Файл: Вопросы к экзамену предмет возрастной психологии. Актуальные задачи возрастной психологии. История развития возрастной психологии. Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВЫГОТСКОМУ: 3 ГРУППЫ по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека.Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем.

Периодизация по Выготскому:

кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет - школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет.

Периодизация по Эльконину: кризис новорожденности – младенческий(0-1г) – раннее детство(1-3г.) – кризис 3 лет – дошкольный (3-7л) – кризис 7 лет – младший школьный(7-10г) – предподростковый кризис – подростковый(10-13л) – кризис 13 лет – старший школьный ранняя юность(15-17лет) – кризис перехода к взрослости (18-20л) – поздняя юность (17-21г)

  1. Исторический анализ понятия «детство». Идеи Д.Б. Эльконина, Ф. Ариеса, Л. Демозо.

Детство – это период от новорожденности до социальной и психологической зрелости.

Эльконин: Психологический возраст не равен биологическому. Детство – период парадоксов. Парадокс, определяющий детство: чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее он при рождении. Длительность детства обусловлена уровнем материальной и духовной культуры общества. Д.Б. Эльконин считал, что детство возникает тогда, когда ребенка еще нельзя включить в систему общественного производства. В ходе истории развития человечества (филогенетически) в связи с развитием орудий труда последовательность возникновения основных видов деятельности такова: трудовая, учебная, игровая. В онтогенезе – игровая, учебная, трудовая.

Ариес: долгое время понятие детство не имело значения, До этого времени фактически и не было знаний об особенностях и природе детства. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным.
Безразличие к детству, по мнению Ф. Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Первым признаком преодоления безразличия к детству служит появление в 16 в. надгробных барельефов и портретов умерших детей. Их смерть, как пишет Ф. Арьес, начала переживаться как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие.

Демоз: подразделяет всю историю детства на 6 периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

1. Инфантицидный стиль (с древности до 4 в. н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Символом этого стиля служит образ Медеи. Причина – низкий уровень материального производства.

2. Бросающий стиль (4—13 вв.). Как только культура признает наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенок остается для родителей объектом проекций, реактивных образований и т.д. Главное средство избавления от них — оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Младенца сбывают кормилице, либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетенным в собственном доме. Символом этого стиля может служить Гризельда, оставившая своих детей ради доказательства любви к мужу.

3. Амбивалентный стиль (14—17 вв.) характеризуется тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, однако ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи — "лепка" характера, как если бы ребенок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, "выколачивая" своеволие как злое начало.

4. Навязчивый стиль (18 в.). Ребенка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода, родители становятся к нему значительно ближе. Однако это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это усиливает конфликты отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (19 — середина 20 в.) делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировку его воли

, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Этот стиль может иметь разные теоретические обоснования, от фрейдовской "канализации импульсов" до скиннеровского бихевиоризма и социологического функционализма, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.

6. Помогающий стиль (начинается в середине 20 в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или "формировать" его как личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда — стремление к эмоциональной близости с детьми, пониманию, эмпатии и т.д.

  1. Пренатальная психология: задачи и перспективы.

Перинатальная психология – наука о психологическом контексте появления ребенка на свет (мотивах его зачатия, психологии беременных и процессах, происходящих в семье будущего ребенка), а также о закономерностях возникновения и развития психики плода и новорожденного.

Задачи перинатальной психологии можно сформулировать следующим образом. 1. Определение роли психологических (в том числе, семейных) факторов в процессах зачатия, беременности и родов 2. Исследование влияния различных болезней женщины на ее отношение к зачатию, беременности, родам 3. Разработка методов психологического исследования, адекватных для решения задач перинатальной психологии. 4. Создание методов раннего психологического вмешательства, направленного на оптимизацию течения перинатального периода 5. Разработка методов психологической и психотерапевтической помощи в ситуациях перинатальной утраты и рождения больного ребенка 6. Решение психологических проблем, возникающих в связи с применением современных технологий борьбы с бесплодием. Их решение позволит снизить количество осложнений во время беременности и родов, количество новорождённых с нервно-психическими расстройствами (в том числе, за счёт уменьшения применения медикаментозных средств).

  1. Психическое развитие в младенчестве.

Кризис новорожденности – от рождения до 2 мес. – переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни. Для нормального развития необходимо нормальное окружение
, любящее, внимательное, самое главное ощущение – потребность в тактильном контакте: прижат, взят на руки, таким образом снимается тревожность от периода родов. Чем больше стимулов из среды, тем лучше развивается. Если жизненно-важные потребности (еда, вода, сухость), потребность в теплых эмоциональных отношениях (сначала односторонне впитывает любовь) удовлетворены, на втором месяце жизни появляется первая социальная реакция – «комплекс оживления», т.к. направлена на взрослого, который ухаживал за ним, удовлетворяя его потребности (не обязательно мать), ребенок адресует, демонстрирует радость (положительные эмоции по отношению к близкому) по поводу его появления. Первая ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение (восприятие мира на эмоциональном уровне). По Э. Эриксону, в младенческом возрасте формируется базовое доверие – недоверие к миру. Особенности социальной ситуации развития – ребенок живет с помощью взрослого, как бы через взрослого, он источник и условие, он удовлетворяет его потребности, ребенок как бы слит со взрослым – ситуация психологической слитности ребенка и взрослого – ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого - Мы. Психические новообразования первого полугодия: 1. Развитие ощущений 2. Развитие восприятия 3. Комплекс оживления Со второй половины еще одна – манипулятивная деятельность. Психические новообразования: 1. Перцептивные действия – как бы интериоризация сведений о качествах предмета 2. Перцептивная память 3. Начинает складываться ситуативно-деловая форма общения. Мало улыбки и взгляда, хочу больше! 4. Формируются представления о предмете. 5. способности ребенка устанавливать первые причинно-следственные связи, типа «Что будет, если…» 6. значительное развитие речи 7. Овладение ходьбой. 8. САМОЕ ГЛАВНОЕ мотивирующие представления - приобретенный опыт откладывается в виде образов, представлений, которые начинают мотивировать(повышение самостоятельности, хочет сам действовать). Кризис первого года – требование расширить сферу его активности (мировоззренческий кризис по Д.Б. Эльконину). Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Общение с родным взрослым – ситуативно-личностное.

  1. Психическое развитие в раннем возрасте.

Формула ССР: «ребенок-предмет-взрослый». Содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов
(функций предметов) или познание мира человеческих предметов. Разворачивается общение – ситуативно-деловое. Своеобразие ССР раннего возраста, по Д.Б. Эльконину, в том, что теперь ребенок живет не за счет взрослого, не вместе с ним, а с его помощью. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Итак, манипулятивная деятельность направлена на результат, познание свойств предмета, а предметно-манипулятивная – на предмет с учетом его функционального назначения. Новообразования: 1. Освоение способов и правил действия с предметами 2. Восприятие доминирует, т.к. наглядность ситуации. 3. Формируются наглядные формы мышления – наглядно-действенное(проб и ошибок) и наглядно-образное(вспомнил что стул помог). 4. Развитие воображения (процесс создания новых образов) и знаково-символической функции сознания. 5. Обладание активной речью. 6. Развитие общения со сверстниками (Со сверстниками сначала рядом «игра рядом», могут не обращать внимания, но позволяют играть в своем интимном пространстве. Затем «отзеркаливают» подсмотренные действия, часто конфликтуют по поводу игрушек (не эгоизм) – эмоционально-практическая форма, по М.И. Лисиной. 6. Развитие самостоятельности и самосознания. Образ себя появляется к концу 2-го года жизни. Местоимение «Сам» (убедившись, что хороший, идет дальше, требуя похвалы, но других качеств (спираль!) – теперь признай, что взрослый, большой (как папа, как взрослый). Сам – отдай активность! «Я», наполненное определенным содержание: умелый, как взрослый, способен действовать с предметами. По М.И. Лисиной, Я – гордость за свои достижения. Кризис 3-х лет (по Д.Б. Эльконину кризис отношений): «Семизвездие симптомов кризиса»: Деспотизм, Негативизм, Обесценивание взрослых, Строптивость, Своеволие, Упрямство, Протест-бунт. Психологическое отдаление от близкого взрослого. Кризис протекает как кризис соц.отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. «Гордость за свои достижения». Зафантазировал, что взрослый – готов к дошкольному возрасту! Не ломать – понять!

  1. Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Особенности ССР – возникшая у ребенка потребность быть взрослым реализуется в особом виде деятельности – игровой (сюжетно-ролевая игра), ее особенности зависят от окружающей ребенка среды. В связи с этим особое значение для развития ребенка приобретает образ идеального взрослого. Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций: водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.