Файл: Адлерианская психологияпсихотерапия была разработана Альфредом Адлером (18701937 гг.) психиатром, который оказал значительное влияние на историю и развитие .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти вопросы раскрывают степень подготовленности ребенка к школе, результаты посещения школы и его отношение к трудностям.

 

6.   Какова семья ребенка?

Нужна точная информация о домашних условиях, заболеваниях в семье, алкоголизме, криминальных наклонностях, неврозах, дебильности, сифилисе, эпилепсии, уровне жизни, случаях смерти в семье – с указанием возраста ребенка в это время. Не сирота ли он? Кто доминирует в семье? Является ли воспитание строгим, придирчивым или избаловывающим? Не получилось ли так, что ребенок боится жизни? Какой за ним осуществляется надзор? Может быть, у ребенка есть мачеха или отчим?

Благодаря этим вопросам можно увидеть, в какой семейной ситуации находится ребенок, и оценить, какого рода впечатления он там получал.

 

7. Каково место ребенка в последовательности рождения братьев и сестер?

Является ли он старшим, младшим, единственным ребенком, единственным мальчиком из всех, единственной девочкой из всех? Замечались ли ревность, частый плач, злобный смех, склонность к глухому протесту по отношению к остальным детям?

Это значимо для изучения характера ребенка и его отношения к людям вообще.

 

Интересы

8.Какие мысли были у ребенка по поводу выбора профессии? Каковы профессии у членов его семьи? Каким является брак его родителей? Что он думает о супружестве?

Эти вопросы позволяют сделать заключение о том, насколько смело и уверенно ребенок относится к будущему.

 

9.    Какие у него любимые игры, литературные произведения, исторические и литературные герои? Нравится ли ему портить игру других детей? Уходит ли он в фантазии? Или у него холодная голова и он отвергает фантазии?

Эти вопросы косвенно свидетельствуют о моделях превосходства, которые могут быть у ребенка.

 

Воспоминания и сновидения

10.    Каковы ранние воспоминания ребенка? Каковы его повторяющиеся или значимые для него сновидения? Это сны о падении, полете, беспомощности,

 

опоздании на поезд, погоне; о том, что он в плену или в заточении, или это страшные сны?

Эта информация помогает обнаружить склонность к изоляции, внутренний призыв к осторожности, честолюбивые импульсы, тенденции к пассивности и предпочтению определенных людей.

Поведение, свидетельствующее об утрате смелости и уверенности

 

11.   По отношению к чему ребенок потерял воодушевление? Чувствует ли он, что им пренебрегают? Реагирует ли он на внимание, похвалы? Есть ли у него какие- либо суеверия? Старается ли он избегать трудностей? Пытается ли он пробовать свои силы в разных областях только для того, чтобы потом все бросить? Можно ли сказать, что он не уверен в своем будущем? Верит ли он в дурное влияние наследственности? Можно ли сказать, что среда систематически лишала его смелости и воодушевления? Является ли его взгляд на жизнь пессимистическим?


Эти вопросы позволяют увидеть, что ребенок потерял уверенность в себе и ищет выхода в ошибочном направлении.

 

12.    Есть ли у ребенка какие-либо вредные привычки? Гримасничает ли он? Ведет ли он себя глупо, по-детски или смешно?

Эти вопросы проясняют желание привлечь к себе внимание.

Недостаточность органов

 

13.   Наблюдаются ли у ребенка нарушения речи? Является ли он некрасивым, неловким, косолапым? Может быть, ноги у него кривые или Х-образные, с вывернутыми вовнутрь голенями? Был ли у него рахит? Может быть, он плохо развит? Является ли он слишком высоким или маленьким? Есть ли у него недостатки в зрении и слухе? Не является ли он умственно отсталым? Не левша ли он? Храпит ли он по ночам? Может быть, он отличается особой красотой?

Эти вопросы затрагивают жизненные трудности, которые обычно переоцениваются ребенком. Из-за них он может лишиться смелости. Аналогичное неправильное развитие можно видеть и у очень красивых детей. Они приходят к убеждению, что должны получать от других все безо всяких усилий, и таким образом упускают шанс правильно подготовиться к жизни.

Комплекс (симптом) недостаточности

 

  • Говорит ли ребенок открыто об отсутствии у себя способностей, «отсутствии таланта» к учению в школе? К работе? К жизни? Бывают ли у него мысли о самоубийстве? Есть ли какая-либо связь во времени между его неудачами и возникновением нарушений поведения (своеволие, вступление в асоциальную группу)? Не переоценивает ли он внешний успех? Является ли он покорным, нетерпимым или бунтарем?

Эти вопросы проясняют утрату смелости и уверенности. Такие признаки часто появляются после того, как попытки ребенка пробиться вперед привели к разочарованию. Произойти это может не только из-за его собственной несостоятельности, но и по причине недостаточного понимания со стороны окружающих. Симптомы – это заместительное удовлетворение в «театре вторичных действий».

 

Ценные качества

  • Назовите те области, в которых ребенок является успешным.

Это важные свидетельства, поскольку не исключено, что интересы, склонности и подготовка ребенка указывают направление, противоположное направлению его нынешнего развития.

Схема интервью для взрослых

 

  1. На что вы жалуетесь?

  2. В каком состоянии вы находились, когда впервые заметили ваши симптомы?

  3. Каково сейчас ваше состояние?

  4. Какая у вас профессия?

  5. Опишите ваших родителей – их характер, состояние здоровья. Если они уже умерли, то какая болезнь послужила тому причиной? Какие у них были отношения с вами?

  6. Сколько у вас братьев и сестер? В какой последовательности вы родились? Каково их отношение к вам? Как обстоят их дела в жизни? Болеют ли они тоже чем-нибудь?

  7. Кто был любимцем вашего отца или матери? Какого рода воспитание вы получили?

  8. Есть ли у вас признаки избаловывающего воздействия в детстве: застенчивость, стеснительность, трудности в развитии дружеских связей, неаккуратность.

  9. Чем вы болели в детстве, и каково было ваше отношение к этим болезням?

  10. Каковы ваши самые ранние детские воспоминания?

  11. Чего вы боитесь или чего вы боялись больше всего?

  12. Каково ваше отношение к противоположному полу? Каким оно было в детстве и в последующие годы?

  13. Какая профессия интересовала вас больше всего, и если вы не выбрали ее, то почему?

  14. Является ли вы честолюбивым, сенситивным, склонным к вспышкам гнева, педантичным, доминирующим, застенчивым или нетерпеливым?

  15. Какие люди окружают вас в настоящее время? Являются ли они нетерпеливыми, раздражительными, любящими?

  16. Как вы спите?

  17. Какие у вас бывают сны? О падении, полете, повторяющиеся сны, пророческие сны, про экзамены, про то, как опаздываете на поезд?

  18. Какие болезни были в вашем роду?


 

 

 

Любимые вопросы А.Адлера

 

Вопрос к ребенку:

«Кем ты хочешь быть?» - помогает определить, что ребенку недостает, чего он хочет и какую цель в жизни он реализует. Это помогает уяснить цель жизни и понять конкретные проблемы человека и его поведение.

Вопрос к взрослому:

«Допустим, что Вы не имели бы проблем, что бы Вы делали?». Этот вопрос помогает установить тайную цель, которую пациент преследует в своей жизни. Задача состоит в том, чтобы установить меру социальной адекватности этой цели и то насколько она определяет проблемы тревожащие пациента. Эта цель, сформированная в раннем детстве, присутствует и взрослого человека в его поведении и руководит им. Сущность человека проявляется всегда. Нужно научиться наблюдать и видеть

Девять общих тем частной логики, предложенных Гарольд Бозатом (1971),

Частная логика (темы)

Содержание

1

Я маленький - меня все всегда должны прощать

Привык за счет своего обаяния эксплуатировать окружающих. В случае неудачи ищет заботу и поддержку. Жизнь несправедлива, потому что о нем не заботятся, им пренебрегают. Такое убеждение часто формируется у младших детей в семье при воспитании по типу гиперопека. Можно отметить: детские жесты, интонации и речь. Часто говорит: «Я сам не могу, не способен, не несу ответственности». Сомневаясь в своих ресурсах, учатся манипулировать  и  эксплуатировать  окружающих.  Формируя

отношения зависимости, часто становятся тиранами.

2

Я хочу, чтобы всегда было, по-моему

Манипулирует окружающими, отрицает свои обязанности и ответственность. Реагирует на несправедливости жизни вспышками гнева, падает на пол, кричит, дерется. Деструктивность в том, что его

не удержать.

3

Я должен всем нравиться и поэтому я должен

удовлетворять потребности окружающих

Сформирована зависимость от мнения окружающих. Нравиться всем нужно в любое время и любой ценой. Старается угадать желания других. Высокая чувствительность к критике. Самооценка меняется в зависимости от ситуации. Редко прямо говорит о том, что думает и

чувствует, что ожидает. Значимо подтверждение его ценности. В глубине души испытывает страх, что его могут покинуть, отвергнуть.

4

Я всегда должен быть хорошим и лучше, чем другие

Послушные и аккуратные дети. Во всем их облике присутствует демонстративность. Высокие моральные стандарты, окружающим с ними трудно взаимодействовать, так как очевидны не только их совершенство, но и несовершенство других. Выражая высокие моральные  стандарты,  они   непримиримы  к  окружающим  и

принижают их.

5

Я – невинная жертва

Активно или пассивно, сознательно или бессознательно создает критические ситуации и неприятности и занимает позицию жертвы. Важно получить поддержку, жалость, он преувеличивает трудности

(например, готовиться к экзаменам целая проблема).

6

Я должен много и трудно работать

Проявляет     сверхконкурентность,    приверженность     к      цели, целеустремленность за счет уменьшения отдыха. Не может оценить

себя как личность в отрыве от своей деятельности. Дело превыше всего.

7

Я всегда должен контролировать себя и окружающую жизнь

Склонен контролировать себя и других. Не любит сюрпризов, потому что их не проконтролировать. Интеллектуальный и аккуратный. Часто вмешивается в чужое пространство, решает за других людей.

Высокий контроль из-за недоверия, не чувствует себя в безопасности.

8

Я всегда должен быть прав

Важна точность, остальные люди часто совершают ошибки и нужно быть сконцентрированным на том, чтобы отыскивать эти ошибки.

9

Я всегда должен бороться и быть в оппозиции

Жизнь – это площадка для борьбы. Всегда оправдывает свое поведение через обвинение окружающих. При сформированной точке зрения, переубедить его трудно. Если с ним не согласны, то он

закрывается (рот на замок) и ничего с его позицией не сделать.


Основные цели терапевтического воздействия.
Основная цель психотерапевтической помощи в индивидуальной психологии состоит в снижении чувства неполноценности, усилении и развития социального интереса и помощи в осознании целей и мотивов жизни и коррекции средств их достижения. К чему следует стремиться? Что важно?
1. Понимание и изменение специфического стиля жизни клиента (при его желании).
2. Помощь пациентам в понимании своего чувства недостаточности, преодоление уныния, осознание наличия собственных ресурсов и возможности их использования
3. Осознание ошибочной мотивации, даже если она лежит в основе приемлемого поведения, при желании клиента возможно изменение мотивации и ценностей
4. Стимулирование развития социального интереса
5. Помощь в осознании своего равенства среди своих коллег и товарищей
6. Помощь в становлении себя Человеческим существом, вносящим вклад в общее дело

Считается, что если человек достигнет этих целей, он почувствует принятие себя. Он будет ожидать, что другие примут его так же, как он принял себя. Он почувствует, что «мотивационная сила» лежит внутри него, что он, хотя и в пределах существующих жизненных возможностей, активно строит свою судьбу. Симптомы уйдут, и он будет чувствовать себя бодро, оптимистично, уверенно и мужественно.
Методы работы с пациентом

Помимо систематизации отношений и классификации клиентов имеется большой спектр индивидуальных техник лечения, разнообразных по подходам к невротическим личностям (рис. 1.5).



Рис. 1.5. Практические указания по сбору анамнеза

Адлер в индивидуальной терапии выделял три стадии работы с пациентом:

  • 1) понимание психотерапевтом специфического жизненного стиля пациента;

  • 2) помощь пациенту в понимании себя и своего поведения;

  • 3) формирование у него повышенного социального интереса.

Первая стадия направлена на то, чтобы познать жизненный стиль пациента, для этого его просят рассказать о своем детстве, тех трудностях, с которыми он сталкивался, сосредотачиваются на гиперопеке и отверженности пациента. Адлер обращал внимание на поведение, эмоции, интонации, мимику и жесты. Кроме рассказа, материалом о жизненном стиле пациента могли быть сновидения, свободные ассоциации
, рисунки и т.д.

Вторая стадия – эта стадия, когда терапевт вскрывает истинную структуру жизненного стиля пациента, выявляет фиктивные цели и задачи, переводит их в форму осознания. Понять – значит осознать, по Адлеру, то место, которое ты занимаешь в окружающем мире. Объяснения должны быть ясными и понятными пациенту, они строятся на основе доверия и эмпатии.

Третья стадия – переключения со своих проблем на проблемы общества. Адлер считал, что в основе невротических переживаний лежит забота невротика о собственном престиже, переключение его на проблемы общества является терапевтической и реабилитационной задачей терапевта.

Главная терапевтическая цель в психоанализе состоит в том, чтобы позволить клиентам вникнуть в их проблемы через раскрытие неосознанного материала.

Современные подходы к помогающему процессу могут состоять из элементов, показанных на рис. 1.6.



Рис. 1.6. Элементы модели стандартного хода психоаналитического курса лечения

Основными терапевтическими методами работы с клиентами являются: интерпретации, работа с мечтами, перенос, свободные ассоциации.

Интерпретации используются в ситуациях, когда терапевту необходимо объяснить бессознательные поступки и желания пациента, тем самым помочь ему понять свои импульсы.

Мечта – как терапевтический прием используется, чтобы получить доступ терапевта к бессознательному и через систему символов понять проблемы пациента.

Перенос – в терапевтическом процессе является трансформацией первоначального невроза. Пациент в процессе взаимодействия проецирует на терапевта свои подавленные чувства и нереализованный опыт. Отношения переноса позволяют терапевту исправлять ошибки родителей, допущенные в процессе воспитания.

Свободная ассоциация – терапевты побуждают пациентов спонтанно выражать свои мысли, чувства, идеи, ассоциации. Терапевт помогает снять подавление через переведение бессознательных мотивов в осознанные.