Файл: Главное управление мчс россии по Иркутской области 7 пожарноспасательный отряд фпс гпс (1 разряда, г. Братск) Учебный пункт 2 (г. Братск).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос № 5.
Силы, привлекаемые для ликвидации последствий дорож-
но-транспортных происшествий. Организация взаимодействия при ликвидации по-
следствий дорожно-транспортных происшествий.
Силы и средства спасения пострадавших в ДТП привлекаются из следующих экс- тренных служб и формирований: а) аварийно-спасательные службы; б) пожарно-спасательные части, отряды; в) Росавтодор (аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно- технические формирования); г) формирования, учреждения и службы органов исполнительной власти (полиция
– ГИБДД, Федеральная дорожная служба, отделы ГО и ЧС местных муниципалитетов); д) силы и средства территориальных подсистем РСЧС и их звеньев (субъектов
РФ, городов, районов и объектов); е) оперативные формирования Минздравсоцразвития (скорая помощь, медицина катастроф); ж) участники ДТП и на добровольной основе отдельные граждане, оказавшиеся в зоне дорожно-транспортного происшествия.
Основные цели взаимодействия состоят в обеспечении:
- своевременного прибытия сотрудников экстренных служб к месту ДТП;
- оказания помощи пострадавшим при ДТП;
- предотвращения распространения вторичных поражающих факторов, возника- ющих при ДТП;
- создания условий для восстановления в краткосрочный период интенсивности движения, на участке автомобильной дороги, разрушенной в результате сложившейся чрезвычайной ситуации.
Основные принципы взаимодействия:
1. законность;
2. комплексное использование сил и средств;
3. самостоятельность субъектов взаимодействия в выборе средств и ме- тодов решения задач в пределах установленной компетенции.
Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-
транспортных происшествий
Взаимодействие при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий
ДТП — это согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту (объектам), вре- мени и способам выполнения действия сил и средств органов управления и АСФ. Органи- зация взаимодействия при ликвидации последствий ДТП включает комплекс мероприя- тий, проводимых соответствующими должностными лицами сторон и органами управле- ния по согласованию действий сил и средств при совместном выполнении ими задач спа- сения пострадавших и ликвидации последствий ДТП.
Взаимодействие организуется с целью повышения оперативности и эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с ДТП, между при- влекаемыми к их ликвидации федеральными органами исполнительной власти и организациями
РФ, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также между аварийно-спасательными формировани- ями на месте ДТП.
Взаимодействие обеспечивается:
- взаимным оповещением и информированием о фактах ДТП, о составе и готовности сил и средств, имеющихся для их ликвидации;
- совместным и скоординированным применением АСФ;
- эффективным управлением работами и мероприятиями по ликвидации послед- ствий ДТП.


Взаимодействие органов управления и АСФ, привлекаемых к спасению постра- давших в ДТП, организуется на всех уровнях РСЧС.
При этом органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем РСЧС решаются следующие задачи: а) МВД России, территориальными органами внутренних дел, ГИБДД:
- информирование (оповещение) органов управления служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере ДТП;
- привлечение дежурных сил и средств, находящихся в их ведении, для выполне- ния АСР, пожаротушения и других мероприятий в зоне ДТП, а также охраны обществен- ного порядка, имущества и обеспечения оперативно-следственных действий;
- принятие мер по прибытию к месту происшествия медицинских работников и оказанию первой экстренной медицинской помощи пострадавшим;
- ограничение или запрещение движения, направление транспортных средств в объезд зоны ДТП;
- содействие беспрепятственному проезду автомобилей оперативных, аварийно- спасательных и других служб;
- принятие мер и оповещение участников движения об опасности, вызванной
ДТП;
- принятие мер по деблокированию пострадавших из поврежденных транспортных средств;
- обеспечение безопасности работ на месте ДТП;
- обеспечение эвакуации пострадавших из зоны ДТП;
- контроль за выполнением АСР в части сохранения первичной обстановки ДТП, сохранения вещественных доказательств;
- учет
ДТП, анализ причин происшествий и разработка мер по их предупреждению; б) Минздравом России, территориальными и местными органами здравоохранения:
- привлечение дежурных сил и средств (в том числе Службы медицины катастроф) для деблокирования пострадавших из поврежденных транспортных средств и оказания меди- цинской помощи пострадавшим при проведении АСР;
- организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения с целью оказания специализированной медицинской помощи;
- организация оказания всем пострадавшим квалифицированной медицинской помощи; в) Минтрансом России, территориальными и местными органами управления автотранс- портом:
- обеспечение перевозки сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для спасе- ния пострадавших в ДТП и осуществления эвакуационных мероприятий; г) ФДС России, федеральными дирекциями или территориальными органами до- рожной службы:
- обеспечение беспрепятственного и безопасного движения по автомобильным дорогам общего пользования в зоне ДТП; д) МПС России, его территориальными и местными органами:
- участие в спасении пострадавших в ДТП, связанных с объектами железнодо- рожного транспорта (вокзалами, станциями, переездами, эстакадами, мостами, путепрово- дами и др.) и восстановление движения автотранспорта и железнодорожного транспорта; е) МЧС России, региональными, территориальными и местными органами управ- ления по делам ГОЧС (при ДТП федерального, регионального, территориального и местного уровней, соответственно):
- организация управления и координации действий всех органов управления и АСФ, привлекаемых для спасения пострадавших в ДТП;


- обеспечение проведения специальной разведки и контроля за состоянием окру- жающей среды в зоне ДТП;
- организация проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) дорожного полотна, транспортных средств и прилегающей территории, выполнение мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности;
- организация контроля за применением средств индивидуальной защиты, соблю- дением режимов радиационной защиты и химической безопасности, других требований безопасности;
- оказание помощи в доставке в район ДТП бригад экстренной медицинской по- мощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации постра- давших в лечебные учреждения;
- обеспечение проведения АСР при ДТП поисково-спасательными службами и другими силами и средствами МЧС России;
- обеспечение фиксации обстановки места происшествия спасателями АСФ непо- средственно по прибытии на место ДТП в случае отсутствия сотрудников МВД России
(инспектора-дознавателя ДПС ГИБДД или следователя) путем проведения видео- или фо- тосъемки. ж) Комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления, комиссиями по ЧС объектов:
- назначение руководителя работами по спасению пострадавших в ДТП (при ДТП местного и территориального уровней);
- организация передачи оперативной информации в Центр управления в кризисных ситуациях, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, региональные информационно-управляющие центры, информационно- управляющие центры органов управления по делам ГОЧС, информационные центры ор- ганизаций;
- принятие решения о привлечении необходимых сил и средств для спасения пострадав- ших в ДТП;
- руководство работами по спасению пострадавших в ДТП;
- обращение за помощью к вышестоящим органам исполнительной власти или че- рез них к органам исполнительной власти федерального уровня при недостаточности соб- ственных сил и средств;
- информирование органов социальной защиты населения при органах исполни- тельной власти, органах местного самоуправления о гражданах, пострадавших в ДТП, для оказания помощи пострадавшим в соответствии с действующим законодательством;
- контроль и оценка результатов деятельности по совершенствованию взаимодей- ствия при ликвидации последствий ДТП.

Типовая схема взаимодействия экстренных служб при ликвидации послед-
ствий ДТП
При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство туше- нием пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.
При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и след- ственных действий.
Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями* в ходе проведения работ по ликвида-
ции ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законо- дательством Российской Федерации.
За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответ- ственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причинен- ный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в по- рядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В то же время, в соответствии с правовыми нормами Федерального закона «О по- жарной безопасности» личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожа- ра, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необхо- димости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобожда- ются.
В интересах взаимодействия осуществляются следующие функции:
органами внутренних дел субъектов Российской Федерации: информирование (оповещение) заинтересованных органов управления, участву- ющих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере происшествия; координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации по- следствий ДТП, связь и оповещение на месте ДТП; содействие беспрепятственному про- езду к месту происшествия ТС, задействованных в ликвидации последствий ДТП; приня- тие мер по оказанию ПП пострадавшим на месте ДТП; обеспечение эвакуации пострадав- ших с места ДТП; оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной
ДТП; организация движения на подъездах к месту ДТП; участие в АСР в части, касаю- щейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию; охрана общественного порядка и иму- щества на месте ДТП; органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: привлечение необходимых сил к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из поврежденных ТС, оказание ПП и др.); организация, при необхо- димости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП; организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специ- альной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) ТС, ме- ста ДТП и прилегающей территории, проведния мероприятий по локализации и ликвида- ции источников опасности; организация тушения пожаров и проведения первоочередных
АСР; организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, со- блюдения режимов радиационной, химической и биологической безопасности; органами управления здравоохранением: привлечение необходимых сил (в том числе службы медицины катастроф) для оказания в полном объеме медицинской помощи пострадавшим; обеспечение оказания пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, при эвакуации пострадавших с места ДТП и непосредственно в медицинских учреждениях.
Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте
ДТП осуществляется должностным лицом органов внутренних дел. При первоочередном прибытии на место ДТП должностных лиц других субъектов взаимодействия, участвую- щих в ликвидации последствий ДТП, они в своих действиях руководствуются также по- ложениями «Примерного Положения о взаимодействии органов управления, подразделе- ний и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий ДТП».
Должностное лицо, осуществляющее руководство работами по ликвидации по- следствий ДТП, обязано:
-оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую информацию и орга- низовать, при необходимости, спасение пострадавших;
-обеспечить безопасные условия работ по ликвидации последствий на месте ДТП;
-организовать, при необходимости, АСР.


При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство туше- нием пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.
При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и след- ственных действий.
Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями* в ходе проведения работ по ликвида- ции ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законо- дательством Российской Федерации.
За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответ- ственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причинен- ный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в по- рядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В то же время, в соответствии с правовыми нормами Федерального закона «О по- жарной безопасности» личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожа- ра, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необхо- димости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобожда- ются.
*Примечание: под неправильными действиями подразумевается ситуация, когда в ходе ликвидации последствий ДТП действия спасателей перестают соответствовать тре- бованиям, предъявляемым к подготовке и состоянию профессиональных аварийно- спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Задачами и целью управления АСР при ДТП, исходя из основополагающих прин- ципов безопасности дорожного движения, являются обеспечение условий и действий ава- рийно-спасательных служб по минимизации ущерба для жизни, здоровья людей и окру- жающей среды в ЧС, обусловленных ДТП.
С целью повышения эффективности спасения пострадавших при ликвидации по- следствий ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, под- ведомственными им региональными, территориальными и муниципальными органами управления МЧС России, определяются зоны обслуживания (ответственности) а также состав аварийно-спасательных, поисково-спасательных служб и формирований, а также пожарно-спасательных подразделений привлекаемых к ликвидации последствий (далее - подразделений МЧС России).
Зоны обслуживания подразделений МЧС России, участвующих в спасении по- страдавших в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативной правовой документаци- ей в соответствии с территориально-административным делением РФ, по согласованию с соответствующей комиссией по ЧС, и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных и региональных органов управления по делам ГОЧС, ко- миссий по ЧС субъектов РФ и местных административно-территориальных образований.
Размеры зон обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистиче- ских данных по количеству и масштабам ДТП, а также возможностей подразделений МЧС
России. При этом должна обеспечиваться перекрываемость дорог зонами ответственно- сти, а также предусматриваться возможность дублирования или дополнения мероприятий по спасению пострадавших в зоне ДТП несколькими подразделениями МЧС России.
Вопрос № 6.
Основные требования Примерного положения о взаимо-
действии органов управления и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразви-
тия России при ликвидации последствий ДТП