Файл: 1. Государственное регулирование оплаты труда в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание



Введение………………………………………………………………………….3

1. Государственное регулирование оплаты труда в России……………...…..5

1.1 Оплата труда: понятие, функции, формы…………………………………..5

1.2 Государственное регулирование оплаты труда в России……...….………7

1.3. Законодательное установление минимума заработной платы…………...9

1.4 Индексация доходов и начисленной заработной платы…………………………………………………………………………….11

2. Анализ оплаты труда и специфика регулирования России.……….………………………………………………………………….13

2.1Анализ оплаты труда и ключевые показатели в России …………………13

2.2. Перспективные развития оплаты труда в России …………………...…..21

Заключение………………………………………………………………….…..26

Список использованных источников………………………………………….29














Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях нестабильности мировой системы, государство уделяет достаточно большое внимание социальной защите и социальной политике населения. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в данной отрасли, имеется ряд спорных вопросов, которые более детально будут рассмотрены в данной работе.

На сегодняшний день, социально-экономическая политика и вообще социальный вектор является одним из важнейших направлений функционирования государства в условиях современного мирового хозяйства. Ведь именно народ и обеспечение его жизнедеятельности является одной из ключевых задач государства.

В этой связи, государство активно проводит политику, направленную на подержание слабозащищенных слоев населения, устанавливает и выплачивает минимальный размер оплаты труда, поддерживает пенсионеров и прочее. Основные средства, за счет которых реализуются данные направления как правило поступают из налоговых поступлений и средств социальных фондов. Для государства социальная политика – важное стратегическое направление, ведь о того, насколько качественно будет выполняться данная политика, зависят основные макроэкономические показатели государства не только в текущий момент времени, но и долгосрочной перспективе.


Объектом исследования в работе выступает оплата труда и социальная политика.

Предмет исследования – изучение особенностей оплаты труда и социальная политика в РФ.

Целью данной работы является исследование текущего состояния оплаты труда и социальной политики в РФ и перспектив их дальнейшего развития.

Задачами данной работы являются:

1.Изучить понятие, функции, формы и оплаты труда;

2.Исследовать государственное регулирование оплаты труда в России;

3.Рассмотреть законодательное установление минимума заработной платы;

4.Выяснить специфику индексацию доходов и начисленной заработной платы;

5.Оценить роль социальной политики в регулирования заработной платы;

6.Провести анализ минимальной оплаты труда в РФ;

7.Предложить направления развития оплаты труда в РФ..

При написании работы применялись методы статистики и анализа.

Основу написания работы составили труды авторов, таких как Алексеева С.Г., Кулюкина А.Д., Баринов А.Д, Бондаренко Н.А., Демьянова И.О и т.д.

Работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения и списка использованной литературы.

1 Государственное регулирование оплаты труда в России

1.1 Оплата труда: понятие, функции, формы
В настоящее время планирование средств на оплату труда является важнейшим фактором, определяющим мотивацию сотрудника на эффективное выполнение своих должностных обязанностей в краткосрочном периоде и на конструктивное взаимодействие — в долгосрочном. Более того, планирование средств на оплату труда и выплат социального характера в организации оказывает непосредственное влияние на показатели развития человеческого капитала сотрудника, его способность эффективно адаптироваться к запросам конкурентного окружения организации. Изменения в социальной и экономической политики страны оказывают влияния на политику организации в области оплаты труды, социальной поддержки и защиты работников. 1

Оплата труда является не только одним из параметров объективного планирования производственно-хозяйственной деятельности, но и элементом, оцениваемым с субъективных позиций работника с учетом таких категорий, как справедливость и разумность. Кроме того, заработная плата рассматривается работником как один из источников поддержания выбранного уровня жизни и в связи с этим оценивается по различным критериям с другими источниками. Важное значение при этом играет также и социальный пакет, который
воспринимается работником как дополнительный доход, ценность которого напрямую коррелирует с удовлетворением за счет данного социального пакета его актуальных потребностей. Противоречивость возникает из-за разных взглядов на оценку оплаты труда между работником и работодателем.

Работник ценит заработную плату как уровень своего благосостояние, а работодатель заинтересован в снижении уровня своих издержек, но в то же время на получение прибыли от эффективного результата работы. В связи с чем сложилась кризисная ситуация на рынке труда, которая заключается в следующем.

Во-первых, в связи с корон вирусной инфекцией произошло объективное ухудшение уровня жизни значительного числа работников, что привело к снижению ожидаемых среднеотраслевых доходов и их структуры.

Во-вторых, заработная плата перестала быть стимулирующим фактором. Так же наблюдается различие в оплате труда по отраслям и внутри их профессионально квалифицированных группах. Наибольшие различие отраженно в заработной плате между работниками предприятия и их директорами. Но самая глобальная проблема в организации заключается в систематической невыплате заработной плате трудящимся. Неплатежи заработной платы привели к значимости других источников доходов, таких как пособия, компенсации и доходы от личного подсобного хозяйства. Трудовой доход работника определяются его личным вкладом, на основании конечных результатов предприятия, регулируется налогами и не ограниченным максимальным размером. 2

Минимальный размер заработной платы всех работников предприятия устанавливается законодательством. Оплата труда работников является сложной социально-экономической категорией. В зависимости от уровня экономических отношений, оплата труда может рассматриваться как:

– инструмент распределения национального дохода на всех уровнях экономических отношений: макро-, мезо- и микроэкономическом;

– сформированная в соответствии с законами данного рынка компенсация одному из участников рынка, работнику, другим участником рынка, работодателем, за выполнение эквивалентной по ценности работы;

– инструмент конкурентного участия работодателя на рынке труда, обеспечивающий возможность привлечения работников на взаимовыгодных условиях для долгосрочного либо краткосрочного сотрудничества;

– цена труда, по которой данный работник готов продать соответствующий фактор производства, а его работодатель — купить данный фактор производства;


– инструмент мотивации работника на эффективное участие в трудовом процессе на регулярной основе;

– форма обеспечения возможности для работника участия в разделении труда, предусматривающая создание у работника условий приобрести на рынке все необходимые атрибуты для занимаемой им позиции, в том числе оплатить повышение квалификации и иные актуальные с точки зрения работодателя потребности данной компетентностной модели. 3

С точки зрения организации оплата труда ее сотрудника рассматривается как инструмент обеспечения лояльности сотрудника организации и гарантированности выполнения данным сотрудником его производственных обязанностей.
1.2 Государственное регулирование оплаты труда в России
В период подъёма экономики государство должно следить за уровнем доходов и заработной платы населения, так как граждане должны быть уверены в гарантиях по выплате и росту заработной платы. Российское государство в последние годы накопило достаточный опыт по-новому выстраивать линию своего развития: оно участвует в этом процессе, косвенно регулирует доходы работников с помощью налогов, устанавливает минимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума и т. д.

В то же время остается острой проблема преодоления неравенства и бедности, поэтому государственная политика регулирования доходов выступает средством преодоления неравенства и бедности, которое осуществляется через регулирование доходов населения и их перераспределение через государственный бюджет. Стоит вопрос построения научно обоснованных моделей стимулирования труда на основе научных изысканий и практики организации труда: нормирование, учет количества и качества труда, условий труда. Важнейшим фактором повышения производительности труда и трудовой мотивации в коллективах является справедливая система оплаты труда. 4

В Конституции РФ (7 статья) говорится, что «РФ — социальное государство», его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия способствуют обеспечению каждого члена общества определённым минимальным уровнем благосостояния и отсутствие бедности. Государственная политика доходов является главным средством преодоления неравенства и бедности. Для регулирования системы оплаты и рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами, которая определяет основные задача государственной системы управления трудовыми ресурсами.


Демократизация общественной жизни, переход на рыночные отношения, позволяющие расширение прав и самостоятельности трудовых коллективов в деятельности, дают право выбора и разработки своих моделей заработной платы, установления форм системы и размера оплаты, иначе возможны социальные конфликты, снижение уровня жизни населения.

Осуществляя свою цель по регулированию денежных доходов, государство обеспечивает возможность потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, который составляет основу прожиточного минимума.

Государство при помощи системы социальных гарантий и социальной защиты проводит перераспределение и регулирование доходов за счет бюджета и внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования) и строго следит, чтобы система социальной защиты малоимущих действовала на уровне федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления. В условиях инфляции основной форой социальной защиты населения является создание эффективного механизма индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, которое позволяет хотя бы частично возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. Эта чрезвычайно острая проблема регулирования уровня доходов и заработной платы направлена на поддержание покупательской способности граждан.

Такую же важную роль в регулировании заработной платы и доходов осуществляют налоги. Потенциал налоговой системы в современной России велик, но ее систему следует менять. Используя прогрессивную шкалу обложения налогами доходы, тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное.
1.3 Законодательное установление минимума заработной платы
В соответствии со ст.129 ТК РФ, под заработной платой понимают денежное вознаграждение, которое выплачивается работнику за исполняемые им профессиональные навыки. Размер оплаты будет зависеть от квалификации сотрудника, сложности его рабочего процесса и качества сделанной работы.

На законодательном уровне закреплены положения, согласно с которыми каждый человек должен получать справедливую оплату своих обязанностей по трудовым соглашениям, которая не может подлежать дискриминации по любым признакам и устанавливается на уровне, который не составляет меньше, чем установлено в федеральном законодательстве.