Файл: Практическое задание Этически аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков. Ответьте на вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 6. Этически аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.

Ответьте на вопросы

  1. В чем заключаются особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с коллегами-психологами?

Главный этический ориентир здесь — уважение к тому, что делают ваши коллеги, а также отказ от своей монополии на последнюю истину. Если взаимодействовать приходится с представителями непсихологических профессий, то ни в коем случае не демонстрировать своего превосходства над ними, а также превосходства своей (якобы более престижной, элитной) профессии... Более конкретно можно рассмотреть это на примере работы школьного психолога, тем более, что педагогические коллективы считаются наиболее сложными в плане построения деловых взаимоотношений. При этом полезно поставить себя на место тех специалистов, с которыми вы собираетесь работать и понять при этом, чего они больше всего опасаются от совместной с вами работы.


  1. Дайте краткую характеристику особенностям построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, со студентами, с детьми-инвалидами, с воспитанниками домов и школ-интернатов.

Главная особенность заключается в том, что смысл — это прежде всего, личностный смысл, который человек может обрести для себя лишь самостоятельно (по В. Франклу). Но тогда возникает вопрос: какова роль психолога в работе с самоопределяющимся клиентом, ищущим этот личностный смысл?

Может так оказаться, что клиенту на данном этапе его развития не нужен сложный нравственный поиск, и тогда сами усилия психолога по формированию полноценной нравственной личности могут оказаться этически несостоятельными по отношению к данному человеку. Что же может оправдать психолога, если он все-таки стремится хоть как-то способствовать нравственному развитию данного человека? Это стремление выполнить важную общественную функцию своей профессии, а именно способствовать тому, чтобы человек (клиент) постепенно становился полноценным членом общества, чтобы свести к минимуму вероятность того, что он станет подлецом или проходимцем по отношению к другим людям. И тогда воспитательные усилия педагогов и психологов получают мощное этическое оправдание и уже не воспринимаются как моральное насилие над личностью, которой все эти (нравственные) проблемы «до фонаря»...


Правда, остается еще проблема различения «подлости» и «добродетели». Если раньше это различение было проще (чему в немалой степени способствовала и религия), то сейчас, в эпоху переизбытка информации и разных точек зрения на сложные этические вопросы, многие люди просто запутались. И такая путаница часто способствует дезориентации самоопределяющейся личности (эта неопределенность с выбором пути нравственного развития весьма символична не только для отдельной личности, но и для всей современной недосамоопределившейся России...). Как уже отмечалось, важнейшая задача настоящего психолога — не показать клиенту «правильный путь», а примером своего собственного нравственного поиска воодушевить клиента на постоянные размышления и переживания по поводу своего полноценного развития в условиях неполноценного общества...

Как уже отмечалось, в обществе реальны и вполне возможны люди с разной ценностно-смысловой ориентацией, важен лишь баланс, соотношение людей порядочных и нравственно примитивных. Именно возможность различных этических выборов создает ситуацию настоящей свободы выбора. И именно это превращает проблему самоопределения (в том числе и недостойного самоопределения) в «вечную проблему», поскольку сама возможность недостойного выбора — это не только испытание для самоопределяющейся личности, но и возможность для нее возвысить свой дух. Ведь только пройдя такое испытание, человек может с гордостью сказать, что он — личность.


  1. В чем заключаются особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков.

Главная задача в работе с родителями клиентов — построение основы для психолого-педагогического взаимодействия. Основой взаимодействия является не столько «совместное выполнение» одних и тех же мероприятий, сколько разделение функций, когда что-то будет выполнять психолог, а что-то — родитель. Заметим, что именно такой подход предполагает большее уважение к родителю, чем просто «совместная деятельность», когда фактически все делает сам психолог.

Естественно, не все родители готовы к реальному взаимодействию, то есть не все готовы выполнять свои функции и отвечать за свои действия. Поэтому организация реального взаимодействия всегда предполагает учет возможностей и самой готовности родителя к сотрудничеству. Но поскольку такая готовность — большая редкость, то необходимо постепенно формировать эту готовность (через лекции, тренинги, беседы), то есть проводить специальную работу с родителями, постепенно выводя их на уровень подлинного взаимодействия.



Другой особенностью работы с родителями часто является то, что поначалу они стремятся рассказать психологу о своих собственных проблемах, а лишь затем постепенно переходить к проблемам своих детей. Получается как бы «двойная консультация»: сначала самих родителей, а уже потом консультация по проблемам воспитания их детей. Мы считаем, что такая «двойная» работа вполне оправдана, ведь, во-первых, нередко родитель как бы «испытывает» психолога, насколько он готов рассматривать разнообразные психологические проблемы (в том числе, и его собственные, родительские проблемы). Во-вторых, знакомство с проблемами самого родителя помогает лучше понять ситуацию в семье ребенка. В-третьих, после откровенного разговора с психологом у родителя часто возникает особое доверие к психологу.


  1. Перечислите особенности проведения психодиагностической и консультационной (индивидуальной) работы, связанные с возрастом обследуемых школьников: с младшими школьниками, подростками, юношами

  2. В чем заключается этика работы с родителями, имеющими детей с проблемами в развитии.

Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальным недоразвитием представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях психотравматической ситуации.

По данным исследований (Р.Ф.Майрамян, 1976; О.К.Агавелян, 1989), рождение ребенка с аномалиями неизбежно, влечет за собой родительский кризис.

Это характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: "Почему это случилось именно со мной?" Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза.

Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги.


Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Некоторые родители, многократно обращаются в лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз, ведут "поиск чудесного исцеления".

Постепенно родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль -"хроническую печаль".

Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, неутихающей боли от сознания неполноценности родного человека, который находится только еще в начале жизненного пути.

Самостоятельное повторное обращение родителей за помощью в ту же консультацию, где первоначально был поставлен окончательный диагноз— начало социально-психологической адаптации (зрелой адаптации) всех членов семьи, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты со специалистами и разумно следовать их советам. ( О.Б.Чарова, Е.А.Савина).

Семья, где воспитывается проблемный ребенок, нуждается в особом отношении, защите и психологической поддержке, которая возможна при условии глубокого знания специфики отношении, складывающихся в семье.

Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Отечественными и зарубежными специалистами создана система направленной работы с родителями, вовлечение их в разных формах в процесс коррекционного воздействия в условиях специализированного дошкольного учреждения, которая предполагает:

--изучение микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР и ОНР;

--определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества с коррекционно-образными учреждениями;

--выработка методов дифференцированной помощи родителям, учитывающих уровни родительской мотивации.

В результате изучения микросоциальных условий воспитания детей с ЗПР был произведен анализ факторов социальной характеристики данных семей, который отражал такие параметры, как:

--уровень образования родителей;

--общий культурный уровень семьи ;

--материальная обеспеченность;


--жилищно-бытовые условия;

--взаимоотношения в семье;

--наличие вредных привычек у родителей;

--состояние здоровья родителей.

На основе анализа вышеперечисленных факторов были выделены 3 группы семей:

1группа- 7 семей =28% ( высшее образование родителей, высокий культурный уровень семьи, материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия. Здоровая обстановка в семье, отсутствие вредных привычек у членов семьи, по состоянию здоровья-оптимальная.)

2 группа семей-удовлетворительная 14 семей =56% ( один из показателей является неудовлетворительным - вредные привычки ,жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье , по состоянию здоровья – удовлетворительная).

3 группа семей-неудовлетворительная 4 семьи =16% (наличие в семье двух и более- неудовлетворительных перечисленных показателей: низкий уровень культуры , неблагоприятный психологический климат в семье; вредные привычки ,злоупотребление алкоголем; по состоянию здоровья – неудовлетворительная).

Наряду с изучением социально-психологической характеристики семей была изучена родительская мотивация в плане сотрудничества с дошкольным учреждением. Уровень родительской мотиваций определялся на оснований разработанной анкеты и оценивался по таким параметрам, как:

--адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;

--готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;

--степень инициативы в плане сотрудничества с дошкольным учреждением;

--продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских рекомендацийэтой деятельности должна стать работа с родителями.

Роль матери в семье умственно отсталого ребенка

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследования Р.Ф.Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства [ Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1976.].

В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога относительно его будущего.