуальных действий, стадии процесса и вида судопроизводства. Так, в рамках гражданской процессуальной формы, органично сосуществуют всецело документированное приказное производство и полностью устная стадия судебного разбирательства (гл.15 ГПК РФ)1. Ряд процессуальных действий, в соответствии с положениями ГПК РФ, может совершаться только письменно (например, подача искового заявления и вынесение решения возможны только в форме письменных актов), а ряд – только устно (например, выступление в судебных прениях).

Принцип непосредственности выражается, прежде всего, через правила, посвященные порядку проведения судебных заседаний и исследованию доказательств. Содержание принципа непосредственности выводится из положений науки гражданского процесса и правил ст.67–72, 75, 79, 81, 86, 157 ГПК РФ. Непосредственность гражданского процесса означает, что суд до вынесения решения по делу должен сам исследовать все имеющиеся доказательства, а лица, присутствующие в судебном заседании, имеют возможность прямого восприятия доказательственного материала. В связи с этим, если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу (ч.2 ст.191 ГПК РФ).

Принцип процессуальной экономии имеет доктринальное обоснование и косвенное законодательное закрепление (ст.147 и ст.148 ГПК РФ)1. Именно действию принципа процессуальной экономии подчинена деятельность судьи по подготовке дела к судебному разбирательству. Без проведения надлежащей подготовки дела увеличивается риск его несвоевременного рассмотрения и разрешения. Принципом процессуальной экономии должны определяться сроки рассмотрения гражданских дел и совершения отдельных процессуальных действий. Данный принцип направлен на концентрацию доказательственного материала в суде первой инстанции, что предотвращает возможность нового рассмотрения дела по существу при обжаловании судебного решения. Действие этого принципа должно приводить к оптимизации гражданской процессуальной формы и повышению эффективности гражданского судопроизводства.


В качестве вывода необходимо отметить, что к функциональным принципам относятся принципы законности, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон, сочетания устности и письменности, непосредственности.



3. Проблемы и перспективы принципов гражданского процесса



Принципы гражданского процессуального права не выделены в ГПК РФ в отдельную главу. В ГПК РФ вообще отсутствует такой термин. Большая часть положений, которые являются принципами, закреплена в его гл.1 «Основные положения». Это обстоятельство говорит не об отсутствии в гражданском процессуальном праве принципов, а лишь о недостатках законодательного их закрепления1.

Для источников отраслей публичного права обычно характерно законодательное выделение принципов. Так, в ст.3-6 УК РФ закреплены принципы уголовного права. Эти положения содержатся в гл.1 «Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации». В гл.2 УПК РФ закрепляются принципы уголовно-процессуального права (принципы уголовного судопроизводства). В КоАП РФ также выделяется такая категория, как принципы. Они закреплены в гл.1 «Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях». Принципы трудового права закреплены в ст.2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» ТК РФ. Принципы выделяются и в Земельном кодексе РФ (ст.1), Лесном кодексе РФ (ст.1), Водном кодексе РФ (ст.3), Градостроительном кодексе РФ (ст.2) и даже в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» (ст.4).

К сожалению, источникам частного права (ГК РФ, СК РФ), основным источникам гражданского процессуального права (ГПК РФ, АПК РФ) неизвестен термин «принципы». По нашему мнению, это законодательная недоработка.

А.А. Демичев также выделяет эту проблематику, указывая, что «К сожалению, в отличие, например, от УПК РФ, ТК РФ и ряда других российских кодексов в ГПК РФ отсутствует отдельный структурный элемент (специальная глава или статья), посвященный принципам соответствующей отрасли права. Следовательно, в ГПК РФ отсутствует и указание на то, какие из норм являются принципиальными. Это порождает споры по вопросам количественного и качественного состава принципов, сущности каждого из них и их влияния друг на друга и систему права»1

Одним из важных вопросов, относящихся к рассматриваемой проблематике, является вопрос об участии прокурора в гражданском процессе. В контексте проблем процессуального равноправия и равенства неоднозначной является квалификация участия в деле прокурора либо иного органа публичной власти,