Файл: Оптимизация логистических процессов в торговой системе.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы логистических процессов в торговой системе
1.1. Основы логистических процессов, их описание и характеристики
1.2. Виды и функции логистических процессов
Глава 2. Анализ существующих проблем в логистических процессах компании
Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными сферами логистики. Данный раздел рассматривает организацию информационных потоков внутри компании, а также обмен информацией между разными участниками процессов логистики, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга (например, посредством средств спутниковой связи).
Множество функциональных областей действия логистики обусловливает комплекс подходов, применяемых ею (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Подходы, применяемые в логистике
Подход | Характеристика, применение |
Системный подход | Рассматривает логистическую систему как единое целое. В этом случае внутренняя структура и взаимосвязи в отдельных хозяйственных образованиях и процессах не принимаются во внимание. Изучаются лишь выходы и входы в целостную структуру системы, а также процессы, протекающие в логистической среде на общеструктурном уровне |
Микроподход | Позволяет изучать и управлять логистическим объектом изнутри. Исследуются внутренняя структура и внутренние связи между его элементами |
Детерминированный подход | Предполагает полную предсказуемость результатов логистических процессов. Это становится возможным, когда логистическая система отработана до такой степени, что отрицательное влияние воздействующих факторов на конечные результаты сведено до минимума за счет высокой адаптивности на основе соблюдения логистических принципов |
Продолжение таблицы 1.1
Стохастический (вероятностный) подход | Означает, что под влиянием внешних и внутренних факторов и случайных воздействий конечные, ожидаемые результаты могут принимать неустойчивый характер. В связи с этим: в процессе принятия решений необходимо принимать во внимание степень согласованности общих целей логистической системы с внешней средой. Чем ниже степень согласованности и уровень интеграции, тем выше вероятность ошибок и отклонений выходных характеристик от запланированных |
Статический подход | Помогает исследовать логистические проблемы по состоянию на определенный момент времени. Чаще всего он применяется для анализа функционирования, а также при расчетах по размещению логистических звеньев и формированию логистических цепей |
Динамический подход | Означает изучение логистических систем, подсистем и их взаимосвязей в развитии, в непрерывном движении под влиянием действующих тенденций во внешней и внутренней среде |
Функциональный подход | Повышает эффективность анализа функционирования логистических систем и подсистем. При его использовании оперируют двумя основными комплексными понятиями: процессом функционирования системы, показывает изменения в ее состоянии, выражающиеся в динамике любой величины, характеризующей эту систему, и законом функционирования системы, совокупности правил и определенной последовательности действий. Зная законы функционирования логистических систем, их исходное состояние и задавая конечные результаты в процессе планирования и управления, разрабатываются модели и прогнозы их дальнейшего развития |
Экспериментальный подход | Предполагает проведение необходимых исследований путем активного вмешательства в ход логистических процессов и дальнейшего наблюдения за результатами. Используется в случаях возникновения отклонений от заданных параметров функционирования логистических систем |
Совокупность подходов, применяемых в логистике на основе логистических принципов и требований, образует т.н. логистический подход.
Некоторые логистические операции, по существу, выступают продолжениемтехнологического производственного процесса (к примеру, расфасовка готовой продукции). Данные операции изменяют потребительскиесвойства товарной продукции и могут производиться какв области производства, так и в области обращения (к примеру, в цехе фасовки оптовой базы).
Логистические процессы, которые выполняются в ходе снабжения компании илисбыта готовой товарной продукции, т.е. операции, которые выполняются в ходе «общениялогистической системы с внешним миром», относят к категории внешнихопераций логистики. Логистические операции, которые выполняются внутри логистической системы, именуют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, отражается на характере выполнения внешних логистических процессов.
Поддерживающие логистические процессы классифицируются на: грузопереработку; складирование;защитную упаковку; обеспечение возврата товарной продукции; обеспечение запасными частями и сервисное (гарантийное) обслуживание; информационно-компьютерную поддержку.
Классификация ключевых логистических операций представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Ключевые логистические операции
С целью определения величины логистических процессов учитываются факторы, которые можно объединить в следующие группы:
- отраслевые факторы: номенклатура, масса и габариты потребляемых компанией МП; количество поставщиков материальных ресурсов; количество получателей товарной продукции; действующая система организации внешних перевозок товара; наличие проектно-технологических компаний для разработки проектов улучшения комплекса логистических операций; наличие компаний-посредников, которые осуществляют комплексные поставки материальных ресурсов;
- региональные факторы: действующая в регионе система связей с поставщикам и покупателями товарной продукции компании (непосредственная, через оптовые фирмы в регионе либо вне его); наличие специализированных компаний по обеспечению перевозок груза внутри региона, специализированных компаний по изготовлению и ремонту стандартных средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и тары;
- внутрипроизводственные факторы: габариты и масса изготовляемого товара; объем выпускаемой товарной продукции; тип производства (массовое, крупносерийное, единичное, мелкосерийное); форма организации процесса производства товарной продукции (технологическая, предметная, подметальная специализация); генеральный план организации (взаимное расположение складов и подразделений производства, рельеф местности, наличие подъездных путей); возможности компоновки технологического оборудования; строительные характеристики складских и производственных помещений (высота, количество пролетов, допустимая нагрузка на пол и перекрытия и пр.).
Таким образом, логистические процессы – это любые процессы, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ. К ним относят также операции по
К логистическим процессам с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку или др. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку.
1.2. Виды и функции логистических процессов
В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании. Многие устоявшиеся понятия и принципы работы, которые были вполне приемлемыми, и устраивали руководство компании, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса, и требуют детального анализа и пересмотра с целью их совершенствования.
Для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо предпринимать, определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов. Появляется настоятельная необходимость изыскания, дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повышения уровня качества обслуживания потребителей, реорганизация и реструктуризация компании с целью повышения эффективности бизнеса. Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода.
При этом, затрагиваются разные (экономические, социальные, технические, организационные, правовые, экологические, и др.) аспекты деятельности людей.
Логистика – это совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимое количество продукции в установленное время и в установленном месте. Это в первую очередь наука об управлении, где выделяют субъект управления, который принимает решения, организует их выполнение и контроль, подводит итоги, объект управления.
Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании.Логистическое управление направлено на оптимизацию запасов во всех звеньях логистической цепи. Оптимальные уровни запасов обеспечивают максимальные уровни обслуживания при минимальных инвестициях в запасы, минимальных затратах по заказу и транспортировке.2
Выделяется три группы функций логистического управления: планирование и координация деятельности участников логистического процесса, регулирование хода работ по выполнению полученных заказов и контроль за движением материальных потоков.
В ходе реализации функции планирования и координации составляются планы и графики движения материальных потоков, осуществляется увязка локальных планов подразделений, разрабатываются цели управления и формируются критерии оценки их достижения, координируется работа всех подразделений предприятия по выполнению намеченных планов и графиков.
В процессе регулирования осуществляется наблюдение за ходом движения материальных потоков, при возникновении отклонений от планов и графиков принимаются меры по их устранению, производится увязка действий всех подразделений, отвечающих за движение материальных потоков, разрабатываются меры по ликвидации возникающих нарушений в единой цепи движения материальных потоков.
При реализации функции контроля осуществляется оценка уровня обеспеченности производства материалами и эффективности их использования, анализируются затраты, связанные с товародвижением, организуется выработка решений по повышению эффективности логистического управления.
Особо важную роль в логистике занимают логистические процессы.
Логистические процессы – упорядоченная на оси времени последовательность логистических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место.
Существует несколько видов логистических процессов:
- закупки – процесс, который обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;
- склады – здания, сооружения, устройства и т.п., где временно размещаются, и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки;
- запасы – запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменения спросы, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах;
- транспорт – это элемент, как и остальные, сам является сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование;
- информация – процесс, который обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций