Файл: Реферат Анализ и разработка направлений повышения конкурентоспособности российских товаров на иностранных рынках (тема реферата) фио студента Семенов Вячеслав Константинович Направление подготовки.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
3.1 Оценка конкурентоспособности товара
3.2 Пути повышения конкурентоспособности товара.
В общем, виде, конкурентоспособность - это сравнительное преимущество.
1. выбор базовых товаров сравнения,
Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного преимущества товара:
2. дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей).
Выбор стратегии зависит от факторов:
Основная причина такого падения в ухудшении конъюнктуры на мировых товарных рынках, произошедшем из-за замедления темпов роста мировой экономики и сокращения мирового спроса на топливо и сырье.
Основу российского экспорта в январе 2009 г. по-прежнему составляли топливно-энергетические товары, несмотря на снижение их доли на 5,8 процентных пункта к уровню января 2008 года. Вырос удельный вес продукции химической промышленности на 1,9 процентных пункта, металлов и изделий из них – на 1,6 процентных пункта, машин, оборудования и транспортных средств – на 1,3 процентных пункта, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – на 0,2 процентных пункта.
Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья (по методологии платежного баланса) в январе 2009 года составил 26 млрд. долларов США и снизился на 39,1% относительно января 2008 года. При этом экспорт уменьшился на 42,1%, импорт – на 32,3 процента. Сальдо торгового баланса сложилось положительное, но сократилось в 2 раза. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме товарооборота России увеличилась с 85,2% до 86,8 процентов.
В структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья в январе 2009 года увеличился удельный вес металлов и изделий из них, продукции химической промышленности и каучука, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), машин, оборудования и транспортных средств.
Снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи со значительным падением контрактных цен и физических объемов на основные товары группы. Увеличение средних контрактных цен на каменный уголь, кокс, природный газ и количественный рост экспорта топлива дизельного и мазута не компенсировали снижения контрактных цен на нефть и нефтепродукты в 2 раза. В результате стоимость экспорта товарной группы сократилась в 2,2 раза.
Стоимость экспорта продукции химической промышленности и каучука сократилась на 26,4%, что было обусловлено снижением стоимости экспорта каучука в 3,1 раза, аммиака – в 2,3 раза, метанола – в 7,6 раза.
Уменьшение стоимостного объема экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) на 24,2% связано со снижением средних контрактных цен в 2 раза и сокращением физических объемов поставок пшеницы и меслина на 20,1 процента.
Экспорт металлов и изделий из них сократился в стоимостном выражении в 1,7 раза. На сокращение экспорта этой группы товаров повлияло снижение стоимостных закупок странами дальнего зарубежья чугуна, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали, проката плоского – за счет сокращения физических объемов и цен, а также меди, алюминия необработанного и никеля необработанного – в основном за счет снижение средних контрактных цен.
Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий сократился в 1,9 раза за счет снижения физических объемов основных товаров этой группы – обработанных и необработанных лесоматериалов в 1,7 раза и 2,9 раза соответственно. Клееной фанеры было экспортировано в 2 раза меньше, чем в январе 2008 г., а стоимость ее экспорта уменьшилась в 2,8 раза. Стоимость экспорта древесной целлюлозы сократилась на в 1,9 раза за счет снижения, как физических объемов, так и средних контрактных цен. Стоимость газетной бумаги выросла на 4,5% за счет роста физических объемов.
Экспорт машин, оборудования и транспортных средств (по стоимости) превысил показатель января 2008 г. на 4,1%. Рост этого показателя определялся, прежде всего, увеличением стоимостных объемов экспорта электрических машин и оборудования, и средств наземного транспорта. Сократился в физическом выражении экспорт легковых автомобилей в 25 раз и грузовых автомашин – в 4 раза при росте контрактных цен в 2,5 раза и в 2,9 раза соответственно.
2.3 Экспорт России в страны СНГ.
5Внешнеторговый оборот России со странами СНГ (по методологии платежного баланса) в январе 2009 года составил 4,0 млрд. долларов США, что ниже уровня января 2008 г. на 46,7 процента. Экспорт России в страны СНГ снизился на 48%, импорт – на 43,8%. Положительное для России сальдо торгового баланса уменьшилось на 51,5 процента.
В структуре экспорта России в страны СНГ в январе 2009 года снизились доли топливно-энергетических товаров, продукции химической промышленности, металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств. Вырос удельный вес продовольственных товаров, древесины и целлюлозно-бумажных изделий.
Товарная структура экспорта Российской Федерации в страны СНГ (по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь, в процентах)
Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров в январе 2009 г. упала в 2,2 раза. Рост средних контрактных цен на уголь, кокс и электроэнергию и физических объемов поставок нефтепродуктов, электроэнергии не смогли компенсировать
снижения физических объемов экспорта угля, нефти, природного газа и падения цен на нефть и нефтепродукты.
Стоимость экспорта машин, оборудования и транспортных средств упала в январе 2009 г. по сравнению с январем прошлого года более чем в 4 раза. Поставки физических объемов легковых автомобилей снизились в 25 раз, грузовых автомобилей - в 2,6 раза.
Стоимость продукции химической промышленности и каучука сократилась в 2,2 раза по сравнению с январем 2008 года. Снижение спроса вызвало количественный спад поставок метанола на 5,2%, удобрений азотных - в 4 раза, калийных - в 4,6 раза, синтетического каучука - в 1,9 раза; поставки аммиака прекратились. По метанолу и синтетическому каучуку цены снизились соответственно в 1,7 раза и в 1,5 раза. Цены на азотные удобрения были выше уровня января 2008 г. на 2,5%, на калийные - в 3,7 раза.
Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий снизился по стоимости в 1,6 раза. Количественное уменьшение поставок наблюдалось по лесоматериалам необработанным - в 2,2 раза, лесоматериалам обработанным - в 1,4 раза, бумаге газетной - в 1,3 раза. Цены были выше только налесоматериалы обработанные (на 10,1%); на лесоматериалы необработанные цены снизились в 1,3 раза, на бумагу газетную - в 1,2 раза.
Снижение стоимости по товарной группе металлы и изделия из них составило 54,3% в межгодовом сравнении. Сократился физический объем поставок полуфабрикатов из нелегированной стали в 22,7 раза, проката плоского из нелегированной стали - в 3,8 раза, меди - в 6,2 раза, алюминия и никеля - в 1,9 раза. Снижение цен было максимальным по никелю в 2,5 раза, меди - в 2 раза, ферросплавам – 1,6 раза, алюминию – в 1,3 раза. Только по полуфабрикатам из нелегированной стали отмечен рост средних цен на 7 процентов.
2.4 Внешняя торговля России со странами ЕС, АТЭС, СНГ, Дальнего зарубежья.
6В географической структуре крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский союз (ЕС). На долю ЕС в январе 2009 года приходилось 48,7% российского товарооборота (в январе 2008 году – 54,8 процента). За отчетный период товарооборот со странами-членами ЕС снизился на 52,6%, в том числе экспорт – на 55,9%, импорт – на 40,4 процента. Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза по-прежнему занимали Нидерланды, Германия и Италия, на долю которых приходилось 45% внешнеторгового оборота с данной группой стран.
Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе 2009 года (январь 2008 году) (по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь, в процентах)
Удельный вес стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во внешнеторговом обороте России вырос в январе 2009 года до 22,4% против 18,4% в январе 2008 года. Объемы товарооборота упали на 34,8%, экспорта - на 36,7%, импорта на – 33,1 процента. Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, Япония, США и Республика Корея, на долю которых приходилось более 84,9% внешнеторгового оборота с данной группой стран.
В январе 2009 года российско-китайский товарооборот сократился на 35,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, российский экспорт в Китай упал на 42,7%, а импорт из КНР - на 29,9 процента. За последние десять лет не было периода, когда в торговле России с Китаем наблюдалось столь значительное падение, причем одновременно и в экспорте, и в импорте. Снизились физические поставки российского леса, железной руды.
Объем российско-японской торговли в январе 2009 г. – после непрерывного роста в течение последних десяти лет – сократился. Поставки товаров из Японии в Россию упали на 41,1%, сократился импорт электронных компонентов, автомобилей, пищевой продукции (компоненты и продукты для японских ресторанов). Российский экспорт в Японию сократился в январе на 17 процентов. Особенно заметно уменьшилась отгрузка алюминия и цветных металлов, которые ранее занимали важное место в поставках из России. Это связано с резким сокращением промышленного производства в Японии, в частности в автомобилестроении. В то же время выросли поставки российского леса, угля, стали. Россия стала в прошлом году вторым по важности торговым партнером Японии в Европе после Германии.
Основные торговые партнеры России среди стран дальнего зарубежья в январе 2009 г. (по данным таможенной статистики, млн. долларов США)
Доля стран СНГ в российском товарообороте сократилась с 15% в январе 2008 году до 13,7% в январе 2009 года. При этом доля стран ЕврАзЭС увеличилась с 8,3% до 8,8 процента.
Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ в течение длительного времени продолжают оставаться Белоруссия (в январе 2009 года – 5,6% внешнеторгового оборота России), Украина (3,8%) и Казахстан (2,5%). На их долю в январе 2009 г. приходилось 90% торговли со странами СНГ.
Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ в январе 2009 года. (млн. долл. США)
В январе 2008 года Россия имела отрицательное торговое сальдо с 19 странами, доля которых в общем товарообороте России составила 16,3%, а в январе 2009 года отрицательное торговое сальдо сложилось с 25 странами, доля которых составила 27,6 процента. Самый значительный вклад в формирование отрицательного сальдо России в торговле внесли Китай (-568 млн.долларов США), Бразилия (-85 млн.долларов США), Малайзия (-71 млн.долларов США).
Глава № 3: Повышение конкурентоспособности товаров.
3.1 Оценка конкурентоспособности товара.
Основное противоречие конкурентоспособности можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя.
На основании определенной нами ранее двусторонней взаимосвязи между различными уровнями конкурентоспособности можно утверждать, что пути повышения конкурентоспособности государства, отрасли и предприятия повышают и конкурентоспособность продукции.
В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.