Файл: В качестве задач перинатальной психологии можно выделить следующие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно предложить разыграть сцены разговора с ребенком или иные возможные жизненные ситуации. Очень важной на этом этапе является работа с семейным пространством. Что оно из себя представляет?

Общее ли оно или два отдельных личных пространства, если в нем место для ребенка и т.д.? Можно предложить поиграть в парах, пробуя изобразить семейное пространство, устроить в нем место для ребенка. Как правило, завершаем работу совместным рисованием родителей на эту тему .

Таково краткое описание трех этапов предлагаемого комплексного психотерапевтического метод, являющийся мощным терапевтическим средством, на протяжении четырех лет подтверждающий свою эффективность.

Психотерапия опыта рождения.

Психологические аспекты опыта рождения являются предметом интересов не только теоретиков различных областей человекознания но и весьма важны в сфере психологической практики и психотерапии. Практикующий психотерапевт в своей работе с клиентом (если эта работа направленна на глубинные области индивидуального опыта) постоянно упирается в эту границу человеческой жизни.

И не случайным является то значительное коллическтво специальных психологических техник, направленных на повторное переживание перинатального опыта и рождения в терапевтических целях : холотропное дыхание и ребефинг в трансперсональной психологии, “жизненный марафон” в НЛП, разыгрывание собственного рождения в психодраме, “разговор с матерью” в гештальттерапии ит.д..

Интерес практиков к проблемам родового опыта объясним не только тем, что эти феномены порождают множество тупиков в психотерапевтическом процессе, но и тем, что преодоление ограничений создаваемых негативным опытом рождения открывает доступ к резервам личностного развития.

Все психотерапевтические направления рассматривающие эти области человеческой психики опираются на сходные представления в описании психологических аспектов опыта рождения и составляющих его факторов, куда относятся: физиологические процессы (гормональные выбросы, особый режим работы всех систем и органов), внешние воздействия со стороны организма матери, давление воздуха, звука и света.

Считается, что в силу своей тотальности, динамичности и интенсивности и абсолютной новизны для ребенка, этот опыт полностью и мгновенно запечетливается и становится той психологической матрицей, на которую наслаиваются все последующие впечатления.


Важность и необходимость психотерапевтической работы с перенатальным опытом объясняется следующими причинами: он неосознаваем , имеет доречевую природу, а также в силу сложившихся в нашей культуре установок он не учитывается в истории развития и стоит за рамками автобиографических воспоминаний, - и в силу этого данный опыт лишен личностного смысла , не интегрирован в контекст жизненных отношений человека. Это остров, отгороженный от всей остальной психической жизни, неосознаваемый и поэтому деструктивный.

Таким образом целью психотерапии является доведение переживаний и событий, связанных с внутриутробным развитием и рождением до сознания посредством повторного проживания и придания этому опыту некой формы (в разных направлениях предлагаются различные оформления - рисунок, рассказ). Однако на этом пути психотерапевта поджидают ряд определенных сложностей.

Не все увиденное, прочувствованное человеком во время сеанса может быть однозначно понято в силу представленности в образах неких символов и метафор. Зачастую процесс психотерапии на этом останавливается, ограничившись лишь вынесением вовне ранее скрытых переживаний, что безусловно способствует облегчению психологического состояния, но не позволяет сделать опыт рождения полностью осознанным и интегрированным в структуру личности. Подобное профессиональное бессилие связано с трудностями интерпретации полученных данных.

На какие теоретические и методологические основания может опереться психотерапевт в данном вопросе ? В ситуации , где неадекватным является как возвращение к архаическим формам сознания, так и научные способы познания, мы можем обратиться к методологическим принципам, сформулированным в рамках гуманитарной психологии.

Основными онтологическими категориями этой области человекознания являются такие понятия как «символ», «смысл», «текст», «экзистенциальная ситуация», позволяющие нам говорить, что именно в контексте этого направления может быть наиболее адекватна работа с кризисными психологическими состояниями. Человек здесь рассматривается как существо , бытие и сущность которого неотделимы от символической и смысловой среды, которую он, с одной стороны, - сам создает, с другой стороны, - в которой сам живет, осмысляющее себя и мир посредством создания текстов, метафор и образов


Признавая субъективность и уникальность каждой личности, а также постоянную изменчивость субъекта в процессе взаимодействия, открытость личностного развития человека - гуманитарная психология отказывается от необходимости выделять типичные универсальные для всех законы и общие критерии интерпретации. Происходит обращение к отдельному человеку , неповторимому в своей индивидуальности, каждое событие в жизни которого может быть истинно понято лишь в контексте его жизненного пути , а интерпретация превращается в обретение личностного смысла .

В рамках гуманитарных наук внутриутробный ребенок рассматривается как человеческое существо обладающее автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению, которое в свою очередь влияет на эмоциональное состояние беременной. С этой точки зрения, травматические влияния на плод происходят потому, что у внутриутробного младенца отсутствуют средства коммуникации, он не был “услышан” и “понят” матерью.

Практика, основанная на этой модели стремиться к установлению коммуникации между внутриутробным младенцем и матерью, которую замещает терапевтическая группа и/или психотерапевт, помогающие перевести в слова телесные или визуальные переживания.

Практическое значение перинатальной психологии. Области применения.

В настоящее время в связи с переживаемым демографическим кризисом увеличение уровня рождаемости в стране представляет собой задачу первоочередной государственной важности, без решения которой народы России лишены будущего. Обеспечение завтрашней России здоровыми поколениями полноценных людей невозможно без учета знаний об уникальности процесса внутриутробного развития и его влияния на всю последующую жизнь личности и разработки на их основе широкомасштабных государственных программ нацеленных на изменения в практике родовспоможения , ведения беременности, социальной защиты материнства и детства.

Во избежание проблем порожденных невежеством, общество нуждается в активном внедрении знания о психологической уникальности процессов перинатального развития и беременности и о мерах, способствующих рождению здоровых детей, способных обеспечить будущее нации.

В качестве таковых можно назвать просветительскую, психологическую и психотерапевтичекую работу с беременными, разработку новых медицинских технологий, социально-просветительские программы нацеленные на формирование адекватных представлений о перинатальном периоде и его последствиях например в рамках общеобразовательной школы.