Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 3 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, национального или социального происхождения, 1 СССР, правопреемницей которой является Российская Федерация, ратифицировал оба пакта в 1973 г. имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Они должны принять такие законодательные акты или меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления признаваемых Пактом прав. Число этих прав в Пакте выше, чем во ВДПЧ, причем в Пакте они более детализированы. Пункт 3 ст. 2 Пакта налагает на каждое участвующее в нем государство следующие обязательства:

а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями, или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

в) обеспечить применение компетентными властями правовой защиты, когда она предоставляется.

Пакт перечисляет права и свободы, которые не могут быть нарушены или ограничены ни при каких условиях — даже во время чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой. Это: право на жизнь; свобода от пыток или жестокого бесчеловечного; свобода от рабства и подневольного состояния; запрет лишения свободы на том лишь основании, что человек не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство; право оценки действий человека в соответствии с законом, действовавшим в момент совершения деяния; право каждого человека на признание его правосубъектности; право на свободу мысли, совести и религии.

В то же время, допускаются ограничения, предусмотренные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Согласно ст. 27 МПГПП, в странах, где проживают этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к ним, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. В части IV говорится о механизме контроля над осуществлением провозглашенных в Пакте прав и свобод. Им является Комитет по правам человека. Принятый одновременно с Пактом Факультативный протоколом к нему наделяет этот Комитет правом принимать и рассматривать заявления от отдельных лиц, считающих, что они стали жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. В 14 статьях этого Протокола определены условия, при наличии которых индивиды могут апеллировать к Комитету, а также действия самого Комитета 90 91 и государств, против которых направлены заявления отдельных граждан1. 15 декабря 1989 г. ГА ООН приняла Второй дополнительный протокол к МПГПП. Государства-участники данного протокола, полагая, что отмена смертной казни будет способствовать возвышению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека (в первую очередь права на жизнь), провозгласили, что в пределах их юрисдикции не должен быть казнен ни один человек. Никакие оговорки к протоколу не допускаются, за исключением тех, которые будут сделаны в период ратификации или присоединения к нему, а также применения смертной казни за серьезные преступления военного характера в период войны. О таких оговорках государства должны сообщить Генеральному секретарю ООН, а их доклады, представляемые Комитету ООН по правам человека в соответствии со статьей 40 ПГПП, должны содержать раздел об усилиях государств по реализации данного протокола.


Государства-участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах (ПЭСКП) согласились в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества принять меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в нем прав. Эти права должны быть осуществлены без какой бы то ни было дискриминации. Недостаточно развитые для немедленной реализации всех, признаваемых в Пакте, экономических прав страны сами с надлежащим учетом прав человека и своего народного хозяйства могут определять, в какой мере они будут гарантировать эти права лицам, не являющимся их гражданами. Государство «может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию …» . ПЭСКП гарантирует право на труд (работу) и право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, справедливую зарплату и одинаковое вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Зарплата работников должна обеспечивать удовлетворительное существование для них самих и их семей. Условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, одинаковую для всех возможность продвижения в работе на более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации. Гарантируются права на отдых, на досуг и разумное ограничение рабочего времени, а также на оплачиваемый периодический отпуск, равно как и на вознаграждение за праздничные дни. Подписавшие К середине 2001 г. участниками этого протокола стали 98 государств мира. Еще 4 государства были его подписантами. Пакт государства обязаны обеспечивать право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы, признают их право на образование национальных федераций или конфедераций и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к существующим. Признается право на забастовки при условии ее организации в соответствии с законами страны. Пакт гарантирует каждому человеку право на социальное обеспечение, право на охрану семьи, право на оплачиваемый отпуск работающим матерям до и после родов или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Все ратифицировавшие Пакт государства обязаны принимать особые меры охраны и помощи в отношении детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование детским трудом запрещается и карается законом. Статья 11 ПЭСКП признает право каждого человека «на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Пакт исходит из того, что для реализации этих прав необходимо сотрудничество всех государств. Следует осуществлять конкретные программы улучшения методов производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, реформирования аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов, обеспечения справедливого распределения мировых запасов продовольствия. Провозгласив права каждого человека «на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья», на образование, на участие в культурной жизни, ПЭСКП определяет и меры, которые должны быть приняты государствами для их полного осуществления. В установленные сроки государства обязаны представить на имя Генерального секретаря ООН доклады о том, как предусмотренные Пактом права реализуются в соответствующих странах. Эти доклады подлежат изучению Экономическим и социальным советом ООН, являвшийся главным контрольным органом по данному Пакту, а его выводы — доведены до сессии Генеральной Ассамблеи. Всемирная конференция по правам человека, проходившая в июне 1993 года в Вене в своих документах (Венская декларация и Программа 1 В октябре 2016 г. их было 164. 92 93 действий1) призвала Комиссию по правам человека продолжить рассмотрение вопроса о факультативных протоколах к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. После обсуждения проекта такого Протокола летом 2006 г., Совет по правам человека ООН решил продлить мандат подготовившей его Рабочей группы еще на два года для продолжения работы над ним с учетом пожеланий государств. Он был Принят резолюцией 63/117 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 2008 года. Протокол предусматривает учреждение Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, к которому могут обращаться как государства-участники Пакта и государства, заявившие о признании ими компетенции Комитета, так отдельные лица и группы людей, «которые утверждают, что они являются жертвами нарушения этим государством-участником какого-либо из экономических,
социальных и культурных прав, изложенных в Пакте» (ст. 2), а также от их имени. Срок обращения к Комитету составляет один год после исчерпания внутренних средств правовой защиты, за исключением случаев, когда автор может доказать, что невозможно было направить сообщение в течение этого срока. Комитет изучает их на предмет приемлемости, а в случае положительного решения данного вопроса, рассматривает его тщательнейшим образом, запрашивая у авторов жалоб дополнительную информацию. Приоритет отдается «дружественному урегулированию» спора. Если не удается добиться этого, то составляется доклад Комитета, который представляется государству, на которое была подана жалоба, с рекомендациями исправить положение и изложить в течение полугода свои объяснения или заявления по докладу Комитета. В случае невыполнения государством-нарушителем экономических, социальных и культурных прав человека решение включается в доклад Комитета, представляемому генеральной Ассамблее ООН с последующим опубликованием. Принято считать, что Устав ООН, ВДПЧ и два пакта ООН о правах человека образуют Международный кодекс прав человека. Правильнее было бы сказать, что они образуют стержень этого кодекса, ибо почти каждое упомянутое в них право детализировано еще несколькими международными конвенциями и соглашениями. ООН приняты многочисленные конвенции, закрепляющие права конкретных групп людей и в конкретных областях жизни.


6. Как вы представляете себе Международный билль о правах человека?

Еще Лига Наций пыталась предпринять определенные шаги в направлении международной кодификации прав и свобод человека. В частности, были провозглашены права на жизнь, свободу, равенство перед законом и на собственность. В 1926 г. была подписана конвенция о запрете рабства. Как известно, институты и рабства работорговли в разных формах существуют столько же, сколько и само человечество.

На Брюссельской конференции относительно торговли африканскими рабами в 1890 г. Этот договор, предусматривавший принятие эффективных военных и правовых мер для прекращения работорговли, был ратифицирован всеми государствами Европы, Соединенными Штатами Америки, Персией Турцией Конго и Занзибаром. Но статус домашнего рабства оставался неизменным. Подписавшие конвенцию 1926 г. страны в очередной раз осуждали рабство как социальное явление и систему отношений между людьми, основанную на рабстве, а также обязывались бороться с ними. Видимо, боролись или имитировали борьбу только на глобальном уровне, ибо в отдельных странах рабство и его проявления продолжают существовать по настоящее время.

7. Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека?

В число международных договоров о правах и свободах человека, с определенными оговорками, следует включить и Заключительный Акт Совещания по  безопасности и  сотрудничеству в  Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.). Хотя Европейское совещание по безопасности и сотрудничеству стало своеобразной формой закрепления межгосударственных отношений в Европе, сложившихся после Второй мировой войны, важное место в его решениях заняла проблема прав и свобод человека. Не случайно, что Заключительный Акт Хельсинки получил название Договора о правах человека. Он провозглашает десять принципов международной политики, один из которых (седьмой) обязывает государства «уважать человеческие права и  фундаментальные свободы». В последующих документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) эта цель была конкретизирована. Речь идет об обсуждении и согласовании человеческих измерений на конференциях ОБСЕ в Париже (1990 г.), Хельсинки (9—10 июля 1992 г.), Копенгагене (1990 и 1992 гг.), Будапеште (1994 г.), Лиссабоне (1996 г.), Стамбуле (1999 г.). К ним относятся:


• признание плюралистической демократии и правления закона в качестве условий обеспечения уважительного отношения ко всем правам человека и фундаментальным свободам;

• согласие с тем, что правление закона не сводится только лишь к обеспечению формальной законности, но и справедливости, основанной на признании и полном принятии человеческой индивидуальности как высшей ценности (5);

• подтверждение обязательства уважать право каждого государства свободно выбирать и развивать, в соответствии с международными стандартами прав человека, их политические, социальные, экономические и культурные системы.

Многочисленные конвенции и соглашения о развитии прав человека на труд, вознаграждение за труд, приемлемые условия труда, на образование, здоровье и культуру приняты по линии МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и других международных организаций. К сожалению, не все государства подписали эти конвенции и пакты, и не все из подписантов ратифицировали их.

А многие из ратифицировавших эти международные инструменты прав человека государства сделали такие существенные оговорки к ним, что ряд их положений и обязательств потерял всякий практический смысл. Так, первым международным соглашением прав человека, ратифицированным США, была Конвенция по предотвращению и наказанию преступления геноцида. Это произошло в 1988, по истечении 40 лет после подписания и ратификации ее 97 другими государствами. Только после 28 лет со дня подписания США ратифицировали международную Конвенцию по устранению всех форм расовой дискриминации. Лишь в 1992 г., после 26 лет со дня подписания Международного пакта о гражданских и политических правах США ратифицировали его, став 110 государством-участником Пакта. А другой международный пакт — Пакт об экономических, социальных и культурных правах подписан США только в 1977 г., представлен Конгрессу для ратификации еще 20 лет спустя и еще не ратифицирован. А что говорить о других странах? Поэтому абсолютно прав был «Форум тысячелетия» (Нью-Йорк, май 2000 г.) с участием представителей почти всех стран мира и международных организаций, выразив в своем итоговом документе беспокойство «лицемерным поведением государств, которые не учитывают в своем национальном законодательстве ратифицированные ими международные документы в области прав человека. Кроме того, даже при наличии соответствующих национальных законов их осуществление оставляет желать много лучшего»1. Форум выразил обеспокоенность в связи с сохраняющимся выборочным подходом и двойными стандартами в области обеспечения применения норм прав человека на международном уровне. В его документе подчеркивается необходимость в более строгом и ответственном соблюдении международных стандартов в области прав человека, особенно правительствами стран. Само собою разумеется, что пример здесь обязаны показать государства-постоянные члены Совета Безопасности, которые несут особую ответственность за положение в мире с правами человека.