ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики

ПОРТФОЛИО

по дисциплине: «Педагогика»

Выполнил:

студент 2 курса

гр.ZВИ-Ист-2-1

Осадчая Людмила Ивановна

Проверил:

кандидат педагогических наук,

доцент

Сечкарева Галина Гарекиновна

Армавир,2023

1.Я.А.КОМЕНСКИЙ



Ян Амос Коменский (1592-1670)

Родился в семье мельника, принадлежавшей к религиозной общине Чешских братьев, объединявшей значительную часть населения Чехии. Педагогическая деятельность начинает складываться в ранние годы, когда Коменский был священником. Тогда был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста».

Будучи ректором национальной школы в г. Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом своей жизни, под названием «Великая дидактика», состоящая из 4 томов. В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человека является педагогика. Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.


Заслуга Я. А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, для ее дальнейшего развития:

- обосновал теорию образования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен развиваться по законам природы.

- разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соответствовать своя школа.

- изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении в главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654).

- раскрыл цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы в работе «Материнская школа».

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории.

Конспект

Коменский Я.А. Великая дидактика // Пед. Соч. – В 2-х т. – Т.1.

Глава 19. – М., 1982. – С. 364 -382.

Существует 8 причин, задерживающих успех в школах. Самыми подлинными причинами этого являются следующие: 

Во-первых, не было устанавливаемо никаких границ, до которых учащихся необходимо было доводить в течение каждого года, каждого месяца, каждого дня: все колебалось в ту и другую сторону.

Во-вторых, не было указано никаких путей, которые безошибочно вели бы к намеченной цели.

В-третьих, то, что было соединено природой, брали не вместе, а раздельно.

  В-четвертых, искусство и наука едва ли где-либо передаются не в отрывках, а энциклопедически*.

В-пятых, пользовались слишком разнообразными и разно-личными методами;

В-шестых, отсутствовал способ обучать всех учеников одного и того же класса одновременно;

В-седьмых, если в классе бывало несколько учителей, то из этого возникало только новое замешательство.

Наконец, при благосклонном отношении к этому учителей ученикам позволяли в школе или вне школы изучать другие книги.

  Идею об устранении этих препятствий должно заимствовать у природы. Можно прибегнуть к помощи самого учителя. Сам учитель в качестве старшего наблюдателя будет только обращать внимание то на того, то на другого для проверки добросовестности преимущественно тех, кому он не доверяет. Например, то, что предложено выучить, пусть отвечает один и другой, и третий, скольких бы учитель ни вызывал еще одного за другим, как из числа последних, так и из числа первых учеников, в то время как весь класс будет слушать. В таком случае все всегда по необходимости будут готовы отвечать, так как каждый будет опасаться, что спросят именно его. Когда учитель заметит, что известный ученик начал отвечать свободно, то, убедившись в том, что он

хорошо знает остальное, пусть предложит продолжить другому. Если и этот будет отвечать быстро, пусть учитель предложит далее третий период или параграф отвечать новому ученику. Таким образом, спрашивая немногих, он будет спокоен за всех.

Были разработаны 5 специальных правил обучения:

I.Слова в соединении с вещами и наоборот.

II. Чтение и письмо вместе.

III. Упражнения в стиле должны одновременно развивать и ум и язык.

IV. Обучение других следует соединять с собственным учением.

V. Серьезное вместе с развлечением.

2.Ж.Ж.РУССО



Жан-Жак Руссо (1671-1778)

Родился в в г. Женеве (Швейцария), в семье часовщика с весьма скромным достатком. Будущий философ не получил какого-либо систематического образования. Глубокий мыслитель, гуманист и демократ – придерживался теории естественного права. Стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.

В 1762 г. Руссо издал свой роман – трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека.

Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связанна с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный характер.

В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, - писал он, - обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Руссо полагал, что воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он
требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание – это и свободное воспитание.

Очень важным были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе жизни активность и самодеятельность детей, подготовить их к труду как к общественной обязанности каждого гражданина.

Конспект

Ж.-Ж. Руссо «Эмиль или О воспитании»

Руссо считает, что для ребенка не нужны знания о добре и зле, понимание предназначения человека в обществе. Бедняки сами могут стать людьми, ибо они работают, а работа — их воспитатель. Руссо требует от человека не таланта, а знания какого-то ремесла, настоящего, подлинного, ремесла.

Руссо смотрел на ребенка с точки зрения его возрастного своеобразия. С ребенком нужно обращаться «соответственно его возрасту», писал Руссо. Никто до Руссо так не заботился о возрастном принципе в педагогике, как он. Руссо создал свою шкалу стадий возрастного развития: от рождения до 2 лет.

Эмиль воспитывается вне среды сверстников и вообще вне какой-либо среды. Все и всех ему заменяет воспитатель. Даже в 12 лет Эмиль не будет знать, что такое книга. Когда Эмиль готов жениться на своей возлюбленной, учительница предлагает ему уехать на два года за границу.

Роль воспитателя для Руссо состоит в том, чтобы воспитывать детей и давать им одно-единственное ремесло - жизнь. Самообразование является основным. Только богатым нужно образование. Он должен оставаться ребенком. Важно, чтобы у ребенка не было ложного представления о счастье.

Основы социального поведения можно привить ребенку раньше времени, когда он еще не способен их понять. Это такая же ерунда, как требование, чтобы 10-летний ребенок был ростом пять футов и обладал способностью судить. В 16 лет человек уже знает, что такое мука, ибо сам страдал. В этом возрасте не следует развивать в ребенке способность к суждению. Не следует показывать ему богатства, завораживающие зрелища. От всего этого нужно отказаться до тех пор, пока молодой человек не сможет правильно оценивать достоинства и недостатки общества и людей. И он умрет.


Руссо предупреждает, что настал последний момент, когда Эмиль должен выбрать себе девушку жизни. Этой проблеме посвящена вся пятая и последняя книга «Эмиля». Мы не имеем права игнорировать учение Руссо о любви, браке, гражданстве молодоженов.

3.И.Г.ПЕСТАЛОЦЦИ



Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных, физических, нравственных.

Главные надежды он возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду и участием в нем. Песталоцци, гуманист-педагог, был верен своим демократическим идеалам. Свою педагогическую теорию он возродил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраст. При этом воспитание должно формировать из ребенка не просто гармонически развитого индивидуума, а труженика — члена человеческого сообщества.

Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем — проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей.

Большая заслуга Песталоцци состоит в развитии принципа наглядности обучения, в стремлении связать чувственное восприятие с развитием мышления. Важнейшей задачей обучения Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать понятия. Обучение, по мысли Песталоцци, обязательно должно действовать развивающее, побуждать детей к самодеятельности.

Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования