Файл: 1. Государственное регулирование оплаты труда в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приоритетным направлением государственного регулирования заработной платы в России является зарплата бюджетникам. Ее результат зависит от новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы (НСОТ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум являются важными социальными показателями, связанными между собой. На них опирается экономика страны и планируются бюджеты на федеральном и региональном уровне.

Новая система оплаты труда работников бюджетной сферы введена в действие с 1 декабря 2008 г., ее главное назначение – повысить заработную плату бюджетникам, а также является действенным механизмом, стимулирующим эффективность труда. Новая система оплаты труда разделяет заработную плату на две части: гарантированную – ее получает работник за исполнение должностных обязанностей, и стимулирующую часть – ее размер зависит от того, насколько качественно и эффективно работал сотрудник

В нашем трудовом кодексе указано, что метод расчета МРОТ может быть самым разнообразным, однако в отношении этого показателя устанавливаются следующие правила:

1.суммарный показатель минималки не должен быть меньше, чем уровень прожиточного минимума для того или иного региона;

2.определение МРОТ полностью возложено на федеральное законодательство;

3.МРОТ гарантированно предоставляется всем наемным работникам, которые исполняют свои обязанности по трудовым договоренностям за определенный временной отрезок;

4.минимальный размер оплаты устанавливается для каждого субъекта РФ по отдельности, и он будет тесно связан с данными о прожиточном минимуме для конкретного региона.

Стоит отметить, что несмотря на норматив, согласно с которым зарплата не может быть меньше МРОТ, устанавливаются ограничения, которые связаны с рабочей нормой по времени. Если человек в неделю находится на рабочем месте менее 40 часов, то сумма его заработка с точки зрения МРОТ будет определена в процентном соотношении. 5

МРОТ определяется несколькими путями: законодательно, неформально и по согласованию с профсоюзами. Чаще всего мы сталкиваемся с теми значениями минималки, которые определены федеральным законодательством.  Именно этот размер, указанный в соответствующей документации, является своеобразной точкой отсчета для работодателей в вопросах начисления зарплаты и формирования системы окладов на предприятиях.

1.4 Индексация доходов и начисленной заработной платы
Индексация доходов населения -- одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль.

Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности

Более детально процесс исследования механизма государственного регулирования оплаты труда и социальной политики РФ будет рассмотрен в следующей главе.

2 Анализ оплаты труда и специфика регулирования России

2.1 Анализ оплаты труда и ключевые показатели в России
Цифровая экономика активно вошла в повседневную жизнь и затрагивает ряд основных макроэкономических показателей государства, в том числе и уровень ВВП
6



Рис 2.1 – Уровень ВВП РФ в %
Данные рисунка 2.1 показывают, что начиная с 2017 года уровень ВВП РФ незначительно вырос. Далее рассмотрим размер номинального ВВП РФ.



Рис 2.2 – Размер номинального ВВП России, млрд. долларов США

Данные рисунка 2.2 также являются наглядным отображением нестабильной обстановки в национальной экономике: показатель номинального ВВП РФ также имеет негативную тенденцию к снижению. 7



Рис 2.3 – Динамика объема промышленного производства России, %
При снижении уровня ВВП и номинального ВВП абсолютно логично падает и совокупный объем промышленного производства страны.

В отраслевой структуре ВВП РФ, основная доля приходится на промышленность и отрасли непроизводственной сферы. Отобразим динамику покупательной способности рубля в соотношении с данными мировыми валютами. Начнем исследование покупательной способности рубля к евро. Данные отобразим на рисунке 2.4



Рис 2.4 – Динамика курса рубля к евро

Как можно заметить из данных рисунка 2.4., динамика курса рубля к евро стремительно выросла за последние годы начиная с 70 рублей в 2017 году и заканчивая 77 рублями в 2019 году. 8



Рис 2.5 – Соотношение рубля к доллару
Переориентация кластерной политики в РФ, введенные экономические санкции Запада против РФ негативно сказываются на общей динамики торговой политики и таких показателей как импорт, экспорт, товарооборот и сальдо.

Проведем анализ статистических показателей доходов населения РФ. Начнем с исследования динамики доходов населения РФ.



Рис 2.6 – Динамика доходов населения РФ в тыс. руб.
Как можно заметить из данных рисунка 2.6., за последние годы можно наблюдать рост доходов населения РФ с отметки в 39,9 тыс. руб в 2017 году, до отметки в 44,6 тыс. руб. в 2019 году. 9



Рис 2.7 – Динамика среднедушевых доходов населения РФ в тыс. руб.
В худшем положении оказался Северо -Кавказский федеральный округ, у которого доходы населения возросли всего лишь на 3980 руб. (на 25,93 %). Наибольшее увеличение потребительских расходов населения было зафиксировано в Центральном и Дальневосточном федеральных округах.
10

В источниках доходов населения выделяют: оплату труда, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности и операции с собственностью и прочие.



Рис 2.8 – Ранжированная структура доходов населения в РФ %

Основная часть доходов населения формируется закономерно за счет оплаты труда (более 65 %). Далее по убыванию находятся социальные выплаты (примерно 18 %), доходы от предпринимательской деятельности и операции с собственностью соответственно составляли около 9 и 6 % 11



Рис 2.9 – Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в РФ в тыс.руб
Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций в РФ в 2019 г. по сравнению с 2013 г. возросла на 9431 руб. (на 39,81 %). За изучаемый период она увеличивалась в наибольшей степени в Северо- Кавказском федеральном округе на 6810 руб. (47,54 %).



Рис 2.10 – Динамика среднего размера назначенных пенсий в РФ и федеральных округах страны в тыс. руб.

Средний размер назначенных пенсий в нашей стране в 2019 г. составил 12072 руб., что на 3799 руб. (на 45,92 %) меньше, чем в 2010 г. Самый высокий показатель был зафиксирован в Дальневосточном федеральном округе, за изучаемый период он увеличился на 4559 руб. (на 46,94 %)



Рис 2.11 – Дифференциация доходов населения РФ
Дифференциация населения России по уровню доходов в 2019 года не претерпела изменений по сравнению с 2017 годом, следует из данных Росстата.



Рис 2.12 – Структура использования доходов населения РФ в %
Таким образом, подводя небольшой итог можно сказать о том, что показатели качества жизни являются одними из ключевых в системе оценки благосостояния населения страны. Немаловажное значение имеет и коэффициент Дженни, речь о котором более предметно пойдет в следующем параграфе.

Уровень минимального размера оплаты труда несмотря на рост, находится на достаточно низком уровне в сравнении с мировыми странами. Общая динамика представлена на рисунке 2.13



Рис 2.13 – Уровень МРОТ в РФ в тыс. руб.


Аналогичные показатели можно наблюдать и в динамике величины прожиточного минимума, графическое отображение которого представлено на рисунке 2.14



Рис 2.14 – Величина прожиточного минимума в РФ в тыс. руб.

Существенные различия в сфере доходов населения РФ приводят к тому, что в последнее время в РФ существенно выросло число бедного населения, совокупная динамика которого отображена на рисунке 2.15



Рис 2.15 – Динамика бедного населения РФ в млн
Государственное регулирование доходов населения является одним из направлений всего совокупного механизма государственного регулирования экономики в РФ. Регулирование доходов населения РФ направлено на централизованное воздействие государства по средствам различных инструментов на рынок труда, спрос и предложение на нем и установление оптимального уровня доходов населения за определенный уровень выполненных работ.

Далее исследуем коэффициент Джини в Российской Федерации и других европейских государствах. Результаты проведенного исследования представим на рисунке 2.16



Рис 2.16 – Коэффициент Джини в Российской Федерации и других европейских государствах

Государственное регулирование рынка труда и качества жизни являются одним из направлений всего совокупного механизма государственного регулирования экономики в РФ.

На развитие уровня и качества жизни населения РФ оказывают негативное влияние ряд проблем, речь о которых более предметно пойдет в следующем параграфе.
2.2 Перспективные развития оплаты труда в России
В качестве мероприятий по политике перераспределения доходов населения, государство реализует ряд мероприятий, среди которых:

1. Повышение общего уровня финансовой грамотности населения. Стоит отметить, что правительство России, в частности министерство финансов, министерство экономического развития, а также центральный банк, федеральная налоговая служба и другие экономические службы предпринимают для этого множество усилий. Однако по оценкам экспертов для формирования рыночного мышления России понадобится 25–50 лет. 12

2. Проведение налоговой реформы и введением прогрессивной шкалы налогообложения, но принимая во внимание менталитет российского населения следует отметить что эффективность введения прогрессивной шкалы налогообложения оценить крайне затруднительно в силу выше указанных причин (сокрытию доходов и уклонения от налогов). Более того, проведение государственной налоговой реформы влечет за собой значительные финансовые затраты, а в современных экономических условиях Россия не способна выделить такие средства для достижения этих целей, поэтому в перспективе ближайших лет проведение налоговой реформы не представляется возможным.