Файл: Практическое задание Этически аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков. Ответьте на вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Отношение матери к ребенку, имеющему интеллектуальные нарушения, отличается противоречивым характером. С одной стороны, она проявляет мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой — раздражение, безучастность, равнодушие.

Матери аномальных детей воспринимют своего ребенка пассивным, больным, страдающим, обиженным, возбудимым.

Типичными реакциями матери на поведение ребенка с умственной недостаточностью являются жалость к нему, стремление опекать, контролировать, и в то же время у них проявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его.

Восприятие временных планов (прошлое, настоящее, будущее) у матерей детей-олигофренов имеет негативный эмоциональный знак.

Преобладающее состояние матери, имеющей ребенка с нарушением интеллекта,— депрессия, чувства вины, стыда, горя, страдание.

Поэтому матери остро нуждаются в систематической консультативной помощи специалистов и оказание им психологической поддержки.

В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Подход к воспитанию детей в условиях образовательного учреждения обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и школой, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в образовательном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе.

Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс осуществляется поэтапно, прежде всего, родителей познакомив с результатами диагностики психофизического развития детей и содержанием коррекционно-педагогической работы.

Прежде всего изменить в лучшую сторону отношение родителей к детям, чтобы появилось осознание проблем ребенка и необходимости проведения коррекционной работы с ним.


Родители должны овладеть приемами коррекционно-педагогической работы с ребенком. Между педагогами и родителями установить доверительные отношения..

Кроме методической помощи, матери нуждаются в психокоррекционной помощи, содержание которой зависит от их личностных особенностей, описанных выше. При оценке родительско-детских отношений выделенные психологические особенности матерей являются определяющими.

Работая с матерями невротичного типа, педагог в первую очередь тонизирует их психическую активность и стимулирует педагогические усилия по оказанию помощи ребенку. Педагог проявляет эмпатическое сочувствие к пониманию тяжести переживаемых матерями эмоций, обучает их конструктивному взаимодействию с детьми, формирует педагогическую компетентность матерей, позволяет почувствовать уверенность в собственных силах, дает возможность реальнее смотреть в будущее ребенка.

Внимание авторитарных матерей фокусируется на рациональном восприятии проблем ребенка с двигательными нарушениями. Особый акцент педагог делает на негативных результатах агрессивного поведения данной категории матерей с больными детьми. Результаты подобного отношения к детям с двигательными нарушениями могут оказаться обратными желаемым. Состояние ребенка может ухудшиться, возникнут протестные поведенческие реакции, сформируется агрессивное или тревожное поведение. По свидетельствам практиков, у детей таких матерей чаще встречаются невротические проявления, заикание, энурез, страхи и др.

С другой стороны, если педагог в процессе работы добивается поставленной цели по формированию в сознании авторитарной матери адекватных задач воспитания и обучения ребенка, то именно эта категория матерей оказывается наиболее благодатной в плане преодоления проблем ребенка и создания необходимых внутрисемейных условий для его гармоничного развития.

Характер психокоррекционной помощи психосоматичным матерям определяется как использованием коррекционных приемов для первой, так и для второй групп. Важным условием в оказании специализированной помощи психосоматичным матерям являются рекомендации, направленные на развитие у них способности к внешнему отреагированию стресса.

Весьма важным этапом в работе педагога с детьми, имеющими двигательные нарушения, и их матерями является использование традиционных психокоррекционных приемов и методов.

Кроме педагогического воздействия на ребенка, указанные приемы осуществляют и собственно психокоррекционную помощь матерям, так как десенсибилизируют их депрессивные состояния и способствуют снятию внутренних зажимов и скованности. Одновременно совместные формы работы матерей с детьми являются исходным моментом в процессе установления адекватных контактов между ними. По свидетельствам матерей, в эти минуты возникает ощущение освобождения от тревоги и раздражения, рождается чувство радости, которую дарят друг другу мама и ее ребенок. В итоге обучающая и воспитательная деятельность матери содействует перестройке ее личности на принятие больного ребенка и объективную оценку его достоинств и недостатков.



Следует отметить, что одним из центральных вопросов семьи, имеющей ребенка с нарушениями в развитии, является создание оптимальных микросоциальных условий. Для этого необходимо решить следующие проблемы:

• создание государственной системы психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии;

• осуществление комплексного психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

• дальнейшая разработка методов психокоррекционной помощи различным категориям семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

• популяризация знаний среди родительской общественности об особенностях развития детей с отклонениями и их потребностях;

• создание специальной службы психологической помощи семьям воспитанников в структуре специальных коррекционных образовательных учреждений;

• подготовка специалистов (специальных психологов, социальных педагогов) для работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии;

• введение в учебные планы факультетов специальной психологии и специальной педагогики вузов обязательны
ЛИТЕРАТУРА

1. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии: Учеб.-метод. пособие. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2004, 2005.

2. Психология и этика: опыт построения дискуссии. – Самара: Издательский Дом «Бах- рах», 1999.

2. Напишите эссе на одну из предложенных тем.

2.1.Перечень тем индивидуальных заданий (эссе)

  1. Профессия психолога как специфическая этико-аксиологическая деятельность.

  2. Мое понимание ценностей психологической деятельности.

  3. Место и роль идеала в профессиональной работе психолога.

  4. Вечные нравственные ценности и работа психолога.

  5. Место и роль этической системы психологической деятельности в гуманизации общественных отношений.

  6. Пути совершенствования личности психолога.

  7. Место и роль профессионально-этического кодекса в деятельности психолога.

  8. Мое понимание профессионального долга психолога.

  9. Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе психолога.

  10. Ценностные противоречия в психологической деятельности: пути разрешения.

  11. Культура этического мышления и культура поведения психолога: взаимосвязь и взаимовлияние.

  12. Место и роль этикета в психологической работе.

  13. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога



2.2. Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий (эссе)
Работа по написанию эссе имеет целью оценить глубину знаний студентов по изучаемому предмету, их понимание определенных этико-аксиологических аспектов профессиональной деятельности, их умение произвести анализ различных процессов и ситуаций.

Примерная структура эссе:

- определение феномена,

- его смысл, специфика проявления в педагогической деятельности,

- оценка данного феномена

- тенденции в развитии данного феномена.

Ошибки, которые следует избегать: длинные вступления, длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник.

Эссе должно быть написано самостоятельно. Это значит, что оно должно быть единственным в своем роде и отличаться от того, что представлено в:

- опубликованных работах,

- текстах лекций,

- работах других студентов, прошедших курс или обучающихся в настоящее время.

Работа над эссе предполагает использование публикаций, но с обязательными ссылками на источник. Правильное цитирование говорит о знакомстве студента с литературой по предмету. Эссе не является кратким изложением какой-то публикации (статьи, главы учебника и т.п.). Оно предполагает аргументированное и обоснованное изложение собственного мнения по определенному вопросу.

Вечные нравственные ценности и работа психолога.
Одной из главных задач ВУЗов является подготовка профессионалов – выпускников в определенном виде деятельности.

Так как происходят социально – экономические изменения в стране, как на рынке труда, так и при развитии форм организации экономической деятельности, следовательно, возрастает необходимость в высококвалифицированных кадрах.

Центральным звеном личностно-ориентированного профессионального образования является профессиональное становление, которое должно представлять собой развитие личности в процессе обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности.

Современному психологу-практику и профконсультанту важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий.

Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий того или иного города, региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования.


Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельного рассмотрения отдельных (особо интересных) профессий совместно с клиентом.1

Таким образом, при процессе формирования и воспитания профессионально важных качеств, а так же соблюдении моральных и этических норм поведения в работе с клиентами, психолог становится квалифицированным и компетентным.

Профессионально важные качества – это индивидуальные качества субъекта в той или иной деятельности, которые, непосредственно, влияют на профессиональную деятельность и ее эффективность.

В современных психологических исследованиях под «профессионально важными качествами» понимают такие качества, которые оказывают влияние на эффективность основных характеристик деятельности.

Маркова. А.К считает, что профессионально важные качества – это предпосылка профессиональной деятельности психолога, а с другой стороны являются новообразованием, так как человек в ходе труда изменяет себя.

Профессионально важные качества психолога, соблюдение им морально – этических норм поведения в профессиональной деятельности является одним из показателей оценки профессиональной компетентности, обеспечивают его социальную адаптированность, способность к саморегуляции и многоуровневой рефлексии.

Так как психологи, в первую очередь практики, то одним из главных качеств в профессиональной деятельности выступает коммуникация (коммуникативная компетенция).

По мнению Донцова А.И., Белокрыловой Г.М. в профессиограмму психолога входят такие качества, как: душевность, талант, открытость, демократичность, оптимистичность и другие качества, которые свойственны психологу.

Т.Л. Ядрышникова отмечает следующие критерии профессионализма: психологически обоснованный выбор профессии; профессиональное самоопределение; высокие показатели деятельности; мастерство - наивысший уровень овладения операциональной стороной деятельности; творческий подход к ней; наличие индивидуального стиля.1

С точки зрения Климова. Е.А психолог должен обладать такими качествами, как: уважительное отношение к человеку.

Климов считает, что отношение к людям – это первое качество, которое свойственно психологу, не смотря на то кто он: теоретик или практик.

Так же автор считает, что психологу необходимо учитывать и соблюдать морально – этические нормы, которые присущи профессии психолога.2

А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: