Файл: Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 3 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а изложили свое собственное видение и понимание философии прав и свобод человека. В основе ее лежат «свобода, равенство, справедливость и достоинство», традиционно рассматриваемые африканцами как основные цели своих жизненных устремлений. То есть рядом с западной классической триадой прав и свобод человека африканцы поставили свой квартет прав. Права и обязанности человека рассматриваются в Африканской хартии в тесном единстве. Хартия перечисляет все «права, обязанности и свободы» не только отдельного человека, но и целых народов. Гражданские и политические права не отделяются от экономических, социальных и культурных прав. Осуществление последних является гарантией пользования гражданскими и политическими правами, говорится в ее преамбуле. Каждый человек равен перед законом и должен пользоваться равной защитой закона, провозглашает Хартия. Человек неприкосновенен, он имеет право на жизнь и целостность личности. Никто не может произвольно лишать человека этого права. Согласно 5 статье Хартии, «каждый человек имеет право на уважение достоинства его личности и признание его легального статуса. Все формы эксплуатации и деградации человека, особенно, рабство, работорговля, пытки, жестокость, нечеловеческие и унижающие наказания и обращение должны быть запрещены». Каждый индивид имеет право на свободу и безопасность личности, свободу совести и исповедания своей веры, свободу выбора профессии, и никто не должен произвольно нарушать эти права. Провозглашается право людей «получать информацию» и «выражать, распространять свое мнение в рамках закона». За каждым человеком признается право на свободу перемещения и выбора места жительства в пределах своей страны. Он может покидать страну и возвращаться в нее. Это право может быть ограничено законом в целях «защиты национальной безопасности, закона и порядка, общественного здоровья и морали». Каждый человек имеет право свободно участвовать (прямо или через своих выборных представителей) в управлении своей страной. За каждым индивидом признается «право доступа к общественной собственности и услугам» (ст. 13, п. 3). Право на собственность гарантируется. Оно может быть нарушено в интересах общественных нужд или общих интересов сообщества и в соответствии с законом. Признаются право на труд, права на равное вознаграждение за одинаковый труд, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни. «Продвижение и защита морали и традиционных ценностей сообщества должны стать обязанностью государства» (ст. 17). Семья — природная ячейка и основа общества и должна находиться под защитой государства. Долг государства — помогать семье, являющейся оранжереей человечества, хранительницей морали и традиционных ценностей, признаваемых сообществом. Государство должно стремиться устранять дискриминацию против женщин и охранять провозглашенные в международных соглашениях права женщин и детей. За престарелыми и немощными гражданами признается право на «особые меры защиты с учетом их физических и моральных нужд». Африканская хартия содержит положения, которых не было в других международных инструментах по правам человека. «Все народы равны», — говорится в ее 19 статье. «Все они должны пользоваться одинаковым уважением и одними и теми же правами. Ничто не должно оправдывать господство одного народа над другим». Все
народы должны иметь право на существование, они должны иметь безусловное и неотъемлемое право на самоопределение. Они сами должны определять свободно свой политический статус и следовать по пути экономического и социального развития в соответствии с этим выбором. Признавая права народов, находящихся под колониальной или полуколониальной зависимостью, на освобождение, Хартия провозглашает право каждого такого народа на помощь (экономическую, политическую или культур- 108 109 ную) со стороны государств-участников Хартии в их освободительной борьбе. Статья 21 Хартии провозглашает право всех народов свободно распоряжаться своими богатствами и природными ресурсами. Это право должно использоваться исключительно в интересах народа. Ни в коем случае народы не должны быть лишены их, а в случае лишения они имеют право бороться за их возвращение и на соответствующую компенсацию. Африканские страны должны индивидуально и коллективно реализовать это свое право пользоваться их богатствами и природными ресурсами для укрепления единства и солидарности Африки. Они обязуются предпринимать необходимые меры для ликвидации всех форм иностранной экономической эксплуатации, используемых международными монополиями, и использования национальных ресурсов в интересах коренных народов. Провозглашается право всех народов на экономическое, социальное и культурное развитие с учетом их самобытности и, используя общее наследие человечества. Долгом и обязанностью государств провозглашается обеспечение, индивидуально или коллективно, реализации своего права на развитие. За народами признается права на международный мир и безопасность, а также на удовлетворительную окружающую среду. Все они должны благоприятствовать их развитию. Отношения между народами должны управляться солидарностью и дружбой. Признается право человека на убежище. Но в целях укрепления мира, солидарности и дружественных отношений, говорится в Хартии, подписавшие ее государства должны обеспечить, чтобы любой индивид, пользующийся правом на убежище на его территории, не участвовал в подрывных действиях против страны своего происхождения или любой другой страны, подписавшей Хартию. Их территория не должна использоваться как база для подготовки подрывных или террористических акций против других государств. Вторая глава части первой Африканской хартии прав человека и народов (ст. 7—28) посвящена обязанностям человека и народов. Это тоже является новым моментом в международных документах подобного рода. Контроль за реализацией провозглашенных в Хартии прав возлагается на Комиссию по правам человека и народов, которая будет рассматривать обращения как отдельных людей, так и государств. Эта
Комиссия должна примирять стороны, давать им советы и рекомендации. Первоначально исходили из того, что африканская традиция, основанная на уважении самостоятельности каждого народа и государства, исключает возможности вынесения обязательных постановлений, а соответственно, и учреждение Суда по правам человека и народов не целесообразно. Но реальная жизнь внесла сюда свои коррективы, и африканские страны приняли в 1994 г. решение иметь в континентальной системе защиты прав человека и Африканский Суд по правам человека. Однако, и двадцать два года спустя его подписали только 11 государств, а в силу решение о Суде вступит только после ратификации его 15 государствами. «Африканская Хартия о правах и благосостоянии ребенка» вступила в силу в ноябре 1999 г. Она, повторяя все международно-признанные нормы прав и свобод ребенка, ответственности семьи и общества за социализацию подрастающего человека, запрещает вербовку людей моложе 18 лет или прямое участие лиц такого возраста в военных действиях или внутренней борьбе африканских стран.

11. Опишите основные положения Арабской хартии и Исламской декларации о правах человека.
В силу ряда объективных причин, государствам Азии пока еще не удалось создать континентального института по налаживанию содрудничества проживающих в ней народов, в том числе и в области прав и свобод человека. Однако существующие здесь региональные, цивилизационные и конфессиональные институты пытаются сформулировать философию прав человека и решить проблему в соответствующих сообществах. Так, статья VIII Устава Лиги арабских государств (ЛАГ) обязывает государства-члены этого института «уважать системы государственного устройства других государств и оценивать их как исключительно собственные интересы этих стран». Они должны воздерживаться от любого действия, имеющего целью изменение государственного устройства любой арабской страны. Члены ЛАГ могут заключать между собой и с другими государствами соглашения, которые установят между ними более прочные связи и отношения, нежели те, которые предусмотрены уставом Лиги. В то же время подобные соглашения «не должны связывать и ограничивать других членов». В задачи руководящего Совета ЛАГ входит регулирование сотрудничества между Лигой и другими международными институтами в вопросах мира, безопасности, экономических и социальных отношений, в том числе и защита прав человека. Заметна роль ЛАГ в совершенствовании школьного образования в арабских странах, в борьбе с неграмотностью, в
распространении науки и научных открытий, в борьбе с преступностью и распространении наркотиков, в культурном сотрудничестве арабских стран1. В 1968 г. Совет ЛАГ принял решение о создании постоянно действующей Арабской комиссии по правам человека, которая в том же году провела в Бейруте первую региональную конференцию по правам человека. При ЛАГ создана и функционирует Комиссия по статусу женщин. В 1971 г. членам ЛАГ был представлен проект «Арабской хартии о правах человека». К сожалению, тогда ее рассмотрела и одобрила лишь незначительная часть государств-членов ЛАГ.


Поэтому она не вступила в силу. Но Совет Лиги арабских стран более 20 лет спустя вернулся к этому документу и одобрил его (15 сентября 1994). Пересмотренная версия Арабской хартии о правах человека была принята 22 мая 2004, и вступила в силу 15 марта 2008 г. Согласно статье 1 Хартии, она стремится, в пределах контекста национальной специфики арабских государств и их понимания принадлежности к общей цивилизации, достигнуть некоторых целей. Ими признаются:

1. Поместить права человека в центр ключевых национальных проблем арабских государств, превращая их в высокие и фундаментальные идеалы, которые будут формировать волю людей в арабских государствах и позволят им улучшить свою жизнь в соответствии с благородными человеческими ценностями.

2. Учить людей в арабских государствах гордости за их идентичность, лояльности своей стране, преданности своей земле, истории и общим интересам, прививать им культуру человеческого братства, открытости и терпимости к другим в соответствии с универсальными принципами и ценностями, провозглашенными в международных инструментах прав человека.

3. Подготовить новые поколения в арабских государствах к свободной и ответственной жизни в гражданском обществе, которое характеризуется солидарностью, основано на балансе между пониманием прав и уважением к обязательствам, и управляется ценностями равенства, терпимости и умеренности.

4. Укреплять принцип, что все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными.

Арабская Хартия, как и международные Пакты, начинается с права на самоопределение и признает права народов на национальный суверенитет и территориальную целостность. Она рассматривает все формы расизма, сионизма, оккупацию и иностранное господство несовместимыми с человеческим достоинством и главными препятствиями на пути осуществления фундаментальных прав народов. Поэтому, народы имеют право сопротивляться иностранной оккупации. Мужчины и женщины равны относительно человеческого достоинства, прав и обязательств в пределах структуры положительной дискриминации, установленной шариатом и другими божественными законами в пользу женщин. Смертная казнь допускается за самые серьезные преступления, «но ни в коем случае не должна быть вынесена за политические преступления».