Файл: Реферат по дисциплине Философия Философия А. Шопенгауэра. Понятие мировая воля. (тема реферата) Москва 2023 Оглавление Оглавление 2 Введение. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этика Шопенгауэра в «Мире как воле и представлении» весьма пессимистична, так как он изображает человеческую жизнь как жизнь, обреченную на страдание, раба эгоизма и воли к жизни. Поэтому нравственность должна строиться на жалости, самой эмпатической форме эмпатии, которая позволяет отрицать волю к жизни. Человек — жалкое существо, потому что им управляет воля, но он должен отрицать ее, чтобы перестать быть жалким. Но отрицать волю — значит отрицать мир и его идеи. Счастье, таким образом, означает освобождение от феноменального мира, превращение в ничто: Здесь философия Шопенгауэра делает вывод, что человеческая жизнь невозможна как жизнь, воплощенная в мире, здесь и сейчас.

4. Понятие «мировая воля»


Во второй книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэр рассматривает, чем является мир за пределами того его аспекта, который нам представляется, то есть аспекта мира за пределами представления, мира, рассматриваемого в себе, его внутренней сущности. Само бытие всех вещей в себе, утверждает Шопенгауэр, есть воля. Эмпирический мир, который предстает перед нами как репрезентация, обладает множественностью и упорядочен в пространственно-временных рамках.

Мир как вещь в себе должен существовать вне субъективных форм пространства и времени. Хотя мир проявляется в нашем опыте как множество объектов, каждый элемент этого множества обладает одной и той же слепой сущностью, стремящейся к существованию и жизни. Человеческая рациональность - это всего лишь вторичное явление, которое не отличает человечество от остальной природы на фундаментальном, сущностном уровне.

Для Шопенгауэра понимание мира как воли приводит к этическим проблемам, которые он исследует в четвертой книге «Мир как воля и представление» и снова в своих двух эссе, удостоенных премии по этике, о свободе воли и об основах морали. Шопенгауэр утверждает, что никакие индивидуальные человеческие действия не свободны, потому что они являются событиями в мире видимости и, следовательно, подчиняются принципу достаточной причины: действия человека являются необходимым следствием мотивов и данного характера отдельного человека. Необходимость распространяется на действия человеческих существ точно так же, как и на любое другое проявление, и поэтому мы не можем говорить о свободе индивидуального волеизъявления. Альберт Эйнштейн процитировал шопенгауэровскую идею о том, что «человек может поступать так, как он хочет, но не желать так, как он хочет». Однако воля как вещь в себе свободна, поскольку она существует за пределами сферы представления и, следовательно, не ограничена ни одной из форм необходимости, которые являются часть принципа достаточной причины.


Мир, как было сказано, есть представление, но чье и чего? Ответ содержится в самом человеке. У любого человека есть тело, тело есть представление, подчиненное воле человека. Последнее есть вещь в себе и самостоятельная сущность. То есть воля лежит за пределами представлений и касается не только людей и их тел, но и всего мира вообще. Воля находится вне сферы достаточного основного закона, хотя любое его проявление находится внутри него. По той же причине воля также свободна от всякого множества, хотя и не все ее проявления. т. е. существует некая единая и неделимая мировая воля, многочисленные проявления которой подчинены достаточному основному закону и распределены по разным уровням объективации (как различные силы природы, живые существа, человеческие личности и т. д.). Происходит имманентная борьба между разными уровнями и даже отдельными проявлениями воли на одном уровне. Воля, говорил Шопенгауэр, борется и пожирает себя. На более высоких уровнях она порождает различные вспомогательные средства для этой борьбы, такие как разум, познание, наука и т. д., целью которых является обеспечение дополнительной силы в борьбе за выживание. По этой причине волю можно назвать волей к жизни.

Всякая частная воля, являясь проявлением воли к жизни вообще, есть всегда воля к чему-то, к чему-то конкретному. Человек создан волей, у которой нет конечной цели, она не знает границ, сущностью которой является «вечное устремление». Из-за этого человек обречен на вечные страдания. Ее воля постоянно чего-то желает. Если не получает желаемого, то страдает от его отсутствия, если получает, то страдает от пресыщения и скуки. Каков выход? Есть два выхода.

Первый, временный, связан со ст. Созерцая произведение искусства, человек на какое-то время сбрасывает с себя груз воли к жизни. Созерцание искусства есть бескорыстное созерцание воли к жизни самой волей (ибо все есть только представление о ней и кроме нее ничего нет). Созерцая себя, воля перестает желать и тем самым на некоторое время забывает о страданиях. Шопенгауэр особо выделял музыку среди других искусств, ибо если другие искусства есть созерцание воли через различные ее проявления, то музыка есть непосредственное отражение воли к жизни и ее движений. Вот почему влияние музыки так глубоко и сильно (другие виды искусства отражают тени, а музыка — сущность).

Полное освобождение от страданий возможно, говорил Шопенгауэр, только через убийство самой воли к жизни, т. е. грамм. через отказ от любых мирских забот и желаний. Означает ли это самоубийство? Нет, ибо самоубийство не есть отрицание воли к жизни, а, наоборот, признание ее непобедимости и капитуляция перед ней. Самоубийца убивает себя из-за невозможности удовлетворения своих желаний. Преодоление воли к жизни означает, что человек отказывается от удовольствий и радостей жизни и становится аскетом. Он остается жить, но его жизнь ничего для него не значит. Одним словом, перспективы, изображенные здесь Шопенгауэром, достаточно мрачны, а Шопенгауэр утверждал обратное, что убийство или преодоление воли дает несовместимое ни с чем другим упоение и блаженство. Это экстаз самадхи в индуизме или нирвана в буддизме.


Согласно Шопенгауэру, спасение от нашего жалкого существования может прийти через «успокоение» воли метафизическим прозрением, которое показывает, что индивидуальность - всего лишь иллюзия. «Великая душа» интуитивно «распознает целое, постигает его сущность и обнаруживает, что оно постоянно уходит, захваченное тщетными стремлениями, внутренним конфликтом и вечным страданием».

Развитые когнитивные способности человеческих существ, утверждает Шопенгауэр, служат целям желания — нелогичного, бесцельного, непрерывного стремления, которое обрекает человеческую личность на жизнь, полную страданий, не искупаемых никакой конечной целью. Философию Шопенгауэра о воле как существенной реальности, стоящей за миром как представлением, часто называют метафизическим волюнтаризмом.

Другими словами, отрицание воли проистекает из понимания того, что мир сам по себе (свободный от форм пространства и времени) един. Аскетические практики, отмечает Шопенгауэр, используются для содействия «самоуничтожению» воли, что приводит к блаженному, искупительному состоянию пустоты «без воли», свободному от стремлений или страданий.

5. Заключение.


Артур Шопенгауэр — последний немецкий философ, предпринявший попытку создать всеобъемлющую систему, способную решить фундаментальные проблемы бытия и разгадать его тайну. Он не был популярен у современников, обвинявших его во всех смертных грехах, и не снискал широкой славы у потомков. Он оставил человечеству аналитическую систему в виде объемистого трактата «Мир как воля и представление». Шопенгауэр жаждал «освящения и спасения жизни». Культура должна служить личности, а не всей безликой массе, Шопенгауэр утверждал это, как и многие другие истины, исходя из собственного опыта, для него собственный опыт был превыше всего.

Характерными чертами творчества А. Шопенгауэра являются многогранность его идей, начиная со взглядов на общие проблемы бытия и заканчивая этикой и эстетикой, большое внимание к проблематике личности, нравственности и жизни гражданского общества.

6. Список реферируемой литературы


  1. Гулыга А. В., Андреева И. С. Шопенгауэр. М.: Молодая гвардия, 2003. — 367 с. (ЖЗЛ, Вып. 846) — ISBN 5-235-02551-2.

  2. История философии. Учебник для высш. учеб. заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, - 576 с.

  3. Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. Пер. с англ. О. Б. Мазуриной. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 414 с. — ISBN 5-9524-0676-9.

  4. Лапшин И. И. Шопенгауэр, Артур // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1903. — Т. XXXIXa.

  5. Ю. В. Синеокая. Шопенгауэр // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.

  6. Элленбергер Г. Философия природы и романтическая философия // Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии = The discovery of the unconscious. — М.: Академический проект, 2018. — Т. 1.

  7. Юдин К. А. Артур Шопенгауэр как историк философии и некоторые проблемы теории познания // Вестник Ивановского государственного университета. Серия Филология. История. Философия. 2016. Вып. 3. С. 84-97.

  8. Фишер К. Артур Шопенгауэр. – СПб.: «Лань», 1999. – 608 с.

  9. История современной зарубежной философии: компаративистский подход – СПб., 1997. – 480 с.

  10. Бертран Рассел. История западной философии, 2-е изд. исправл., Новосибирск, 1999.

  11. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.