ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Платонов
№1. Мотив сиротства
Метафизическое сиротство у А. Платонова свойственно не только человеку. Это характерное для всего мироустройства состояние нецелостности, разъятости на части, незавершенности, которое в равной степени трагически переживается в произведениях писателя и людьми, и растениями, и животными, и предметами. Сиротство в буквальном смысле – как нарушение целостности семьи – ненормальное и «неправильное» состояние.
В основе мировоззрения А. Платонова лежит характерная для мифологического сознания мысль об изначальном, идущем еще от момента сотворения единстве всего сущего. Это свойство мира и можно назвать родством. Поэтому герои у Платонова ищут «родственников» не только среди людей, но и среди растений, животных, потерянных предметов.
Исходя из этого, целостный, «родственный» мир всегда предполагает, завершенность и полноту каждого своего проявления (например, полнота семьи, целостность в самом человеке, которая у А. Платонова часто оказывается нарушенной).
(Грязнова А.Ю. «ИСКАТЬ ДОРОГИ ДРУГ К ДРУГУ»: СИРОТСТВО И РОДСТВО В ПРОЗЕ АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА)
№2.
На первом этапе творчества писателя общественный человек направляет свою деятельность на окружающий мир с целью преобразования, в такой модели мира доминирует человек. Затем акцент смешается в другую сторону, автор обращает внимание на огромное влияние окружающего мира на человека. В такой модели мира уже трудно выделить доминанту, наоборот, Платонов подчеркивает взаимозависимость окружающего и внутреннего мира, что подчеркивает материалистическое понимание развития общества и о влиянии марксизма на мировоззрение писателя.
Платонов в понятие «индивида» и «общества» вкладывает вполне традиционный смысл. Индивид - это общественный человек, персонификация общества в целом, а общество - это социальная среда, мир человека, в котором человек развивается, познает, осознает себя. Общество - единое тело. «Человечество - одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все», - пишет молодой Платонов в одной из своих первых публицистических статей. Человек содержит в себе понятие «человечество» как субстанциальную основу, как свое реальное содержание.
Любой человек чувствует, что живет в мире, либо как в своем доме, - обустроенном, налаженном, гармоничном, занимая определенное место; либо чувствует себя затерянным, одиноким и заброшенным в этот мир. Ощущение недостаточности, стремление к идеалу, к познанию себя и окружающего мира, разрушение близких человеческих взаимосвязей ведет к отчуждению.
(Философские идеи прозы Андрея Платонова: проблема человека Пенкина Наталья Викторовна)
Мир природы в произведениях Платонова - будничный, прозаический, приближенный к однообразной повседневности.
Образы домашних или одомашненных животных как эпизодические либо сквозные присутствуют во многих рассказах Платонова. Животные поддерживают человеческое в человеке, избавляя его от одиночества. Вот раздумья отца главного героя рассказа «Река Потудань»: «Придется, видно, ему, старику взять к себе хоть побирушку с улицы - не ради семейной жизни, а чтобы вроде домашнего ежа или кролика, было второе существо в жилище, пусть оно мешает жить и вносит нечистоту, но без него перестанешь быть человеком». Люди в своей привязанности к домашним питомцам становятся чище и светлее. В то же время животные бескорыстно служат человеку.
Очень важен в произведениях писателя мир растений. Любимые персонажи А. Платонова подобны растениям. Платонова интересуют не только живые, но и умершие растения, которые подобны изначально неживой природе. В этой связи звучит мотив смерти, праха, тлена. Так, герой рассказа «Семен» «ищет... в неизвестных мертвых предметах какого-либо родства себе, привязанности и взаимного горя одиночества».
(Кузнецова. Природа и человек в рассказах Платонова)
Своеобразие внутреннего мира героев Платонова связано с особым, «затрудненным», процессом высказывания. Мыслям героя очень трудно найти выражение в речи. Платоновские герои — люди «косноязычные и неможные». В повести «Котлован », когда один из рабочих хочет поинтересоваться у Вощева, что он делает в их бараке, этот простой вопрос принимает такую странную и «трудную» форму: «Ты зачем здесь ходишь и существуешь?».
№3.
Платонов не разделяет материальное и духовное. Материя, пища, вещи для него — нравственная, совестная категория. Добро в самом глубоком, исконно русском смысле этого слова. То, что людям на потребу. Таково же и отношение к машине. Слишком часто в XX веке она воспринималась как начало, враждебное человеку, несущее ему гибель и обезличивание, отрывающее его с корнями от природы. У Платонова же механизм — существо родное, живое, мыслящее.
Его машинисты и механики способны разговаривать с паровозами и слышать, что они отвечают. (Григорий Зобин. Духовные искания Андрея Платонова)
№5.
Воспроизводимые в романе «Чевенгур» события и действия героев соотносятся с библейскими ситуациями, мотивами и образами. В произведении показан эксперимент по сотворению нового мира и нового человека. Автор зачастую пародирует известные библейские мотивы. Так, Чепурный, подобно Всевышнему, создаёт чевенгурский коммунизм за несколько дней и ночей, предварительно подготавливая для этого «голое место» (в прямом и переносном смысле – очищенное от всяких неровностей и свободное от людей, недостойных жить в нём). Затем учреждает новое время, фиксируя его чевенгурским календарём.
Попытка Чепурного воскресить умершего мальчика, сына нищенки, пришедшей вместе с «прочими» в Чевенгур является аллюзией к воскрешению Иисусом Христом мальчика, единственного сына наинской вдовы.
Библейскую подоплеку имеет и мотив смены имени в «Чевенгуре». В Библии отмечено несколько случаев, когда меняются имена как ветхозаветных, так и новозаветных персонажей. Это – Иаков, получивший имя Израиль, Аврам, ставший Авраамом и т.д. Чаще всего изменение имени определяло радикальные изменения в судьбе человека и было связано с духовным прозрением и обретением смысла существования.
Специфически трансформируется в «Чевенгуре» и одна из важнейших христианских идей – идея Нового Града. Вводится она в роман словами из Евангелия от Матвея: «Приидите ко мне все труждающиеся и обременённые и аз упокою вы», которые читает Копёнкин над дверью храма, где заседает чевенгурский ревком.
С одной стороны, мы видим в произведениях Платонова попытки и автора, и героев придать социальной революции значение морально-этической переделки мира, что неизбежно приводило их к христианским ценностям. С другой стороны, смешанные с революционными идеями христианско-эсхатологические чаяния, свойственные героям Платонова и нередко не согласующиеся со здравым смыслом, подвергаются Платоновым пародированию. (А. Кеба. Библейские реминисценции в творчестве Андрея Платонова)
№6.
В повести «Котлован» А. Платонов выступает продолжателем литературной традиции сопровождения кончины героя или момента сна и покоя исчезновением света и наступлением тьмы. Чиклин просит «потушить лампу и повернуть женщину на бок», она хочет умереть.
В данном конкретном примере свет стоит понимать не только буквально, но и образно, как символ прозрения, мудрости, памяти. Новому человеку безразлично наличие или отсутствие света (т. е. памяти): в коммунистическом обществе все живут по готовому плану Генеральной Линии, в котором даны четкие однозначные указания жизни. Мать Насти относится к дореволюционному типу или типу человека, который не находит свое место в новых формирующихся условиях существования.
Платонов пишет: «Вощев боялся ночей … его основное чувство жизни стремилось к чему-либо надлежащему на свете … тайная надежда мысли обещала ему далекое спасение». Свет как надежда на спасение указывает на духовные поиски главного героя, его желание приблизиться к высшим силам мироздания.
В повести «Котлован» привычное представление диады «свет — тьма» как добра и зла обогащается дополнительными смыслами. Платонов акцентирует внимание читателя на отдельных ситуациях и деталях, при которых возникает «свет» для того, чтобы выделить «свет ложный» и «свет истинный». Там, где появляется свет истинный, обычно, царит пустота, атмосфера забвения. Ложный свет Платонов наблюдает в коммунистических лозунгах, которыми говорят политические деятели и жертвы режима. В таких случаях художник прибегает к гротеску.
Таким образом Платонов изображает вступление в конфронтацию с политическим режимом. (Шестаков. Философские категории света и тьмы в повести А. Платонова «Котлован»)
№7.
Писатель сознательно отходит от языковой и речевой норм (которые предполагают и соблюдение правил и законов логики), поскольку именно отклонение, аномалия открывает ту систему смыслов и смысловых связей, которые невозможно эксплицировать, используя нормированный, правильный язык. Алогизм как черта авторского стиля у Платонова приобретает всеобъемлющий характер: алогизм раскрывает художественное сознание писателя, которое концентрируется в художественных образах, в речи героев и в выражении художественной философии автора.
Подмена понятия в художественном творчестве Платонова является средством создания художественного образа: «Захар Павлович и не знал, чем же помочь паровозу, когда люди непосильно нагружают его
весом своей разлуки». Под весом своей разлуки здесь понимается тяжесть и количество почтовых вагонов, прицепленных к паровозу. Благодаря данному приёму происходит своего рода «сжатие» двух образов на минимально возможном отрезке текста: образ страдающего паровоза и находящихся в разлуке людей.
В художественных текстах Платонова такой приём, как гипаллага является частотным при создании образа. Данная фигура также способна концентрировать, объединять два образа: «Тоска Захара Павловича была сильнее сознания бесполезности труда, и он продолжал тесать колья до полной ночной усталости».
Часто фигуры алогизма у Платонова семантически строятся на неразличении, смешении абстрактного и конкретного, одушевленного и неодушевленного. Сравнение является наиболее частотным приемом, в котором реализуются семантически несогласующиеся понятия: «Синий воздух над Чевенгуром стоял высокой тоскою…»
Сравнение показывает авторское понимание сравниваемых явлений.
(Садовников Сергей Аркадьевич)
№ 4.
Платонов показывает, что через «напряжение высших сил» народа и его лучших представителей — «сокровенных» людей человек может прийти к пониманию «истинной жизни» и обрести внутреннюю гармонию.
Практическое, преобразующее действие героев Платонова является прямым продолжением «сокровенного» в самом человеке. Жмых («Луговые мастера») строит в избе вечный двигатель. Макар Ганушкин — «колеса-самоходы». Пухов (в повести «Сокровенный человек») делает «разнообразные вещи».
Казалось бы, все «сокровенные» герои Платонова терпят фиаско. Вечный двигатель не работает, «колеса-самоходы» нужно было катить руками, и Пухову «что-нибудь умственно схитрить» таки не удалось. Да, на первый взгляд эти герои писателя смешны и беспомощны, но у них остается главное, «сокровенное» — вера в свои силы к преображению мира, в будущую рукотворную гармонию бытия.
Одна из основных характеристик «сокровенности» — это чувство времени, чувство истории. «Сокровенный человек», по Платонову, это тот человек, который не только может совлечь себя, но и сесть на поезд истории, несмотря на то, что никто не знает, куда этот поезд движется.
В повести «Сокровенный человек» мы видим нравственный подвиг высокой жертвенности как пример революционного преображения народа. Пятьсот красноармейцев, вчерашние «крестьяне из северных мест» воплощают надежду А. Платонова на революционное духовное преображение народа, наглядно иллюстрируя пласт народа, максимально приближенного к «сокровенному». Их внутреннее единство,