Файл: Главное управление мчс россии по Иркутской области 7 пожарноспасательный отряд фпс гпс (1 разряда, г. Братск) Учебный пункт 2 (г. Братск).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное управление МЧС России по Иркутской области
7 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС (1 разряда, г. Братск)
Учебный пункт № 2 (г. Братск)
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Учебного пункта №2 (г. Братск)
7 ПСО ФПС ГПС (1 разряда, г. Братск)
ГУ МЧС России по Иркутской области подполковник внутренней службы
_______________И.Н. Потапенко
«04» марта 2022 г.
План проведения занятий по дисциплине
«Пожарная тактика»
со слушателями учебной группы профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный»
Тема № 20. Виды ДТП и причины их возникновения. Взаимодействие служб,
участвующих в работах по ликвидации последствий ДТП. Правовые основы ведения
АСР при ДТП
Цель занятия:
- учебная: изучить со слушателями основные причины и классификацию дорожно- транспортных происшествий, возможной обстановки при дорожно-транспортных проис- шествиях, организация взаимодействияорганов управления и сил: МВД России, МЧС
России и Минздравсоцразвития России при ликвидации ДТП;
- воспитательная: формировать у слушателей необходимые знания, привить любовь к из- бранной профессии;
Вид занятия: классно-групповой
Количество часов: 2 часа
Место проведения: учебный класс
Материальное обеспечение: нормативная литература.
Используемая литература:
1.Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2.Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах еди- ной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
3.Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 "Классификацией ЧС при- родного и техногенного характера".
4.Примерное Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил
МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (утверждено заместителями Министров МВД Рос- сии, МЧС России и Минздрава России 17 апреля 2003 г.).
5.Приказ МЧС России от 08.04.2004 г. N 329 "Критерии информации о ЧС".
6.Приказ МЧС России от 16.10.2017г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразде- лений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и прове- дения аварийно-спасательных работ».
7.Методические рекомендации территориальным органам МЧС России по повышению уровня взаимодействия экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий до-

рожно-транспортных происшествиях ( ДТП ) (утверждены заместителем Министра МЧС
России, генерал-полковником внутренней службы Чуприяном А.П. от 17 мая 2014 года за номером 2-4-87-19-18) МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.
8.
Методическое пособие: поисково-спасательные работы при дорожно- транспортных происшествиях.: М,ВНИИПО, 2010.
9. Методические рекомендации по работе с аварийно-спасательным инструментом при дорожно-транспортных происшествиях; Омск, ГУ МЧС России по Омской области, 2007.
Учебные вопросы:
1.
Динамика ДТП в России и людских потерь в них.
2.
Основные причины дорожно-транспортных происшествий.
3.
Классификация дорожно-транспортных происшествий.
4.
Характеристика возможной обстановки при дорожно-транспортных происшестви- ях. Реагирование на дорожно-транспортные происшествия. Следственно-оперативные действия на месте ДТП и ликвидация последствий ДТП.
5.
Силы, привлекаемые для ликвидации последствий дорожно-транспортных проис- шествий. Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно- транспортных происшествий.
6.
Основные требования Примерного положения о взаимодействии органов управле- ния и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России при ликвидации по- следствий ДТП.
7.
Управление ликвидацией последствий дорожно-транспортных происшествий.
8.
Нормативное правовое обеспечение организации и проведения аварийно- спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествии.
Ход проведения занятия
1. Вступительная часть – 5 минут.
- Проверка наличия слушателей;
- Доведение темы, учебных вопросов и целей занятия до слушателей;
- Проверка готовности личного состава к проведению занятия.
2. Основная часть (изложение учебного материала) – 80 минут.
3. Заключительная часть – 5 минут.

Введение
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая сре- да, либо причинен иной материальный ущерб.
Основная часть
Учебный вопрос № 1. Динамика ДТП в России и людских потерь в них
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая сре- да, либо причинен иной материальный ущерб.
ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешехо- дов, повреждений дорог, путей, придорожных сооружений и транспортируемых грузов.
ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами
– ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами.
В России в ДТП на автомобильных дорогах ежегодно погибает около 30 тыс. че- ловек.
Анализ аварийности в Российской Федерации показывает, что по сравнению с за- рубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств у нас в несколько раз превышает аналогичные показатели эко- номически развитых стран: в России – 12,4 в Германии – 2,6 во Франции – 2,8 в США – 2,4
Число погибших на 100 тыс. населения составляет: в России – 24 в Германии – 12,1 во Франции – 14,7 в США – 15,6
При этом число транспортных средств на одного жителя (уровень автомобилиза- ции) составляет: в России – 0,18 в Германии – 0,46 во Франции – 0,53 в США – 0,65
Учебный вопрос № 2. Основные причины дорожно-транспортных происше-
ствий.
К основным причинам дорожно-транспортных происшествий относятся:
Нетрезвое состояние водителя;
Превышение допустимой скорости движения;
Нарушение правил дорожного движения;
Передача управления машиной другим лицам;
Неправильная оценка дорожной обстановки и несвоевременное принятие мер по обеспечению безопасности движения;


Неопытность и невнимательность водителя;
Неверные действия водителем при ослеплении светом встречного транспорта;
Неудовлетворительное психофизическое состояние водителя (переутомление, бо- лезненное состояние, сон за рулем.)
Опрокидывание может произойти вследствие: воздействия неблагоприятных погодных условий; технической неисправности; неправильного размещения или крепления груза; из-за применения неправильных приемов управления.
Вопрос № 3. Классификация дорожно-транспортных происшествий.
Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются:
* столкновения – дорожно-транспортное происшествие, при котором движущие- ся транспортные средства столкнулись:
- между собой;
- с подвижным составом железных дорог;
- с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неис- правности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препят- ствием и т.д.).
Столкновения подразделяются на: лобовое — столкновение ТС при встречном движении; боковое — столкновение ТС с боковой стороной другого ТС; касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;
* опрокидывание — дорожно-транспортное происшествие, при котором движу- щееся ТС опрокинулось;
Опрокидывание может произойти вследствие:
- воздействия неблагоприятных погодных условий;
- технической неисправности ТС;
- неправильного размещения или крепления груза;
- из-за применения неправильных приемов управления.
Например, если автомобиль превысил критическую скорость на повороте и опро- кинулся, то это ДТП квалифицируется как опрокидывание; если же автомобиль по каса- тельной столкнулся с другим автомобилем и был вынужден изменить направление движе- ния и поэтому опрокинулся, то это ДТП квалифицируется не как опрокидывание, а как столкновение.
* наезд на стоящее ТС — дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп;
* наезд на препятствие — дорожно-транспортное происшествие, при котором
ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, огражде- ние и т. д.).
* Наезд на пешехода - дорожно-транспортное происшествие, при котором:
- движущееся транспортное средство наехало на человека;
- человек натолкнулся на движущееся транспортное средство;
- человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза (или частей транспортного средства), выступающего за габариты транспортного средства.
К наездам на пешехода причисляются случаи наезда на людей, катающихся на лыжах, санках, коньках, самокатах, перемещающихся в инвалидных колясках без двигате- ля, на детей, катающихся на трехколесных велосипедах.


* Наезд на велосипедиста - дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
* Наезд на животное - дорожно-транспортное происшествие, при котором дви- жущееся транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
* Наезд на гужевой транспорт - дорожно-транспортное происшествие, при кото- ром движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые по- возки, либо сами эти упряжные животные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.
* Прочие происшествия
- падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство;
- наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся ко- лесо и др.);
- наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
- падение пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения; и др.
ДТП подразделяют на группы в зависимости от тяжести последствий, характера
(вида) ДТП, места происшествия и других признаков.
По тяжести последствий ДТП делят на три группы: со смертельным исходом,
с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные поврежде- ния подразделяют на тяжкие, менее тяжкие и легкие.
Особые виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР
Особые виды ДТП - ДТП, осложненные опасными факторами, требующими спе- циальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
Они бывают:
- ДТП с падением ТС в воду - ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам па- дают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.
- ДТП с падением ТС с крутых склонов - ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз перево- рачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100 - 150 м и более. Иногда ТС взры- ваются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.
- ДТП на участке железной дороги - ДТП, при которых: ТС сталкивается с по- движным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переездах или на непредназначенном для переезда участке железной дороги. ТС сталкивается с другим
ТС на железнодорожном переезде, подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.
- ДТП с участием трамвая (троллейбуса) - ДТП, при которых трамвай (троллей- бус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.
- ДТП с возникновением пожара - ДТП, сопровождающееся возгоранием аварий- ных ТС и перевозимых ими грузов.
- Попадание ТС под завал - ДТП, при котором ТС с людьми в результате природ- ных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.
- ДТП в туннеле (путепроводе) - ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию постра- давших.


- ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз - ДТП с ТС, перево- зящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуа- ции, в том числе:
- ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости
(ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
- ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в ре- зультате которого произошел их разлив или утечка;
- ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате кото- рого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;
- ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате ко- торого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;
- ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механическо- го воздействия на них или нагрева (горения).
Вопрос № 4.
Характеристика возможной обстановки при дорожно-
транспортных происшествиях. Реагирование на дорожно-транспортные происше-
ствия. Следственно-оперативные действия на месте ДТП и ликвидация последствий
ДТП
Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимают событие, возник- шее в результате нарушения нормального режима движения механического транспортно- го средства и повлекшее за собой гибель, ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или причинившее другой материальный ущерб. Первое ДТП
– наезд автомобиля на пешехода было зафиксировано еще в 1896 году, т.е. всего через 10 лет после изобретения автомобиля. В 1899 году такое же происшествие закончилось смер- тью человека. С тех пор количество ДТП непрерывно увеличивается, а с ростом скорости и массы транспортных средств увеличивается и тяжесть последствий.
При ДТП водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) ТС, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", в экстренных случаях отправить пострадавших на по- путном транспорте, а если это невозможно, доставить на своем ТС в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак ТС (с предъявлением доку- мента, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на ТС) и возвратиться к месту происшествия;
- освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно. При необ- ходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем ТС в ле- чебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение
ТС, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Знак аварийной остановки при возникновении ДТП устанавливается на расстоя- нии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от ТС в насе- ленных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.