Файл: Конец формы задачи9 задачи10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 505

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Лечение неврастении в начальной стадии направлено на упорядочение режима труда и отдыха, устранение причины эмоционального перенапряжения, общее укрепление организма (регулярное питание, витаминотерапия, общеукрепляющее лечение, психотерапия). При необходимости — перемена работы. В тяжёлых случаях (гипостенической неврастении) показано лечение в стационаре, применение наряду с общеукрепляющими средствами антидепрессантов и транквилизаторов. Прогноз благоприятен.

Задание № 26

Пациент — инженер-программист, 32 года.

Проблема. Обратился на прием по направлению кардиоло­га в связи с устойчивыми жалобами на наличие упорных болей в предсердечной области, наличие сердцебиения, общую слабость; указанные жалобы послужили поводом для многократных обра­щений к врачам интернистам на протяжении последних 7-ми месяцев. Больной выступил инициатором многочисленных кон­сультаций, инструментальных обследований и различных ана­лизов, так как оставался неудовлетворенным всякий раз, когда констатировалось отсутствие данных, свидетельствующих об от­сутствии у него какой-либо органической патологии. Оставаясь при твердом убеждении в том, что у него есть какое-то заболева­ние сердца, не выявленное специалистами, пациент употребля­ет по собственной инициативе ежедневно до флакона валокардина и упаковки валидола. Исчерпав тарифный отпуск, полнос­тью посвященный обследованию и “лечению”, взял отпуск за свои счет, чтобы продолжить свое пребывание под наблюдением врачей.

Анамнез. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена, но у матери больного отмечается повышенная озабоченность состоянием собственного здоровья. В детстве перенес две легкие черепно-мозговые травмы; в школе учился хорошо, проявляя особый интерес к математике,вычислительной технике. С хорошими оценками окончил политехнический институт и очень скоро стал одним из наиболее авторитетных в своем городе инженеров-программистов. Поведение на протяжении всей жизни, по словам брата больного, отличалось «особой правильностью», отсутствием каких-либо вредных привычек. Имеет репутацию суховатого, целеустремленного человека. Никогда не был женат, живет с родителями. За месяц до появления описанной симпто­матики прекратился едва ли не единственный в его жизни эпизодболее или менее частых встреч с женщиной.


Состояние при осмотре. Доступен контакту, не обнаружива­ет явных признаков подавленности и встревоженности, хотя на словах, «крайне озабочен своим здоровьем». Обращает внимание бедность мимики, жестикуляции, немодулированность голоса во время сообщения жалоб, рассказов о «крайней тяжести» своего со­стояния. Весьма подробен в описании своих обследований и их результатов. Фиксирован на изложении своих телесных ощуще­ний, но не выделяет при этом каких-либо неприятных эмоциональ­ных переживаний. Не высказывает мнения о наличии у него ка­кого-либо конкретного заболевания, но в тоже время не верит, что у него отсутствует реальная органическая патология; бредовых концепций в отношении мнимой соматической патологии не вы­явлено.

Обсуждение диагноза. Органической соматической патоло­гии не выявлено. Грубых знаков органического поражения ЦНС не обнаружено.

Ведущим в клинической картине расстройства являются до­статочно стойкие жалобы на наличие соматических симптомов (одышка без нагрузки, боли в грудной клетке), имеет место так­же упорный отказ принять медицинское заключение об отсут­ствии достаточных соматических причин имеющихся телесных симптомов, отмечаются постоянная озабоченность в связи с на­личием указанных симптомов, приводящая к постоянному кон­сультированию и самолечению. Приведенные признаки отчасти соответствуют критериям соматизированного расстройства, однако длительность его существования остается недостаточной (7 мес. Вместо 24-х), а общее количество симптомов не достигает необходимого.

Недифференцированное соматоформное расстройство (F45.1).

Основная роль в лечении принадлежит психотерапии. Фармакотерапия имеет цель создать возможности психотерапии и проводится для коррекции сопутсвующих симптомов. Выбор лекарственных средств в каждом случае определяется особенностями симптоматики и сопутствующих проявлений. Для фармакотерапии используются следующие группы лекарственных средств: лекарственными средствами первого выбора являются антидепрессанты (трициклические и группы СИОЗС); лекарственными средствами второго выбора являются бета-блокаторы и нормотимики; на начальных этапах лечения возможно сочетание антидепрессанта с бензодиазепином; также используются нейролептики с седативным эффектом, как лекарственные средства резерва при выраженной тревоге, которую не удается купировать бензодиазепинами. Кроме того, терапию соматоформных расстройств необходимо дополнить вазоактивными, ноотропными препаратами и вегетостабилизаторами.



Задание № 27

Пациент — шофер, 29 лет.

Проблема. Обратился на прием в связи с наличием самопро­извольно возникающих ярких воспоминании о происшедшей за месяц до обращения за помощью катастрофы. Пациент работает личным шофером; катастрофа произошла во время быстрой езды по загороднему шоссе: его начальник, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, на ходу открыл дверцу автомобиля и нечаянно вывалился, получив при этом смертельные поврежде­ния. По словам очевидцев, пациент, увидев окровавленный труп, на несколько минут убежал в близлежащую лесополосу, но потом вернулся к месту происшествия. Пациент обращает внимание, что после пребывания в описанной ситуации стал раздражительным, рассеянным, плохо спал по ночам.

Анамнез. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Детство протекало в удовлетворительных материаль­ных условиях, отношения с родителями и сверстниками были до­статочно ровными. Окончил 8 классов общеобразовательной шко­лы и техникум. Отслужил в армии полный срок, демобилизовал­ся в звании старшего сержанта и имел благодарность. Работе по специальности предпочел стать высокооплачиваемым шофером на частной фирме. Женат, имеет 5-летнего сына, отношения в се­мье ровные. На протяжении сей жизни ничем кроме ОРЗ никогда не болел.

Состояние при осмотре. В беседу вступает охотно; откровен­но рассказывает о своих ощущениях. В достаточной мере следит за своим внешним видом, аккуратен, выглядит уставшим, акцен­тирует внимание на вспыльчивости, раздражительности, пережи­вании многократно повторяющихся воспоминаний о происшедшей аварии, сопровождающихся “отчуждением” и отрешением от окружающего. Ориентирован в окружающем и собственной лич­ности. Суждения логичные, последовательные. Бредовых идей выявить не удалось. Обнаруживает выпадение памяти на период непосредственно последовавший за гибелью пассажира (не помнит как уходил в лесополосу). Отмечает, что стал “нервничать за ру­лем”, старался не выезжать за черту города, т.к. загородные трас­сы напоминают ему о дороге, на которой произошла катастрофа. Говорит, что в определенной мере утратил способность чему-либо радоваться, отмечает трудности с засыпанием, поверхностный сон.

Соматической патологии не выявлено. Грубых знаков органи­ческого поражения ЦНС не обнаружено.

Обсуждение диагноза. Расстройство, проявляющееся у паци­ента непроизвольными чрезвычайно живыми воспоминаниями о перенесенном (типе flash-backs) развилось после экспозиции мас­сивному стрессу.
Имеет место также избегание ситуаций, напо­минающих стрессовую, амнезия части стрессовой ситуации, на­рушения сна, снижение сосредоточения внимания, раздражитель­ность.

Посттравматическое стрессовое расстройство (Р43.1).

Наиболее эффективны антидепрессанты группы СИОЗС, препараты, воздействующие на мелатониновые ­рецепторы, и транквилизаторы[3].
Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни
 медикаментозным и психотерапевтическим, после — преимущественно психотерапевтическим.


Задание № 28

Пациент — инженер, 42 года.

Проблема. Самостоятельно обратился с жалобами на то, что уже около года страдает от приступов страха умереть, сопровождающихся тахикардией, общей дрожью, одышкой, болью в груди, слабостью, чувством нереальности происходящего. Подобное стояние впервые развилось у больного в переполненном троллейбусе: рядом с ним упал и на глазах больного умер от инфаркта пожилой пассажир. Вскоре после этого развился страх перед людными местами, большими скоплениями людей. Из за этого стра­ха стал утром добираться на работу пешком, для чего ему прихо­дилось просыпаться значительно раньше, чем раньше; вечером старался дождаться на работе пока минует “час пик” чтобы не ехать в переполненном общественном транспорте

Анамнез. Наследственность нервно-психическими заболеваниями не отягощена. В детстве несколько раз болел простудными заболеваниями, развивался в обычном темпе. В армии не служил нс сразу после школы поступил в институт. Женат, семейные от­ношения удовлетворительные. Описывая свой характер, называ­ет себя «мнительным и даже немного трусоватым, хотя всегда скрывавшим это». Близко к сердцу принимал рассказы о болезнях других людей; нередко «примерял » чужие диагнозы к себе, пытаясь отыскать сходные симптомы. После появления симптоматики, послужившей поводом для настоящего обращения, прошел обследование у терапевта и невропатолога, не выявивших свидетельств в пользу наличия у него каких-либо органических заболеваний.