Файл: Реферат по дисциплине Философия Философия А. Шопенгауэра. Понятие мировая воля. (тема реферата) Москва 2023 Оглавление Оглавление 2 Введение. 3.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
___Философия А.Шопенгауэра. Понятие «мировая воля»._____
(тема реферата)
Москва 2023
Оглавление
Оглавление 2
1. Введение. 3
2. Основные идеи и развитие философии А.Шопенгауэра. 4
3. «Мир как воля и представление». 7
3.1 Эпистемология Шопенгауэра 7
3.2 Идеи по Шопенгауэру 8
3.3 Эстетика и искусство Шопенгауэра 9
4. Понятие «мировая воля» 10
5. Заключение. 14
6. Список реферируемой литературы 15
1. Введение.
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), немецкий мыслитель, основоположник европейского иррационализма, противопоставивший систему своих взглядов, прежде всего, рационализму, панлогизму Гегеля. Он известен как один из главных представителей пессимистического направления в философии.
Он считал себя последователем двух религий: буддизма и индуизма одновременно. Его собственная философия была фактически изложением их основных идей средствами западной философии. Главный труд Шопенгауэра - «Мир как воля и представление», все остальные его книги в соответствии с его собственными словами являются лишь дополнениями и комментариями к нему.
Предметом философии Артура Шопенгауэра является воля. Цель его философии состоит в том, чтобы поднять ум до такого состояния, когда он сможет контролировать волю.
Мир, воспринимаемый человеком во всей полноте и красках, - это всего лишь представление. Репрезентация действительно означает субъект-объектную корреляцию, в которой субъект приписывает объекту некоторые формы репрезентации. Этими формами являются пространство, время и причинность (как своего рода достаточный основной закон). Сам субъект действительно лежит за пределами этих форм и, следовательно, не является объектом познания в том виде, в каком мы обычно его понимаем. Если субъект исчезает, мир, который является его репрезентацией, также перестает существовать.
Воля есть неутомимая причина проявления всего, и каждая часть природы есть продукт воли.
Вселенная полна ужасных страданий. В космосе существуют невообразимо обширные и в конечном счете бессмысленные циклы созидания и разрушения. Мощные взрывы, столкновения и имплозии космического масштаба просто происходят без всякой причины.
Здесь, на земле, природа проявляется как ужасающая конкуренция. Существа выживают, охотясь и пожирая других существ. Каждое существо умирает, чаще всего в агонии. С точки зрения Шопенгауэра Бога нет. Как выразился сам философ: «Первородный грех есть преступление самого существования».
Идеи Шопенгауэра сами по себе не утешительны, в его мировоззрении нет искупления, есть только облегчение. Вместо того, чтобы возлагать надежды на Бога или прогресс, Шопенгауэр считал, что мы должны искать душевное спокойствие в двух направлениях: сострадании и искусстве. Чтобы понять, как он пришел к такому выводу, стоит разобрать его философию.
2. Основные идеи и развитие философии А.Шопенгауэра.
К тому времени, когда Артур Шопенгауэр был молодым человеком, Европа переживала тяжелые времена. Наполеон двинулся на восток, захватывая государство за государством в своих завоеваниях, чтобы построить могущественную французскую империю, которая могла бы соперничать с древним Римом.
Завоевания Наполеона оказали глубокое влияние на немецкоязычный мир. Одни верили, что Наполеон принес волну прогресса, вызванную Французской революцией, другие думали, что завоевания Наполеона не принесли ничего, кроме смерти и разрушений.
Все это заставило философов много размышлять о том, что такое прогресс на самом деле и почему в мире так много страданий. Это два вопроса, которые Шопенгауэр развил во всеобъемлющую философию, которая описывает не только то, как устроен мир, но и то, как мы должны в нем жить.
Шопенгауэра «открыли» поздно. Его шедевр «Мир как воля и представление» был опубликован в юном возрасте, но в значительной степени проигнорирован. Только когда он опубликовал сборник эссе в возрасте 60 лет, он получил признание за свой вклад в философию. Он добился известности за несколько лет до своей смерти в возрасте 72 лет.
Шопенгауэр оказал особенно глубокое влияние на искусство. Лев Толстой и Антон Чехов черпали вдохновение в идеях философа. Некоторые из них проверяли его имя в своих работах. Ученые и философы также ссылались на влияние Шопенгауэра: Альберт Эйнштейн, Эрвин Шредингер, Людвиг Витгенштейн и Фридрих Ницше читали и восхищались «Миром как волей и представлением».
Большинство философских размышлений во времена Шопенгауэра предполагали, что прогресс - это неизбежный процесс. Это предположение было легко сделать после эпохи просвещения, когда прогресс науки модернизировал западный мир. Промышленная и политическая революции, сформировавшие Европу, сделали этот прогресс очень реальным для людей.
Германская философия пошла дальше. Самый влиятельный философ того времени, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, считал, что мир - это всеобъемлющий дух, стремящийся к совершенству. Эта идея коллективного духовного или интеллектуального прогресса была широко принята в то время. История рассматривалась как процесс, сходящийся к неизбежной цели.
Философия Шопенгауэра, написанная в тени творчества Гегеля, печально известна своим пессимизмом. Для Шопенгауэра в мире нет духа и по большому счету нет «прогресса». О Наполеоне он писал:
«Он был одержим самым обыкновенным эгоизмом, ищущим своего блага за счет других. Что отличало его, так это просто большая сила, которой он обладал для удовлетворения своей воли».
Наполеон не воплощал в себе никакого духа, он просто вел войны и убивал тысячи людей ради собственного удовольствия. История, с точки зрения Шопенгауэра, была бессмысленна. Все испытания и невзгоды, которым подвергается человечество, в конечном итоге ни к чему не приводят.
Философская система Шопенгауэра была построена на трудах Иммануила Канта, великого немецкого философа эпохи Просвещения. Как и Кант, Шопенгауэр считал, что наш мир имеет два противоположных аспекта: полную реальность можно разделить на то, что мы можем и не можем испытать в ней.
Во-первых, это «феноменальный» мир (феноменальный означает «то, что переживается»). Это мир, устроенный нашими чувствами и переживаемый нами в пространстве и времени в соответствии с законом причины и следствия. Короче говоря, феноменальный мир — это все, что мы можем чувствовать, слышать, воспринимать и т. д.
Но что, если бы мы каким-то образом получили доступ к миру, каков он есть на самом деле? Что находится вне нашего восприятия мира, вне наших чувств и даже вне пространства и времени, причин и следствий? Шопенгауэр называет его «ноуменальным» аспектом мира (ноуменальный означает «то, что вне опыта»).
Короче говоря, есть вселенная в себе и вселенная для людей. Вот почему Шопенгауэр назвал свою книгу «Мир как воля и представление».
Шопенгауэр считал, что, поскольку наш интеллект навязывает вселенной различие, вселенная вне нашего интеллекта должна быть недифференцированным единством.
«Феноменальный» мир — это вещи в пространстве и времени: деревья, пыль, люди, небо, вода. Если бы мы когда-нибудь могли выйти за пределы самих себя (чего мы, конечно, не можем), «ноуменальный» мир был бы чистой недифференцированной энергией. Все эти деревья, пыль, люди, небо и вода и так далее, как состояние чистого бытия.
3. «Мир как воля и представление».
Основная работа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» была опубликована в конце 1818 года. Шопенгауэр придавал ей особое значение и даже утверждал, будто некоторые параграфы продиктованы ему самим Святым Духом. Но работа успеха не имела. Признание к нему пришло намного позже.
Книга представляет собой огромную работу, собор, целью которого является синтез концепций онтологии, метафизики, морали или эстетики.
-
первая книга описывает мир как идею. Мир рассматривается как объект опыта, в научном смысле, на основе принципа достаточного основания (см. определение). -
вторая книга описывает мир как волю и то, как она проявляется в мире и управляет -
в третьей книге обсуждается платоновская теория искусства, ценности гения и музыки в центре его эстетической теории. -
четвертая книга раскрывает этические последствия подтверждения или отрицания воли к жизни.
3.1 Эпистемология Шопенгауэра
Шопенгауэр с самого начала постулирует, что мир есть идея, поскольку он есть объект в уме субъекта. Отношение субъект/объект — это отношение «все или ничего»: если объект воспринимается, то он находится в субъекте и, таким образом, становится идеей.
Согласно Шопенгауэру, все объекты восприятия соблюдают четырехчленный принцип достаточного основания: физическую форму, математическую форму, логическую форму и моральную форму. Физической формой принципа достаточного основания является принцип становления. Математическая форма принципа достаточного основания есть принцип бытия. Логической формой принципа достаточного основания является принцип познания. Моральной формой принципа достаточного основания является принцип действия. Шопенгауэр объясняет в своем трактате «О четверном корне достаточного основания» (1813 г.), что каждая форма принципа достаточного основания управляет категорией возможных объектов для субъекта. Принцип становления управляет классом представлений, которые могут конституировать опыт субъекта. Принцип бытия управляет классом абстрактных представлений и понятий. Принцип познания определяет класс априорных созерцаний пространства и времени. Принцип действия управляет классом объектов, состоящих из актов воли. Следовательно, четверной принцип достаточного основания представляет собой набор правил, управляющих всеми объектами и событиями феноменального мира. У всего есть веская причина быть, какова бы ни была его категория принадлежности.
3.2 Идеи по Шопенгауэру
По Шопенгауэру, есть два типа идей. Первичными идеями являются восприятия и интуиции. Именно понимание управляет ими. Вторичные идеи включают абстрактные понятия и представления, связанные с разумом. Таким образом, концепты являются «представлениями представлений». Это означает, что они являются чем-то, что рождается в разуме, но не является результатом непосредственного восприятия. Это концепция, а не представление. Концепция — это то, что мы знаем, а представление — то, чего мы не знаем. То, как мы определяем «концепцию» и «представление», имеет решающее значение в нашем понимании мира. Например, если вы думаете, что Бог существует, это концептуальная идея или представление? Если вы не знаете Бога, то это представление. Таким образом, все представления являются объектами возможного опыта, а все объекты возможного опыта являются представлениями.
Шопенгауэр утверждает, что разум — это способность производить или сравнивать понятия, а понимание — это способность производить или сравнивать восприятия. Понятия можно мыслить, а не воспринимать. Объектами возможного опыта могут стать только следствия понятий, а не сами понятия. Следствием понятий являются язык, действие и наука.
Таким образом, идеализм Шопенгауэра оставляет опыт нетронутым, поскольку он трансцендентен: опыт есть условие познания, на котором основывается разум.
По Шопенгауэру, мир есть воля в той мере, в какой все идеи есть проявление воли. Воля есть не идея и не представление, а вещь в себе. Воля — это основная реальность мира, от которой зависят все явления. Шопенгауэр утверждает, что воля никогда не является объектом для субъекта, а потому объективно вне поля познания. Воля — это та сила, которая побуждает людей действовать независимо от того, есть ли у них рациональные мотивы. Таким образом, воля является автономной и сдерживающей силой. Если бы она не была сдерживающей, то люди были бы абсолютно свободны. Но тогда они бы действовали по своим прихотям, без всякой цели, и было бы невозможно объяснить их поведение, так как оно не было бы ни рационально, ни целесообразно. С точки зрения Шопенгауэра, воля есть источник жизни и разума, но она же является причиной страдания и смерти. По Шопенгауэру «жизнь есть страдание», «смерть — освобождение от страдания». Воля в мире проявляет себя как сила. Эта сила — основной элемент бытия.
3.3 Эстетика и искусство Шопенгауэра
У Платона искусство есть представление о красоте. Идеализм Шопенгауэра отличается от идеализма Платона . По Шопенгауэру, стол или стул — это предмет восприятия, в этом — проявление воли, которая есть высшая реальность. По Платону, стол или стул выражают идею стола или стула, и именно идея стола или стула есть высшая реальность.
Шопенгауэр также объясняет, что искусство есть непосредственная и адекватная объективность воли. Искусство — это способ видеть вещи независимо от принципа достаточного основания. С другой стороны, наука — это способ видения вещей в соответствии с принципом достаточного основания.
3.2 Этика с точки зрения Шопенгауэра
Шопенгауэр отрицательно описывает удовлетворение желания как прекращение страдания. Счастье отрицательно в том смысле, что оно никогда не приносит длительного удовлетворения. По Шопенгауэру, искусство выполняет эту функцию, облегчая человеческие страдания.