Файл: Лабораторная работа Создание линейного алгоритма 5 Лабораторная работа Решение задач с линейным алгоритмом 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Структура программы на языке Turbo Pascal
Лабораторная работа № 2. Решение задач с линейным алгоритмом
Лабораторная работа № 3. Обработка строковых и символьных переменных
Лабораторная работа № 4. Обработка целочисленных данных
Лабораторная работа № 5. Создание разветвляющего алгоритма
Лабораторная работа № 6. Решение задач с разветвляющимся алгоритмом
Лабораторная работа № 7. Использование оператора выбора CASE.
Лабораторная работа № 8. Генератор случайных чисел
Лабораторная работа № 9. Использование цикла с параметром
Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием
Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием
Лабораторная работа № 11. Решение задач с использованием циклического алгоритма
Лабораторная работа № 12. Использование цвета
Лабораторная работа № 13. Создание меню
Лабораторная работа № 14. Обработка одномерного массива
Лабораторная работа № 15. Решение задач на использование одномерных массивов
Лабораторная работа № 16. Обработка двумерного массива
Лабораторная работа № 17. Решение задач с использованием двумерных массивов
Лабораторная работа № 18. Использование процедур
Лабораторная работа № 19. Использование функций
Лабораторная работа № 20. Графические возможности Turbo Pascal
Лабораторная работа № 21. Работа с файлами
Лабораторная работа № 22. Задания для самостоятельной работы
Задание. Вывести на экран 10 раз слово красным цветом.
Задание для самостоятельной работы:
-
Заполнить таблицу (записать в тетрадь) основных цветов. -
Используя генератор случайных чисел, вывести 15 раз слово разными цветами. -
Выяснить, что случится, если задать код цвета >15. -
Вывести в строку числа от 10 до 20, причем четные – красным цветом, а нечетные – зеленым.
Лабораторная работа № 13. Создание меню
-
Используя цикл FOR, вывести на экран таблицу умножения на 2
-
Используя цикл WHILE, вывести на экран таблицу умножения на 4 -
Используя цикл REPEAT, вывести на экран таблицу умножения на 6 -
Написать программу-меню, объединив программы 1,2,3. Организовать выход из меню. Обработку пунктов реализовать с помощью оператора CASE. -
Показать преподавателю 4 программы (1,2,3,4) -
Составить блок-схему для программы-меню.
Меню
-
Таблица умножения на 2. (FOR) -
Таблица умножения на 4. (WHILE) -
Таблица умножения на 6. (REPEAT) -
Выход
Лабораторная работа № 14. Обработка одномерного массива
Задача 1. Одномерный массив W состоит из 10 элементов, элементы – целые числа, вводятся с клавиатуры. Вывести массив на экран и вычислить сумму всех элементов.
Блок-схема
Листинг программы
PROGRAM MASSIV;
USES CRT;
VAR W:ARRAY[1..10] OF INTEGER; {описание одномерного массива}
I,SUMMA: INTEGER;
BEGIN
CLRSCR;
WRITELN('Введите элементы массива');
FOR I:=1 TO 10 DO {цикл для заполнения массива}
READLN(W[I]); {ввод элементов с клавиатуры}
WRITELN; {вставка пустой строки}
WRITELN('Вывод массива');
FOR I:=1 TO 10 DO {цикл для вывода массива}
BEGIN
SUMMA:=SUMMA+W[I]; {вычисление суммы элементов}
WRITE(W[I],' ');
END;
WRITELN;
WRITELN; {вставка пустой строки}
WRITELN('SUMMA = ',SUMMA);
READLN
END.
Задание для самостоятельной работы:
-
Изменить программу, чтобы вычислялось произведение всех элементов массива. -
Изменить программу, чтобы элементы массива выбирались случайным образом из диапазона от 0 до 1 (действительные числа) с точность 3 знака после запятой.
Задача 2. Одномерный массив W состоит из 10 элементов, элементы – целые случайные числа из диапазона от -5 до 5. Вывести массив на экран и определить максимальный элемент массива.
Листинг программы
PROGRAM MASSIV;
USES CRT;
VAR W:ARRAY[1..10] OF INTEGER; {описание массива}
I,MAX: INTEGER;
BEGIN
CLRSCR;
RANDOMIZE;
MAX:=0;
FOR I:=1 TO 10 DO
W[I]:=RANDOM(11)-5; {заполнение массива случайными числами}
WRITELN;
WRITELN('Вывод массива');
FOR I:=1 TO 10 DO
BEGIN
IF W[I]>MAX THEN MAX:=W[I]; {определение максимального элемента}
WRITE(W[I],' ');
END;
WRITELN;
WRITELN;
WRITELN('MAX = ',MAX);
READLN
END.
Задание для самостоятельной работы:
-
Измените диапазон выбора элементов: от -30 до 30 -
Измените программу, чтобы она определяла минимальный элемент массива -
Измените программу, чтобы определялись и максимальный и минимальный элементы массива -
Измените программу, чтобы определялись и максимальный и минимальный элементы массива и их позиция (индекс) в массиве
Лабораторная работа № 15. Решение задач на использование одномерных массивов
-
Дан одномерный массив Е (15). Элементы - случайные целые числа из диапазона от -15 до 15. Вывести массив в строку, определить, сколько элементов массива =0, >0 и <0. -
Дан одномерный массив T(25). Элементы – случайные целые числа из диапазона от 20 до 240. Вывести массив в строку, определить, сколько элементов массива четных, сколько нечетных. -
Дан одномерный массив T(7). Элементы – латинские символы, введенные с клавиатуры. Вывести массив и определить сколько среди элементов букв ‘a’ , а сколько букв ‘t’. -
Дано слово из 5 букв (буквы хранятся в массиве). Для каждой буквы определить ее ASCII-код. (Пример оформления результата)
-
Дан массив W(10), элементы которого генерируются из диапазона от -12 до +12. Вывести массив в виде строки. Вычислить сумму элементов, которые размещаются на четных местах. Вычислить произведение элементов, которые размещаются на нечетных местах. -
Дан массив N(20), элементы которого генерируются из диапазона от -50 до +50. Определить максимальный и минимальный элементы массива и поменять их местами. Вывести исходный массив и измененный. -
Дан массив K(16), элементы которого генерируются из диапазона от -20 до +20. Сформируйте из массива K массивы K1 И K2. В первый занесите все положительные элементы, во второй – отрицательные (ноль - не отрицательный не положительный). Вывести в виде строки массивы K, K1, K2.
Лабораторная работа № 16. Обработка двумерного массива
Задача 1. Дан двумерный массив R (10x10). Элементы случайные числа от 10 до 100. Заменить все четные элементы на 1, нечетные на 0. Вывести исходный массив и измененный.
Листинг программы
PROGRAM MASS2;
USES CRT;
VAR R:ARRAY[1..10,1..10] OF INTEGER;
I,J:BYTE;
BEGIN
CLRSCR;
RANDOMIZE;
FOR I:=1 TO 10 DO BEGIN
FOR J:=1 TO 10 DO
R[I,J]:=RANDOM(90)+10;
END;
{-------------------------}
WRITELN('ИСХОДНЫЙ МАССИВ');
FOR I:=1 TO 10 DO BEGIN
FOR J:=1 TO 10 DO BEGIN
WRITE(R[I,J]:4,' ');
END;
WRITELN;
END;
{--------------------------}
WRITELN;
WRITELN('НОВЫЙ МАССИВ');
FOR I:=1 TO 10 DO BEGIN
FOR J:=1 TO 10 DO BEGIN
IF R[I,J] MOD 2=0 THEN R[I,J]:=1 ELSE R[I,J]:=0;
WRITE(R[I,J]:4,' ');
END;
WRITELN;
END;
{------------------------}
READLN;
END.
Дорисуйте блок-схему
Задание для самостоятельной работы:
-
Дорисуйте блок-схему (в тетрадь) -
Измените программу, чтобы диапазон выбора элементов был от -50 до 50. А замена элементов производилась следующим образом: отрицательные элементы заменить на -1, положительные на 1, нулевые – на 0.
Задача 2. Дан двумерный массив, элементы - случайные числа (положительные и отрицательные). Определить, сколько в массиве положительных элементов.
Листинг программы
………………………………………
CLRSCR;
RANDOMIZE;
{-----------------------------------------}
FOR I:=1 TO 5 DO
FOR J:=1 TO 5 DO
A[I,J]:=RANDOM(21)-10;
{----------------------------------------}
FOR I:=1 TO 5 DO
FOR J:=1 TO 5 DO
IF A[I,J]>0 THEN P:=P+1;
{--------------------------------}
WRITELN('MASSIV:');
FOR I:=1 TO 5 DO
BEGIN
FOR J:=1 TO 5 DO
BEGIN
WRITE(A[I,J]:3,' ');
END;
WRITELN;
END;
{---------------------------------}
WRITELN;
WRITELN('Положительных элементов = ', P);
READLN;
END.
Задание для самостоятельной работы:
-
Набрать программу и дополнить недостающую часть (название программы, описание переменных и т.д.) -
Определить, из какого диапазона выбираются случайные числа. -
Изменить программу, чтобы также определялось количество отрицательных и нулевых элементов. -
Изменить диапазон выбора от -50 до +50 -
Составить блок-схему для данной программы. -
Написать программу (или изменить данную), чтобы положительные элементы были окрашены в красный цвет, отрицательные – в зеленый, нулевые – в желтый.
Лабораторная работа № 17. Решение задач с использованием двумерных массивов
-
Дан массив Р(10x10), элементы которого генерируются из диапазона от -50 до +50. Вывести массив на экран в виде таблицы. Элементы, расположенные по главной диагонали выделить другим цветом. Определить, сколько элементов массива больше 0, меньше 0, равно 0. -
Дан массив Р(8x8), элементы которого действительные числа, которые генерируются из диапазона от -5 до +5. Вывести массив на экран в виде таблицы. Элементы, расположенные на четных местах (четная строка, четный столбец), выделить другим цветом. -
Дан массив S(5x5). Заполните массив, если известно, что каждый элемент массива равен сумме номера строки и столбца, в которых элемент расположен. Вывести массив на экран в виде таблицы. -
Определите принцип заполнения данного массива и составьте программу, которая реализует заполнение такого массива. Выведите его на экран. (Элементы нельзя заполнять вручную).
7 | 8 | 9 |
8 | 9 | 10 |
9 | 10 | 11 |
-
Дан массив Р(10x10), элементы которого генерируются из диапазона от -50 до +50. Сформировать из двумерного массива 2 одномерных: в один занесите положительные элементы, во второй – отрицательные, нули учитывать не надо. Вывести исходный и полученный массивы.