Файл: Авторский коллектив программы Руководители авторского коллектива Сидорова Елена Владимировна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Методические материалы и средства обучения
Сетка образовательной, познавательной и игровой деятельности
в средней группе №2 2020-2021 учебный год.
3.4 Перспективное планирование
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На сентябрь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На октябрь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На ноябрь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На декабрь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На январь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На февраль 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На апрель 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На сентябрь 2020-2021 учебный год
На октябрь 2020-2021 учебный год
На ноябрь 2020-2021 учебный год
На декабрь 2020-2021 учебный год
На январь 2020-2021 учебный год
На февраль 2020-2021 учебный год
Режим пребывания детей в ДОУ
«Динамическая пауза» организуется в дни занятий до и после бассейна, а также в дни неблагоприятные для прогулки в форме активных игр в начале и спокойных в конце данного режимного момента в хорошо проветриваемых помещениях (в групповой комнате, в физкультурном зале, в музыкальном зале).
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и различные жизненные ситуации, которые могут иметь место, для ребенка организуется щадящий, гибкий, адаптационный режим пребывания в детском саду, также организована работа группы круглосуточного пребывания детей в ДОУ (с понедельника по пятницу).
«Щадящий режим» назначается после болезни ребенка, исключая некоторые виды двигательной активности (освобождение на 1 – 2 недели от физкультурных занятий, сокращение времени подвижных игр и упражнений на прогулке, закаливающие процедуры).
«Гибкий режим» назначается исключительно по рекомендации специалистов, а также в нестандартных, чрезвычайных ситуациях (учебная тревога, природные явления – ураган, ливневые дожди и пр., технические неисправности электросетей и пр.). Режимные моменты могут смещаться на 10-20 минут («+», «-») и постепенно выводиться на нормальный режим пребывания ребенка вДОУ.
«Адаптационный режим» проводится в период поступления ребенка в ДОУ: индивидуально назначается время прихода в первый день; пребывание ребенка в первые 2-3 дня на 2 – 3 часа, в последующие – до дневного сна, при этом ведется наблюдение воспитателя, педагога-психолога и медицинского персонала за состоянием ребенка в адаптационный период, наблюдения заносятся в «Лист адаптации», вырабатываются индивидуальные рекомендацииродителям.
Во избежание физического переутомления и осуществления контроля физических нагрузок в организованных видах деятельности, двигательная активность детей ежедневно распределена в каждой возрастной группе.
Образовательная среда
Помимо групповых помещений, залов (музыкального, физкультурного и кабинетов специалистов), в ДОУ имееются интерактивные доски в групповых помещениях и создана информационно – образовательная среда.
Информационно – образовательная среда представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих образовательный процесс и развивающих личность ребенка.
Педагоги имеют компьютер, оборудованный выводом текстового материала и анимационных, мультимедийных изображений на широкий экран для демонстрации их детям. Для этого педагоги имеют соответствующую информационно-компьютерную подготовку, планирование которой можно считать составной частью образовательного процесса.
Также педагоги имеют электронную библиотеку (это накопление и реализация в образовательном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения)
В содержание библиотеки входит: текстовые материалы; аудио- и видеоматериалы; гипертекстовые пособия; графические иллюстрации; учебные компьютерные программы; моделирующие системы; игровые задания и упражнения и т.д.
Литература и методическое обеспечение
Наименование | Цель и задачи | Краткая аннотация | Взаимосвязь с ООП | Возраст детей | |
БАЗОВАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336 | «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» | Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ No1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ | Содержание программы связано с «Социально –коммуникативным развитием» «Познавательным развитием» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет. | |
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми» М.-2015г | Цель: реализовать системный подход к воспитанию , обучению и развитию дошкольников. Задачи: Формирование основных физиологических и психических функций, обеспечивающих успешный переход детей к школе вне зависимости от ее специфики. | Данное пособие является звеном общей развивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования и представляет собой систему интегрированных занятий с детьми, построенную с учетом их возрастных особенностей. | Содержание программы связано с «Социально –коммуникативным развитием» «Познавательным развитием» «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет. | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА | | ||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» | |||||
Е.А.Бабенкова, Т.М.Параничева «Подвижные игры на прогулке» -М.:ТЦ Сфера,2016 | Цель подвижных игр: Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции. Основными задачами игр являются: Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями. Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях. Развитие креативных возможностей и физических качеств. Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. | В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение игроков и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств: выдержки, смелости, решительности – и развитию умения справляться с отрицательными эмоциями. | Содержание программы связано с образовательной областью «Физическое развитие» Тематика разделов программы интегрируются в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте 3-7 лет. | |
Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» 2-7 лет Мозаика-синтез 2015 | Цель: эмоциональная и физическая разрядка растущего организма, учить, что правила игры нужно знать и соблюдать, развитие внимания, памяти, воображения и координации. Задачи: развитие способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. | Подвижная игра с правилами-это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют осн6овными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. | Содержание программы связано с образовательной областью «Физическое развитие» Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. | От 2 до 7 лет | |
«Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 - 7 лет» Т.В. Калинина, С.В. Николаева, О.В. Павлова, И.Г. Смирнова Издательство «Учитель», 151с. | Поддерживать высокий уровень работоспособности детей, вовремя снимать физическое напряжение, активизируя процессы восприятия, внимания, реализовать интегративный поход к разнообразным видам детской деятельности | Пособие представляет собой сборник пальчиковых игр для детей дошкольного возраста, в том числе в форме упражнений и небольших инсценировок сказочных сюжетов. Упражнения под стихотворные тексты, имитационные действия и задания для мелкой моторики снимут застойные явления, дадут отдых утомленным мышцам, органам зрения, слуха малышей. | Содержание программы связано с образовательной областью «Физическое развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 2 до 7 лет. | |
Морозова Л,Д, «Сюжетные игры — занятия и подвижные игры в детском саду» АРКТИ 2016 год. | Цель: сформировать у детей мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры. Задачи:- сформировать у детей начальное представление о «культуре движений»; - выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх; - учить детей сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья; - развивать умения ориентироваться в пространстве. | Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела. | Содержание программы связано с «Физическим развитием». Особенность пособия заключается в: -возможности использования в детском саду подвижных игр и физкультурных занятий сюжетного типа; - представлены практические наработки в данной сфере. | Предлагаемые практико- ориентированные материалы (рекомендации по организации физкультурно-воспитательной работы, конспекты физкультурных игр-занятий) могут быть реализованы в ДОУ, от младшей до подготовительной групп. | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» | |||||
Новикова В.П. «Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет», - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 | Цель - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Задачи: -учить сравнивать две группы предметов путем приложения, наложения, находить одинаковые предметы; -развивать умение ориентироваться в пространстве; -познакомить с образованием чисел 2, 3, 4, 5 и цифрами 1-5 -упражнять в счете в пределах 3, 4, 5; -закреплять названия геометрических фигур, учить классифицировать их, составлять из них узоры; -учить сравнивать предметы по высоте; -учить сравнивать предметы по величине; -учить отличать количественный счет от порядкового; -учить ориентироваться во времени, закреплять представление о временных отрезках: утро, вечер, день, ночь; учить различать части суток. | Используемые в данной парциальной программе методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. | Содержание программы связано с образовательной областью «Познавательное развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет. | |
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 | Цели и задачи: -воспитание экологической культуры детей; -формирование осознанного отношения к природе; понятие «живое» как основа экологического образования; -формирование представления о единстве живой и неживой природы; системном строении природы; -формирование представления о единстве человека и природы как основы экологического сознания; -формирование у детей знаний о приспособлении растений и животных к среде обитания и сезону. | Содержание программы построено в трех блоках педагогического процесса: -специально организованное обучение в форме занятий; -совместная деятельность взрослого с детьми; -свободная самостоятельная деятельность детей. | Содержание программы связано с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. | |
Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 | Цели: -формировать осознанное правильное отношение детей к природе посредством чувственного ее восприятия, -осуществлять непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными; -расширять и дополнять впечатления, которые ребенок получает от контакта с природой. Задачи: -создать условия для содержательной работы по формированию экологической культуры детей; -создать "экологическое пространство" - предметно-развивающую среду экологического развития детей. | Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода. | Содержание программы связано с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности | |
Шевелев К.В. Математика для дошкольников: Конспекты занятий по математике с детьми | Цель: всестороннее развитие детей 3–7 лет, формирование их умственных способностей и творческой активности, мотивации к саморазвитию и обучению в течение всей жизни, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе. Задачи: - Формировать графические навыки и умения; - Знакомить с геометрическими понятиями и отношениями; - Формировать навыки счета, знакомить с образованием и называнием числа; - Формировать и развивать представление о величине; - Развивать пространственные и временные представления | Пособие окажет практическую помощь воспитателям, педагогам, гувернерам, родителям при подготовке и проведении занятий по формированию простейших математических представлений у детей Математическая олимпиада, тестирование, проводимые в конце 1-го года обучения, определят уровень усвоения малышами программного материала и помогут заполнить индивидуальные карты развития ребенка. | Содержание программы связано с образовательной областью «Познавательное развитие». Тематика разделов программы интегрируются в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей 4-7 лет | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» | |||||
Колдина Д.Н. «Рисование с детьми», - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 | Цель: способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умение доводить работу до конца; формировать изобразительные умения и навыки. Задачи: формировать художественно-творческие способности. | В данном пособии представлены конспекты занятий с детьми по рисованию. В процессе занятий ребенок приобретает новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности: учится вписывать изображение в лист, выделять смысловой центр композиции, подбирать гармонично сочетающиеся цвета, соблюдать пропорции и пространственные отношения предметов; продолжает осваивать рисование с натуры, по памяти, из головы, декоративное рисование. | Содержание программы связано с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 2 до 7 лет. | |
Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми», - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 | Цель: способствовать воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в аппликации. Занятия по этой книге можно проводить как с группой детей в детском саду, так и дома индивидуально. Задачи: научить композиционно правильно располагать аппликацию; уметь создавать изображение с натуры и по представлению; уметь вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам; владеть основами техники многослойного вырезывания и ажурной; уметь создавать узоры на бумаге разной формы; уметь составлять декоративную композицию из геометрических и растительных форм; владеть навыками изображения птиц и животных по мотивам народного декоративного творчества. | В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми по аппликации. Занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного; развитию эмоциональной отзывчивости воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке и аппликации. | Содержание программы связано с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет. | |
Колдина Д.Н. Лепка с детьми М. 2016 | расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.); развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала; стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок); практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными); воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла; формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе. | В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми по лепке. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; воспитанию чувства прекрасного, формированию изобразительных умений и навыков. | Содержание программы связано с образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие» Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты | Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет. | |
«Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников» Автор Е.В. Лосева СПб, ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013 год. | Цель. Познакомить детей с природным миром, развивает познавательно - исследовательскую деятельность. Организовать совместную образовательную деятельность в течение дня: проводить тематические экскурсии и наблюдения за растениями и животными, организует трудовую деятельность детей. Задачи: -побудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к природе, событиям жизни. | В пособии подробно освещен опыт работы в ДОУ по организации познавательно - исследовательской деятельности в старшей и подготовительной к школе группах. Книга состоит из перспективного плана на год, карточек с подробным описанием опытом и экспериментов, а также примерных конспектов занятий. | Содержание программы связано с образовательной областью «Познавательное развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 4 до 7 лет. | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» | |||||
Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина Безопасность Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Издательство «Детство-Пресс» 2002 г. | Цель: воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности. Задачи: обучить дошкольников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды; - раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения; - привить дошкольникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в различных опасных ситуациях | Учебное пособие включает программу для дошкольных образовательных учреждений "Основы безопасности детей дошкольного возраста" и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Разработанные на основе данного содержания рабочие тетради для детей помогут им более эффективно усвоить новый материал. | Содержание программы связано с образовательной областью «Основы безопасности жизнедеятельности». Тематика программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей 3-7 лет | |
Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет», - М.: ТЦ Сфера, 2019г. | Цель: -сформировать у детей правила безопасного поведения при переходе проезжей части. Задачи: -обобщать и расширять знания детей о правилах дорожного движения; -формировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения; -укреплять и развивать материально-технической базу для работы по данному направлению. | Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости движения являются одной из причин ДТП. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычны м, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Играя в ПДД, дети узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ОГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое. | Содержание программы связано с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей 5-8 лет. | |
К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольником» - М.: Мозаика-синтез. | Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. | Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. | Содержание программы связано с образовательной областью «Основы безопасности» Тематика разделов программы интегрируются в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте 3-7 лет. | |
«Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие» О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000 | Цели: расширить представление о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка: воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства. Задачи: содействие атмосфере национального быта; широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек; учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры; знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры. | Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственно патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. | Содержание парциальной программы интегрировано в содержание раздела «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие» ООП ДОдля детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет. | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» | |||||
Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет», - М.: ТЦ Сфера, 2017 | Цели и задачи: -воспитание звуковой культуры речи; -словарная работа; -формирование грамматического строя речи; -развитие связной речи; -развитие коммуникативных умений. | Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. В основе предполагаемой системы лежит комплексный подход, при котором на одном занятии и чаще всего на одном материале решаются разные речевые задачи. Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, и грамматические, лексические и фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным. | Содержание программы связано с образовательной областью «Речевое развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 3 до 5 лет. | |
Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». 3-е издание, ТЦ Сфера, 2019 г. | Цель: овладение детьми речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров. | Организация работы, направленная на овладение детьми устной речью, умением выражать свои мысли и желания, использование речи для выражения своих чувств. Умение построить речевое высказывание в общении, соединять предложения в определённой последовательности. Способность определить и выделить звуки в словах. Для достижения высокого уровня речевой культуры, необходимо работать над богатством речи, точностью и её выразительностью! | Содержание программы связано с образовательной областью Речевое развитие. Тематика программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей 3-7 лет. | |
Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. | Цели. Помочь решить задачи по развитию речи с учётом физиологических и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, а именно, рост самостоятельности, любознательности и активности. У детей развивается конкретность и образность мышления, активизируются познавательные интересы. | Предлагаемое учебное пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций. Данное пособие - сборник образцов комплексных занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром, природой, художественной классической детской литературы. Разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. | Содержание программы связано с образовательной областью «Речевое развитие». Тематика разделов программы интегрируется в образовательный процесс и режимные моменты. | Программа реализуется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей в возрасте от 3 до 7 лет. | |
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. | Цель: комплексное развитие познавательно - речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха. Задачи программы: -Формирование и развитие фонематического слуха -Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией -Знакомство со слоговой структурой слова -Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения. -Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения -Расширение словарного запаса детей -Формирование и развитие звукобуквенного анализа | Учебно-методическое пособие "Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет" соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно включает в себя теоретические основы авторского подхода к данной теме, характеристику речевого развития детей 4-5 лет, методические рекомендации, примерное комплексно-тематическое планирование, а также планируемые результаты усвоения программы. Использование данного пособия поможет грамотно организовать партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на развитие фонематического слуха, моторики, графических навыков. Предложенное комплексно-тематическое планирование помогает обеспечить живой, устойчивый интерес ребенка к речевым задачам образовательной области "Коммуникация". Пособие адресовано широкому кругу специалистов, работающих с детьми 4-5 лет, а также родителям и гувернерам. | Содержание программы связано с образовательной областью «Познавательное развитие». Тематика разделов программы интегрируются в образовательный процесс и режимные моменты. | От 4 до 5 лет. |
Взаимодействие с учреждениями и другими организациями поселка и округа:
-
МОУ Снегирёвская СОШ (экскурсии, встречи с педагогами, родительские собрания) -
Снегирёвская детская школа искусств (концерты, музыкальные гостиные, посещение детьми занятий) -
Библиотека (экскурсии, беседы, чтениекниг) -
Снегирёвский Дом культуры (участие в ежегодных мероприятиях проводимых ДК) -
Благочиние го Истра (проведение православных утренников, экскурсии в храм, освящение ДОУ к новому учебному году и на Крещение) -
РЭО ОГИБДД ОМВД России по г.о. Истра (проведение бесед со старшими дошкольниками, досуговая деятельность, участие в конкурсах) -
Пожарная часть 222 г. Дедовск (беседы с воспитанниками, досуговая деятельность) -
Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей (беседы, экскурсии, досуговая деятельность)
2.3 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» в нашем учреждении для групп компенсирующей направленности адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В адаптированной образовательной программе даны характеристики особенностей развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ; разработано программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы, система индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи и модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий.
Содержание работы образовательной деятельности по коррекции нарушений развития см. в адаптированной образовательной программе.
2.4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
В МДОУ № 28 педагоги используют комплексно-тематическую и предметно- средовую модель, а именно: образовательный процесс представляет собой 2-х частную модель организации образовательной работы с детьми; строится на использовании личностно-ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество, сотворчество педагога иребенка.
Содержание совместной деятельности организуется комплексно-тематически, свободная самостоятельная деятельность детей – в соответствии с традиционными видами детской деятельности.
Совместная образовательная деятельность (СОД) | Свободная самостоятельная деятельность детей | ||
(индивидуальная, подгрупповая и групповая) | |||
Непрерывно- | Непрерывная | Образовательная | |
образовательная | образовательная | деятельность | |
деятельность (занятия | деятельность | в режимных | |
по образовательным | (интеграция | моментах | |
областям) | образовательных | | |
| областей) | |
Непрерывно-образовательная деятельность организуются как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, включающая различные виды детской деятельности: игру, чтение (восприятие), общение, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую деятельность и др.
СОД предполагает:
равноправную позицию взрослого иребенка;
диалогическое общение взрослого сдетьми;
продуктивное взаимодействие ребенка со взрослыми исверстниками;
партнерскую форму организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения, общения детей; выбора материалов идр.)
Расписание непрерывно-образовательной деятельности (занятий), проводимой педагогами с детьми разработано в соответствии с максимально допустимым объемом нагрузки в разных возрастных группах (по требованиям СанПиН). В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физминутка. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10минут.
Виды занятий:
типовые – наблюдение, рассматривание, чтение, рассказывание, разучивание, этические и эвристическиебеседы;
диагностические;
игровые – игра-путешествие, дидактическая игра, игра-экспериментирование, игра- фантазирование(речетворчество);
познавательные – проектно-исследовательские, информационно-компьютерные;
коррекционно-развивающие – оздоровительные, тренинги, специализированные (логопедические; по коррекции зрительного восприятия; по коррекции интеллектуальных возможностей)
Если мы говорим о непрерывной образовательной деятельности, как интегрированной СОД, то максимально допустимый объем образовательной нагрузки в младшем дошкольном возрасте не превышает 40 минут, а в старшем дошкольном возрасте 1,5 часов. Непрерывная образовательная деятельность с детьми осуществляется в первой и во второй половинедня.
Образовательный процесс выстраивается на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Таким образом, основными идеями непрерывной образовательной деятельности являются:
свободный «вход и выход»детей;
свободное перемещение детей в групповойкомнате;
право выбора друзей, времени, средств, материалов ипр.;
выделение итога СОД (что хотели сделать – чтосделали)
Образовательная деятельность детей в режиме дня.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем планируется образовательная деятельность в режиме дня: в утренние и вечерние часы; на прогулке; перед приемом пищи и сам процесс приема пищи; приготовления ко сну и прочее.
Основными целями образовательной деятельности в режиме дня являются: