Файл: сущность и роль имущественного налогообложения в россии тенденции и перспективы развития.doc
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы имущественного налогообложения
1.1. Сущность и понятие имущественного налогообложения
2.2. Роль имущественных налогов в налоговой системе России
Глава 2. Механизм имущественного налогообложения в Российской Федерации
2.3. Налог на имущество организаций
2.5. Налог на имущество физических лиц
Глава 3. Перспективы развития имущественного налогообложения в РФ
Около 70% всех поступлений имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог – 17%, транспортный налог с организаций и физических лиц – более 11%. А доля налога на имущество физических лиц не превышает 3%.
В структуре налоговых поступлений зарубежных стран имущественные налоги имеют больший вес, чем в России. Например, в США указанный показатель составляет 9,2%, в Великобритании – 8,4%, в Канаде – 8,3%. В целом подходы к порядку взимания имущественных налогов в России и зарубежных странах во многом схожи: органы местного самоуправления устанавливают налоговые ставки и льготы по налогу. Определение налоговой базы является функцией органов государственной власти. Однако функции по ведению реестра объектов недвижимости, оценки их стоимости в России отданы различным ведомствам, а во многих зарубежных странах сконцентрированы в едином органе. Например, в США, Китае, Сингапуре, Австралии и в ведущих европейских странах оценку недвижимости для целей налогообложения осуществляют налоговые органы или специализированные оценочные агентства, находящиеся в ведении министерства финансов.
Проблемы, касающиеся актуальности баз данных, идентификации объектов недвижимости, информационного обмена между различными органами государственной власти, так остро стоящие в России, в других странах уже решены.
Глава 2. Механизм имущественного налогообложения в Российской Федерации
2.1. Транспортный налог
Транспортный налог (Глава 28 НК РФ) установлена Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ [10]. В соответствии с Налоговым кодексом вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В республике Дагестан Транспортный налог установлен 2 декабря 2002 года в соответствии с Законом Республики Дагестан № 39 «О транспортном налоге» [2].
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, а также порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
По Закону Республики Дагестан «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются [2]:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица – за одну единицу транспорта, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретенные транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;
2) категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), – за одну единицу транспорта;
3) инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, - за одну единицу транспорта [3];
4) общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;
5) предприятия транспорта общего пользования – по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси, включая маршрутные такси) по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам, а также номерные автотранспортные предприятия войскового типа – по транспортным средствам, имеющим государственные мобилизационные задания;
6) предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования;
7) профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;
8) органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России в Республике Дагестан.
10. Пенсионеры уплачивают налог за зарегистрированные за ними легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотороллеры ‒ за одну единицу транспорта в размере 50 процентов от соответствующей ставки, установленной законодательством Республики Дагестан [3].
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в следующем пункте), – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для
которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Таблица 3.
Налоговые ставки транспортного налога на 2019 год.
| Ставки | |
Наименование объекта налогообложения | по НК РФ (в рублях) [7] | в РД (в рублях) [3] |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 | 6 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 | 8 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 7,5 | 20 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 | 40 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 1 | 2 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 2 | 5 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 5 | 12 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 5 | 15 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 10 | 20 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 | 12 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 4 | 15 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 | 18 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 6,5 | 20 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 8,5 | 25 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 | |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2,5 | 7 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 5 | 15 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 | 15 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 20 | 30 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 | 30 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 | 50 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 | 35 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 | 60 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 20 | 23 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы | 25 | 35 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 | 30 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 | 250 |
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.