Файл: Авторский коллектив программы Руководители авторского коллектива Сидорова Елена Владимировна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Методические материалы и средства обучения
Сетка образовательной, познавательной и игровой деятельности
в средней группе №2 2020-2021 учебный год.
3.4 Перспективное планирование
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На сентябрь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На октябрь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На ноябрь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На декабрь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На январь 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На февраль 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На апрель 2020-2021 учебный год
Перспективное планирование образовательной деятельности в средней группе №2
На сентябрь 2020-2021 учебный год
На октябрь 2020-2021 учебный год
На ноябрь 2020-2021 учебный год
На декабрь 2020-2021 учебный год
На январь 2020-2021 учебный год
На февраль 2020-2021 учебный год
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевыхориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, мы рассматриваем как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, программы базируются на ФГОС ДО. В Программе, так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольногообразования).
Целевые ориентиры и система оценки результатов освоения Программы
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
-
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует сними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
-
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыкиопрятности. -
Проявляет отрицательное отношение к грубости,жадности. -
Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «досвидания»,«спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдатьих. -
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другимидетьми. -
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровуюзадачу. -
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и отражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшимигруппами. -
Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях. -
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры иискусства. -
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляетжеланиеучаствоватьвтеатрализованныхисюжетно-ролевыхиграх. -
Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,конструирование,аппликация). -
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложнымидвижениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
-
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместнойдеятельности. -
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;активновзаимодействуетсосверстникамиивзрослыми,участвует в совместных играх. -
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.Умеетвыражать и отстаивать свою позицию по разнымвопросам. -
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместнойдеятельности. -
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психическихособенностей. -
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этомнуждается. -
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятымдругими. -
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно ихоценивать. -
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылкиграмотности. -
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. -
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личнойгигиены. -
Проявляет ответственность за начатоедело. -
Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе,институте. -
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу обокружающей среде. -
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видахдеятельности. -
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы,театральнуюдеятельность, изобразительную деятельность и т. д.). -
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейшихисторическихсобытиях. -
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположномуполу. -
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. -
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни какценность.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогическихкадров;
-
оценку качестваобразования; -
оценкукакитогового,такипромежуточногоуровняразвитиядетей,втомчисле в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативностидетей); -
оценку выполнения муниципального задания посредством их выполнения в показатели качества выполнениязадания; -
распределениестимулирующегофондаоплатытрудаработниковДОУ.
Педагог в ходе своей работы выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого использует инструментарий оценки не личности ребенка, а деятельности самого педагога и мониторинг образовательного процесса, который позволяет педагогу оптимальным образом строить взаимодействие с детьми.
В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования и предполагает двухуровневый подход. В МДОУ № 28 используются:
низко формализованные методы, применяемые воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре: наблюдения, беседы, анализ продуктов детского творчества, специальные педагогические ситуации; и на основе аутентичной оценки, т.е. прямого наблюдения поведения ребенка с последующиманализом.
высоко формализованные методы, применяемые специалистами (педагогами- психологами, учителем-логопедом, медицинским персоналом): тесты, проективные техники, пробы, аппаратурные методы идр.
Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, организующими с детьми непосредственно образовательную деятельность (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед). В компетенцию воспитателей не входит ставить «диагноз» ребенку. В случаях явного несоответствия развития ребенка возрасту даются рекомендации родителям по обращению к специалистам: психологу, логопеду.
Мониторинг основывается на анализе организации образовательного процесса, применяемых методов и приемов педагогом и достижений детьми результатов по образовательным областям.
Реализация программы предполагает оценку индивидуальногоразвитиядетей.Такаяоценкапроизводитсяпедагогомврамкахпедагогическойдиагностики(оценкииндивидуальногоразвитиядошкольников,связаннойсоценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты/таблицы наблюдений детского развития, в которых фиксируется индивидуальная динамика и перспективы каждого ребенка входе:
-
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.); -
игровойдеятельности; -
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,познавательнойактивности); -
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать своюдеятельность); -
художественной деятельности; -
физическогоразвития. -
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: -
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей егоразвития) -
оптимизации работы с группойдетей. -
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей и скорректировать свои действия. - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 25
Вариативная часть
(формируемая участниками образовательных отношений)
Спецификой МДОУ № 28 является наличие возрастных «ступеней» дошкольного образования внутри учреждения (рис. 1) В организации ступенчатой структуры, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Из групп раннего возраста дети переходят на ступень младшего дошкольного возраста и далее на ступень старшего дошкольного возраста, в которой есть наряду с общеразвивающими группами, группы комбинированного вида для детей с ОВЗ.
Таким образом, мы решаем вопросы «образовательной траектории или коррекции особенностей развития каждого ребенка», вопросы грамотного построения развивающей предметно-пространственной среды и формирования адаптивных возможностей и толерантного поведения дошкольников.
| Группа старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) | ||
| Группа младшего дошкольного возраста (с 3 до 5 лет) | | |
Группа раннеговозраста (с 2 до 3лет) | |
Рис.1
*Для каждой «возрастной ступени» оборудованы групповые помещения, на каждой «возрастной ступени» определяется образовательная траектория, учитывающая особенности развития каждогоребенка.
1.2.2 Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
-
Содержательный раздел образовательной Программы
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка