Файл: Концепция, основные характеристики и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Военные суды - судебные органы, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, а также в органах и формированиях, в которых военная служба предусмотрена действующим законодательством. Основное различие между военными судами состоит в том, что, во-первых, они создаются без учета национального государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации, а также применительно к структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, а, во-вторых, они рассматривают и разрешают, в основном, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнослужащими во время их военной подготовки.   

Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, третейские суды субъектов Российской Федерации) осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел. сослались на их компетенцию.  

Прокуратура - государственный орган, основной задачей которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории Российской Федерации, включая органы, борющиеся с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связующим звеном между предварительным следствием и судебными органами (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуратура утверждает обвинительные заключения по делам, возбужденным на предварительном следствии, и поддерживает обвинение в суде. Кроме того, прокуратура, как правоохранительный орган, осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, органами управления и контроля, юридическими лицами и т. д.   

Органы предварительного следствия (следователи прокуратуры, органов внутренних дел и федеральной службы безопасности) проводят расследование уголовных дел в пределах своей компетенции. В своей деятельности органы предварительного расследования взаимодействуют с полицией. При расследовании уголовных дел органы предварительного следствия обеспечивают надлежащие условия для работы судов общей юрисдикции и военных судов по отправлению правосудия. Компетенция следователей этих ведомств определяется уголовно-процессуальным законом в зависимости от предмета (т. е. с учетом квалификации совершенных преступных действий). При этом следователи прокуратуры, помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной юрисдикции, также наделены правом проводить предварительное следствие и по делам, расследуемым следователями следственных подразделений при органах внутренних дел и федеральные службы безопасности.     


Следователи - уполномоченные государством должностные лица, которые в соответствии с законом призваны установить факт преступления, принять меры по возмещению ущерба, причиненного преступлением, устранить причины и условия совершенного преступления, а также предотвратить новые преступные действия. Для этого следователи наделены особыми полномочиями, перечень которых приведен в Уголовно-процессуальном кодексе. Принимая во внимание указанные полномочия следователя, можно сделать вывод о важности его деятельности не только в проведении предварительного следствия по уголовным делам, но и в создании предпосылок для реализации судом предоставленной ему судебной власти. Конституцией Российской Федерации. Законность, обоснованность и справедливость приговора суда во многом зависят от своевременных, квалифицированных в соответствии с законом следственных действий.   

Полиция как система органов государственной исполнительной власти осуществляет деятельность, направленную на обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, поддержание общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и др.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации осуществляет контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также противодействует их незаконному обороту.

Органы юстиции Российской Федерации Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику и руководство учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Перед Министерством юстиции стоят следующие задачи:  

  1. реализация государственной политики в области юстиции;

  2. обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

  3. обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

  4. обеспечение установленного порядка деятельности судов;

  5. обеспечение исполнения актов судебных и иных органов;

  6. обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Реализация этих задач требует значительного объема работы, корректировки и методы которой указаны в Положении о Минюсте Российской Федерации. Президент Российской Федерации курирует деятельность Министерства юстиции России. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.  



Таможня. В системе правоохранительных органов, защищающих экономический суверенитет и экономическую безопасность государства, таможенные органы Российской Федерации занимают особое место. Правоохранительные цели таможенных органов направлены на обеспечение безопасности страны (защита безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), защита животных и растений, окружающей среды, охрана окружающей среды. интересы российских потребителей импортных товаров, пресечение незаконного оборота наркотиков, оружия, предметов художественного, исторического и археологического наследия и др. Таможенные органы осуществляют свою деятельность в пределах таможенной территории и таможенной границы России. В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом и иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,     

Органами юридического сопровождения и юридической помощи являются нотариусы и адвокаты.

Нотариус - это система государственных органов и должностных лиц, на которую возложено удостоверение неоспоримых прав и фактов, удостоверение документов, выписок из них, выдача документов исполнительной власти и выполнение иных действий, предусмотренных законом в установленном законом порядке, в целях обеспечения защита прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии со своей компетенцией.

Характеристикой нотариуса, определяющей правовую природу, является его юрисдикционная, правоохранительная функция. Эта функция определяет порядок и структуру нотариуса, его компетенцию и, наконец, методы его деятельности, которые составляют основу нотариальной процессуальной формы. 

Коллегия адвокатов - это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам.

В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на юридическую помощь, когда она ему необходима. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства. На предприятиях, в учреждениях, организациях есть юридические отделы, юрисконсульты, юрисконсульты. В формулировке задач адвокатуры и во многих других отношениях действующее Положение об адвокатуре явно устарело.   


Задача каждого юриста и коллегии адвокатов в целом - не помогать суду, а защищать права и законные интересы лиц, обратившихся за правовой помощью.

Организация деятельности коллегии адвокатов основана на следующих правовых принципах:

  1. гуманизм, защита прав и свобод человека;

  2. законность;

  3. добровольное вступление в Коллегию адвокатов и членство в ней;

  4. самоуправление;

  5. независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;

  6. открытость и гласность, общественный контроль за деятельностью коллегии адвокатов;

  7. секретность информации;

  8. децентрализация, исключающая вмешательство одной коллегии адвокатов в дела другой коллегии.

Неправительственные организации, обеспечивающие правоохранительную деятельность, - это частные детективы и службы безопасности. Законом Российской Федерации от 11 марта 1997 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» был предусмотрен новый вид деятельности в правоохранительной сфере - «Частная детективная и охранная деятельность». Его суть заключается в оказании услуг на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам, предприятиям, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.  

Несомненно, законность и правопорядок обеспечивается правоохранительной деятельностью как указанных выше, так и ряда других государственных органов и общественных образований. Такой выбор предмета рассмотрения объясняется тем, что деятельность этих государственных органов и общественных объединений обеспечивает выполнение российским государством правоохранительной функции, а также тем, что выпускники юридических вузов, а также как правило, начинают свою профессиональную деятельность в перечисленных правоохранительных органах. 

Основные принципы правоохранительной деятельности органов в РФ

В законодательных актах, являющихся правовой основой деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, закреплены правовые нормы, определяющие основные принципы организации и деятельности этих органов. В иерархии правовых норм такие нормы занимают положение общих и руководящих по отношению к другим, более конкретным нормам, поскольку устанавливают основные направления правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов. В юридической науке и юридической практике такую ​​норму принято называть принципами.  


В юриспруденции существуют различные подходы к определению понятия принципов. В частности, под принципами понимаются основные положения, идеи, получившие свое закрепление в правовых нормах достаточно высокой степени общности и не закрепленные непосредственно в законе, а вытекающие из ряда его норм. Также существует мнение, что принципы являются основными, наиболее отражающими объективные законы общественного развития, сформулированные в научных трудах, становятся принципами, даже если они не закреплены ни в одном нормативном акте.  

Сказанное дает основание считать принципы правоохранительных органов руководящими идеями и положениями, которые вне зависимости от формы существования определяют кардинальные направления правового регулирования правоохранительной деятельности, осуществляемой в целях обеспечения правопорядка, защиты правопорядка. права и законные интересы граждан. 

В зависимости от степени общности принципы правоприменения можно разделить на две группы:

  1. Общие принципы правоприменения.

  2. Конкретные принципы деятельности конкретных правоохранительных органов.  

Общие принципы: Принцип законности нашел свое законодательное выражение в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, включая правовую сферу.   

Принцип гласности (официальности) находит свое выражение в основном в деятельности правоохранительных органов, осуществляемой с момента обнаружения признаков преступления. Суть этого принципа заключается в том, что правоохранительные органы в силу своего служебного положения обязаны в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело по каждому случаю обнаружения признаков преступления, принимать все меры, предусмотренные законодательством. закона об установлении факта совершения преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и наказании их. Из этого следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства и общества (отсюда и название «принцип гласности»), обязаны проявлять активность и инициативу в раскрытии преступлений, разоблачении лиц, их совершивших. Для этого они обязаны принять все юридические меры и предпринять все необходимые действия, независимо от усмотрения заинтересованных лиц и организаций.