Файл: В качестве задач перинатальной психологии можно выделить следующие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сводка информации по базовым пренатальным матрицам представленна в таблице
БПМ - 1
БПМ- 2
БПМ -3
БПМ -4
стадии родов
раннии сроки беремености
первая стадия родов
вторая стадия родов
непосредственно момент рождения.
биологическая основа - опыт исходного симбиотического единства матери и плода, идеальные условия жизни в матке могут нарушаться психическими, физическими, химическими и биологическими факторами.
Этот патерн относится к самому началу биологического рождения. Биологическое равновесие внутриматочного существования нарушается химическими выбросами, а затем и механическим сдавливанием. Плод периодически сжимается маточными сокращениями; шейка матки закрыта и выхода еще нет.
На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличии от предыдущей - шейка матки теперь открыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется мучительная борьба за выживание, часто высокая степень гипоксии и удушье. Плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал. Нежная головка ребенка втискивается в узкую тазовую полость сокращениями огромной силы ( 50 - 100 фунтов).
Мучительный процесс борьбы за рождени подходит к концу, и за пиком боли и напряжения наступает огромное понижение давления и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом, после отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью и ребенок вступает в новое существование как биологически независимый индивид.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ на психотерапевтических сеансах
Безмятежная внутриматочная жизнь: реалистичные воспоминания о “хорошей матке”, океанический тип экстаза, природа в своем лучшем проявлении - “мать природа”, опыт космического единства.
Нарушения внутриутробной жизни: реалистичные воспоминания о плохой матке( критические состояния плода, болезни. эмоциональные срывы у матери, попытки абортов), неприятные телесные проявления (дрожь, неприятный вкус, ощущение отравленности)
космическое поглощение, безмерные телесные и душевные муки,невыносимая и безысходная ситуация , которой не видно конца, чувство загнанности в ловушку или клетку.Ощущение надвигающейся тревоги и тотальной опасности Среди стандартных компонентов этой матрицы мучитильные ощущения одиночества, беспомощьность , безнадежность.
неприятные телесные ощущения( гнета, давления, сердечная недостаточность, жари озноб, затрудненное дыхание.)
Усиление страданий до космических размеров; грань между болью и удовольствием; вулканический тип экстаза. Мощные телесные переживания (сдавливания и боль, удушье , мышечное напряжение, судороги, тошнота и рвота, жар и озноб,потливость и сердечная недостаточность, звон в ушах)
Как и в других матрицах некоторые относящиеся к этой матрице переживания представляют точную имитацию реальных биологических событий. расширение пространства, иллюминативный тип экстаза, видения прекрасных цветов отсутствие внешнего сдавливания одновременно чувство полной аннигиляции связанное с полным и мгновенным уничтожением всех прежних опорных точек в жизни индивида. Сразу вслед за этим человек испытывает глубокое чувство духовного освобождения и спасения, что сопровождается потоком положительных эмоций в отношении себя , других , существования вообще.
Данные перинатальные матрицы являются тем основанием, на котором выстраивается личность человека. Именно они определяют психотип. Установки по отношению к себе, другим, миру. Более того из них автор выводит происхождение различных психопатологий и психосоматических заболеваний таких как ( см. таблицу)
БПМ -1
БПМ - 2
БПМ -3
БПМ - 4
Шизофренические психозы с пароноидальной симптоматикой: чувства мистического союза, столкновения с силами зла; ипохондрия , основанная на странных телесных ощущениях, истерические галлюцинации и смешение грез с реальностью.
Шизофренические психозы( адские муки, опыт бессмысленного картонного мира) тяжелая, заторможенная “эндогенная” депрессия; ипохондрия (вызванная болезненными телесными ощущениями); алкоголизм, наркомания, псориаз, язва желудка
Тревожная депрессия, сексуальные отклонения(садомазохизм, мужской гомосексуализм); невроз навязчивых состояний, психогенная астма, тики и заикания; конверсивная и тревожная истерия, травматические и вегетативные неврозы; мигрень, энурез, и энкопрез.
шизофренические психозы (опыт смерти -возрождения, мессианский бред); маниакальная симптоматика; женский гомосексуализм; эксгибиционализм.
Т. о. видно, что негативный перинатальный опыт может отрицательно влиять на психическое и физическое здоровье личности.
Микропсихоанализ включает элементы классического психоанализа и современные достижения атомной физики и молекулярной биологии. Данный метод выявляет влияние на плод сексуальной активности матери. Плод в утробе проходит этап сексуального ученичества, отвечая на малейшую деталь материнской сексуальности клеточным эротизмом. Таким образом, микропсихоанализ развивает учение Фрейда о сексуальном развитии ребенка, помещая начало процесса развития во внутриутробный период. Отношение между матерью и плодом С. Фанти описывает как попытки взаимного уничтожения.
Сходную точку зрения можно обнаружить в рамках дианетики. Здесь также исследуются процессы фиксирования информации в клеточных структурах в период перинатального развития. Утверждается, что начиная с момента зачатия на клеточном уровне сохраняются сведения обо всех внешних и внутренних факторах, воздействующих на ребенка в утробе.
Причем, происходит восприятие информации закодированной в гормональных и физических (поглаживания, толчки, падения) воздействиях и в словесных высказываниях. Все эти послания значительным образом влияют на последующее развитие (как физическое так и психическое) и становление человека, проявляясь в различных программах самоуничтожения: наркомания, алкоголизм, подверженность несчастным случаям тяжелые неизлечимые заболевания и т.д..
Обширные исследования, проведеные в области человеческого бессознательного позволили обнаружить в человеческой психике уровень, который можно назвать перинатальным, являющийся базовым, трудноосозноваемым (лишь при помоши специальных психотехник см. раздел “психотерапия опыта рождения”) и оказывающим значительне влияние на личность.
5. Валеопсихологический подход к проблемам перинатального развития
Валеопсихологический подход предполагает, что ребенок и мать представляют собой целостную симбиотическую систему, в которой значимыми являеются не только физиологические, но и духовно-эмоциональные влияния как со стороны матери так и со стороны плода.
В целом валеологический подход к данной проблеме характеризуется следующими положениями:
n невозможность проведения грани между так называемым психическим и соматическим феноменом, сома и психика представляют собой единую энергоинформационную систему с обоюдным влиянием и взаимозависимостью в том числе и от социокультурного окружения;
n Человеческая жизнь непрерывна и каждая стадия развития является очень важной, все стадии взаимозависимы и неотделимы от целого, представленного неразделимым организмом со всеми функциями и уровнями: биологическим, психологическим, социальным и т.д.
n Зачатие - начало человеческой жизни, пренатальная стадия жизни является первой экологической позицией человеческого существования , где мы находимся в плодотворном диалоге с нашими матерями, и их окружением.
n Качество материнской жизни отражается на ребенке. Состояние психического и соматического здоровья матери и отца отражаются на репродуктивной функции и здоровье следующего поколения.
6. Психологические аспекты беременности, влияние негативных установок матери на перинатальный опыт . Последствия для психического здоровья личности.
Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим так и в связи с негативным влиянием материнских установок и отношений. Взаимовлияния матери и плода, изменения, происходящие в психике и поведении беременной женщины и их влияние на психическое и физическое здоровье матери и ребенка является областью интересов валеопсихологии.
Здесь беременная женщина и ее ребенок рассматриваются как целостная симбиотическая система остающаяся таковой не только на момент вынашивания ребенка но и после родов. Нормальным считается поддержание симбиотических отношений до трехлетнего возраста, более раннее или белее поздние их прерывание оказывает негативное влияние на психологическое развитие и здоровье ребенка и психическое здоровье матери (З. Фрейд, Э. Берн, Я.Л. Морено.) Значимыми является не только различные аспекты состояний двух элементов данной системы но и отношения между ними.
Важность раннего общения матери и ребенка для психологической полноценности личности подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базисное доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь.
Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости” (Э.Эриксон “ О материнстве и детстве.”) З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери. ( З. Фрейд “ Введение в психоанализ : Лекции “ с. 127, 375 - 376). Л.С. Выготский в концепции зон ближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны.
Но все более становится ясным, что влияние материнской установки начинается гораздо раньше “истинное воспитание начинается до рождения, только оно могущественно и эффективно и не поддается уничтожению” (Айванхов “ Воспитание до рождения”). У Гегеля (“Философия духа.
Энциклопедия философских наук “ т.3 с. 141) есть интересное рассуждение о влиянии матери на формирование души ребенка еще до рождения: “ ... ребенок в утробе матери , напротив обнаруживает такую душу, которая обладает действительным для себя бытием еще не внем самом, а только в матери, почему его душа и не в состоянии поддерживать сама себя, но скорее поддерживается только душою матери” Далее Гегель говорит о том, что душа ребенка открыта для непосредственного воздействия на нее души матери.
Идеи философов подтверждаются последними исследованиями психологов и медиков. Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И. Захарова: “...большинство детей которых “не ждали” в дальнейше заболевают неврозом страха” или “ Дети, пренатальное развитие которых усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха”( А.И. Захаров “Как предупредить отклонения в поведении детей” М. 1986г. с.18).
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности и роды. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов(А.И. Захаров “Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов” СПб 1997).