Файл: Концепция, основные характеристики и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и официального статуса, места проживания, отношения к религии, убеждениям, членства в общественных объединениях и других обстоятельств. Запрещается любая форма ограничения прав граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.    

Так, например, в статье 5 Закона РСФСР «О полиции» сформулировано следующее правило: «Полиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и служебного положения, расы и национальности, пол, возраст, образование, язык, отношения и религии, политические и другие убеждения».

Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, защиты частной жизни граждан, тайны телефонных разговоров и телеграфных сообщений. Истоки этого принципа лежат в Конституции Российской Федерации, которая гласит:  

  • право каждого на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22);

  • - право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (часть 1 статьи 23);

  • право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (9 ч. 2 ст. 23);

  • неприкосновенность жилища (статья 25).

В деятельности правоохранительных органов эти основополагающие положения воплощаются в том, что правоохранительные органы могут задерживать граждан, заключать их под стражу и содержать их под стражей только по решению суда (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ). Федерации) и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу или будет заниматься преступной деятельностью.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемым и подсудимым права на защиту. Правоохранительные органы, выполняя возложенные на них обязанности, в пределах своих полномочий и при наличии для этого законных оснований могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления, и предъявить ему обвинение. Поскольку деятельность правоохранительных органов, осуществляемая в этой связи, носит наступательный характер и активно направлена ​​на изобличение гражданина в совершении преступления, было бы несправедливо не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) достаточными и необходимыми правами для защиты от обвинения, выдвинутые против него. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая «признает и гарантирует права и свободы гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права ...» (часть 1 статьи 17), и уголовно-процессуальным законодательством законодательства, лица, выступающие в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, имеют право на защиту. В частности, к ним без исключения распространяется положение, закрепленное в части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации о том, что «каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами».     


Принцип обеспечения подозреваемого, обвиняемого и подсудимого права на защиту подробно изучается в курсе «Уголовный процесс».

Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности является общепризнанным международным сообществом принципом, согласно которому «каждый обвиняемый в преступлении имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена ​​законной процедурой в ходе открытого судебного разбирательства, в ходе которого ему будут предоставлены все возможности для защиты».  

В Конституции Российской Федерации этот принцип сформулирован следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом и установленным приговором суда, вступившим в законную силу. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Смертельные сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого» (статья 49).  

Принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Суть этого принципа состоит в том, что каждый гражданин имеет право обратиться в любой правоохранительный орган для защиты своих прав и законных интересов на своем родном языке или любом другом языке, на котором он говорит. В свою очередь правоохранительные органы не вправе отказать в защите гражданину на основании незнания языка, на котором гражданин к ним обратился. Такой вывод следует из содержания части 2 статьи 26 Конституции РФ, закрепляющей норму о том, что «каждый имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения ...».    

Принцип прозрачности в деятельности правоохранительных органов. Истоки этого принципа находятся в Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления себя с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное предусмотрены законом (ч. 2 ст. 24).     

Принцип общественного участия в деятельности правоохранительных органов. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на участие в отправлении правосудия (пункт 5 статьи 32). В этом понимании принцип общественного участия в деятельности правоохранительных органов заключается в том, что граждане участвуют в судебных процессах в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, государственных защитников и других участников судебного процесса (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и т. д.).   



Принцип общественного участия в деятельности правоохранительных органов не ограничивается участием граждан в судебных процессах. Представители общественности также участвуют в деятельности органов по борьбе с преступностью. Так, например, «физические лица могут с их согласия участвовать в подготовке или проведении оперативно-розыскных мероприятий с сохранением, по их просьбе, конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, в том числе по контракту» (Статья 17 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»).  

Принцип гуманизма предопределяет содержание таких принципов деятельности правоохранительных органов, как презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому, обвиняемым и подсудимым права на защиту.  

Принцип гуманизма находит прямое проявление в деятельности правоохранительных органов по выбору меры пресечения. При принятии решения о выборе меры пресечения органы, ведущие производство по уголовному делу, обязаны учитывать тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение (статья 91. УПК РФ) и заботиться о несовершеннолетних детях обвиняемого и его охранном имуществе (ст. 98 УПК РФ). 

Принцип демократичности в деятельности правоохранительных органов проявляется в первую очередь в том, что задачи укрепления законности и правопорядка, защиты интересов общества, прав и свобод граждан находятся в интересах народа. Принцип демократии находит свое выражение в других принципах деятельности правоохранительных органов. В частности, принцип демократии лежит в основе принципа участия представителей общественности в деятельности правоохранительных органов (например, участие народа и присяжных заседателей в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции). Это находит свое выражение в принципе независимости судей и их подчинения только закону. Это связано с тем, что Основной закон (Конституция Российской Федерации) принимается непосредственно народом, а все остальные федеральные законы - его представителями.      

Принцип справедливости отражен в следующих принципах организации и деятельности правоохранительных органов:

  1. независимость судей и подчинение их только закону, поскольку допускается справедливость каждого закона;

  2. презумпция невиновности обвиняемого, поскольку справедливо считать обвиняемого невиновным до вступления приговора в законную силу;

  3. предоставление подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Поскольку они еще не признаны виновными, будет справедливо дать им возможность защитить себя от предъявленных им обвинений. 


Принцип справедливости в сочетании с принципами гуманизма и демократии определяет наличие в реальности иных принципов правоохранительных органов (гласность, равенство граждан перед законом и правоохранительными органами, национальный язык в деятельности правоохранительных органов).  Так, например, требование УПК РФ «возбуждать уголовное дело по каждому случаю обнаружения признаков преступления и принимать все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств совершения преступления, лиц. виновные в совершении преступления, и наказать их» - это выражение принципа гласности (официальности), а также проявление социальной справедливости по отношению к жертве преступления и обществу в целом. 

Органы внутренних дел, их основные полномочия и принципы деятельности

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный уровень общественного порядка и общественной безопасности, укрепляют верховенство закона, защищают права и свободы человека, охраняют законные интересы государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и другими правонарушениями.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 1039, на Министерство внутренних дел возлагаются следующие основные задачи:

  • разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, охране объектов независимо от формы собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

  • организация и осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

  • руководство органами внутренних дел и внутренних войск с целью выполнения возложенных на них задач и принятия мер по совершенствованию их деятельности;

  • совершенствование нормативно-правовой базы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел (УВД) территорий, областей и других субъектов Российской Федерации, отделы (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления и отделы 8 главного управления внутренних дел на чувствительных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью. Кроме того, в структуру МВД входит Следственный комитет при МВД РФ. Правовой основой деятельности Министерства внутренних дел являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Федерация, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации.    


Министерство внутренних дел Российской Федерации строит свою деятельность в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, организациями, объединениями, гражданами и средствами массовой информации.

Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является полиция, обеспечивающая общественный порядок и борьбу с преступностью в Российской Федерации.

Правовой основой ее деятельности является Закон РСФСР «О полиции», принятый 18 апреля 1991 года. Этот закон впервые всесторонне регулирует правовой статус полиции, определяет ее организационную структуру, а также место и роль полиции в обществе и государстве. 

В определенной степени закон о полиции воплощал идею деуниверсализации полиции, которая впоследствии нашла свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР». О полиции», которая позволила решить следующие задачи:

  • обеспечение личной безопасности;

  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

  • выявление и раскрытие преступлений;

  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

В соответствии с законом «О полиции» она делится на полицию по уголовным делам и полицию общественной безопасности, которая является органом дознания.

Основными задачами криминальной полиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в случаях, когда предварительное расследование является обязательным, т.е. особо опасных преступлений, организация и осуществление розысков лиц, скрывающихся от органов дознания, следствие и суд, уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания, пропавшие без вести и другие лица в случаях, предусмотренных законом. 

Для решения проблем в рамках криминальной милиции созданы и функционируют оперативно-розыскные подразделения: уголовно-розыскное управление по борьбе в экономической сфере, судебно-медицинские эксперты, а также подразделения по борьбе с организованной преступностью. Перечисленные подразделения призваны выполнять задачи, стоящие перед криминальной полицией, и, при необходимости, оказывать помощь полиции общественной безопасности. Криминальная полиция финансируется из федерального бюджета.