Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 3 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Рубежный контроль 3
по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности»
ФИО студента | |
Направление подготовки | |
Группа | |
Москва 2023
1. Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека?
Современная универсальная концепция прав и свобод человека Практическое признание и реализация прав и свобод человека в абсолютном большинстве стран мира по существу начались только в ХХ веке. Этому во многом содействовали социальные революции, происходившие под лозунгами свободы, равенства, независимости, равноправия. В этом ряду особое место занимают Мексиканская, Великая Октябрьская и Глобальная народно-демократическая революция 1941—1947 гг. Последняя революция осталась незамеченной аналитиками, поскольку происходила на фоне Второй мировой войны как альтернатива нацизму и милитаризму1. Именно они стали действительно поворотной вехой в судьбах всего человечества. В ходе этих грандиозных революций получили безусловное признание такие фундаментальные права человека, как право на равенство, справедливость, на труд, на жилище, образование, на здоровье, социальную безопасность и другие, постепенно закреплявшиеся в международных соглашениях.
2. Каково содержание Всеобщей декларации прав человека?
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) — это лаконичный документ, состоящий из 30 статей, где перечислены основные права и свободы человека, нарушение которых считается недопустимым. Она не проводит различий между правами человека и правами гражданина. Все провозглашаемые в ней права и свободы представлены как права человека. В Декларации изложено общечеловеческое понимание концепции прав и свобод человека, характерное для середины ХХ в.
ВДПЧ говорит о необходимости охраны прав человека властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения. Всеобщее понимание характера этих прав и свобод провозглашается важным условием содействия социальному прогрессу в мире. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, — гласит ст. 1 Декларации. — Все они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Ст. 2 ВДПЧ провозглашает, что «каждый человек обладает всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия между людьми на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо ограниченной в своем суверенитете».
В последующих 27 статьях перечислены основные, признававшиеся в то время всем мировым сообществом права и свободы человека без ранжирования их по степени важности. Признаются права человека на невмешательство в личную и семейную жизнь, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее, искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, права на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выражение их, на свободу мирных собраний и ассоциаций. В Декларации впервые провозглашены права человека: принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, равного доступа к государственной службе в своей стране; на социальное обеспечение; на свободное развитие личности; на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на отдых и досуг; на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи; право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам; право на образование; право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены.
Заключительная, 30 статья ВДПЧ содержит особенно важное заявление: «Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации». Любая декларация как документ имеет свою специфику. Это только заявление о намерениях, а не договор, обязательный для исполнения.
3. Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека?
Следующим шагом государств-членов ООН стал переход от декларирования фундаментальных прав и свобод человека к закреплению их в международных пактах, в которых были бы не только названы и конкретизированы эти права, но и установлена ответственность государств за их реализацию, согласованы формы всеобщего контроля над выполнением каждым государством взятых на себя обязательств. Первоначально планировали разработать единый международный Пакт с перечислением всех прав и свобод человека, способов их реализации, а также определить механизм контроля над их выполнением. Но практическое решение этой задачи оказалось непростым делом.
4. Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два
Изменившиеся отношения между народами и государствами в послевоенные годы не благоприятствовали поиску консенсуса. Атмосфера взаимного доверия и согласия, характерная для периода работы над Хартией ООН и ВДПЧ, сменилась атмосферой «холодной войны» и соперничества прежних союзников. На характере споров не могло не сказаться и разное понимание проблемы прав и свобод государствами Востока и Запада. Каждое из них идеализировало свои достижения и отвергало системы ценностей обществ-оппонентов. Западная политическая традиция считала, что права человека — это права только индивидов, в то время как восточная традиция всегда отдавала приоритет целому, коллективу и обществу, элементами которых индивиды являются.
Первая признавала только те права и свободы, которые поддаются точному измерению, оценке и контролю, а вторая ставила на первое место социальные, экономические и духовные права и свободы.
«Права человека начинаются с полицейского участка», — заявляли сторонники западной традиции. «Права человека начинаются с повседневных завтраков», — отвечали им представители восточной политической традиции. Второй аргумент сводился к разной степени верификации этих прав, отсутствию единых критериев оценки и возможности проверки их соблюдения. Некоторые полагали, что только гражданские и политические права — это права индивидов, которые могут быть определены с точностью. Нарушение каждого из этих прав может быть рассматриваемо в суде и устранено немедленно. Экономические, социальные и культурные права якобы незримы и не поддаются оценке. Есть права абсолютные, неотъемлемые и безотлагательные, есть и права относительные, прогрессивные, без которых нет свободного человека. Гражданские и политические права являются абсолютными и безотлагательными, а часть экономических, социальных и культурных прав - относительными и прогрессивными, которые в разных странах реализуются в разных объемах или будут все полнее реализовываться по мере создания необходимых для этого условий.
Долгое время считалось, что гражданские и политические права имеют «отрицательный характер», поскольку требуют невмешательства государства в сферу прав и свобод граждан. А экономические права, напротив, требуют активного участия государства, поскольку степень их реализации зависит от имеющихся средств и ресурсов, создаваемых деятельностью государства. Однако при внимательном рассмотрении прав и свобод человека оказывается, что в реальной жизни многое обстоит иначе. Выясняется, что некоторые гражданские и политические права требуют позитивных действий и активного участия государства, и могут быть реализованы только после создания некоторых предварительных условий. И в то же время отдельные экономические, социальные и культурные права требуют невмешательства государства, а соответственно, имеют как бы отрицательный характер. Стало быть, жесткое различение прав и свобод человека в двух международных пактах лишено всяких четких оснований. Право на образование, относимое преимущественно к культурным правам, на самом деле является одновременно и социальным, и экономическим, и политическим, и культурным, а, соответственно, и гражданским правом.
После длительных споров договорились разработать проекты двух пактов: один из них назвать Пактом о гражданских и политических правах, а другой — Пактом об экономических, социальных и культурных правах. Как это не покажется парадоксальным, деление мира на две противоположные системы сыграло огромную положительную роль в области прав человека. Соревнуясь друг с другом, и, подталкивая друг друга, каждая сторона выступала с новыми и новыми инициативами, призванными доказывать «демократичность», «народность», «гуманность» каждой из них. Предложение одной стороны, если оно казалось бесспорным, тут же дополнялось другим, не менее бесспорным.
5. Опишите каждый из этих Пактов.
Проекты двух пактов о правах человека были обсуждены и приняты на XXI пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и подписаны 16 и 19 декабря 1966 года. Еще 10 лет ушли на процедуру ратификации1. Вступили в силу они 3 января (ПЭСКП) и 23 марта 1976 г. (ПГПП). Статья 48 Пакта о гражданских и политических правах и статья 26 Пакта об экономических, социальных и культурных правах объявляли их открытыми для подписания любым государством-членом ООН, ее специализированных учреждений, а также любым государством-участником Статута Международного Суда или любым другим государством.
Эти два пакта имеют не только отличия, но и немало общего, что обусловлено логикой самой жизни. В некоторых статьях обоих пактов провозглашены одни и те же права (право на образование, право на брак и создание семьи и т. д.), но в одном случае они отнесены к гражданским и политическим, в другом — к экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта объединены общей преамбулой. В ней провозглашается, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, а эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Государства, подписавшие пакты, признают, что идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой, а также свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только в том случае, если будут созданы условия, при которых каждый человек может пользоваться своими как экономическими, социальными и культурными, так и гражданскими и политическими правами. Общей для обоих пактов является также их первая часть, состоящая из одной статьи, в которой признается право народов на самоопределение и содержится обязательство подписавших их государств «поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право». В обоих документах провозглашено также право на равенство и свободу от дискриминации.
Пакт о гражданских и политических правах. Участвующие в Пакте о гражданских и политических правах государства обязуются уважать и обеспечивать всем находящимся под их юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права «без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений