Файл: Психологопедагогические условия развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ППО

____________М.В. Малеева

ЗАДАНИЕ

на подготовку выпускной квалификационной работы

Утверждена приказом по НТГСПИ:

План-график выполнения ВКР

Решением кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования

от 05.06.2018 г., протокол № 9, выпускная квалификационная работа студента

признана завершенной и допущена к защите в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).



- У мамы куртка, а у Тани … курточка.

Заклюительны этап

Каждая встреча, беседа оставляет в нашей душе какой-то след. А что сегодня вы взяли с собой из этой беседы?

Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

Релексия

Оценка ребенком своей работы смайликами (веселый, задумчивый, грустный).

Занятие 3

Тема: Сценическое представление - кукольный театр «Теремок»

Цель:Развитие мыслительных операций обобщения, сравнения, анализа и синтеза, на основе театрального представления.

Задачи:

  • формирование умения осуществлять анализ: развитие мыслительных операцийпосредством театрального представления;

  • формирование умения понимать и обобщать смысл фразы;

  • закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех эта­пах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, дидактически и наглядный материал.

Ход занятия

1. Организационный этап

– Доброе утро! Ребята давайте вспомним, как мы с вами должны вести себя на занятии.

Ребята повторяют правила поведения на занятии.

– Предлагаю сыграть в игру «Предмет, похожий на меня».Вам предстоит выбрать определенный предмет, который одним определённым качеством будет похож на вас.  И представить себя от имени этого предмета. Например, канцелярская скрепка – меня зовут Света, я выбрала этот предмет, так как люблю порядок; я Рома и выбрал батарейку, так как я очень энергичный и активный человек и т. д.

– Молодцы! Мы с вами разные, но нужно учитывать особенности друг друга и работать вместе. Создаем хорошее настроение: «Передай улыбку по кругу». У меня хорошее настроение и я хочу передать свою улыбку вам по кругу.

Педагог-психолог улыбается, рядом стоящему ребёнку, этот ребёнок улыбается своему соседу и т.д.

2. Основной этап

– Отлично! Поделившись своей улыбкой и узнав о друг о друге больше, мы можем заниматься дальше.

Упражнение «Что не так?»

Цель: развитие мыслительной операции сравнения при помощи дидактического материала.

Ход упражнения:Педагог-психолог объясняет ребятам их действия. Перед вами лежат картинки, где художник что-то перепутал. Вам необходимо рассмотреть изображения и найти все ошибки. На выявление недочётов одной каточки с иллюстрацией вам дается минута. После моего сигнала вы должны назвать 5 ошибок художника. Время пошло!




Игра инсценировка «Теремок»

Цель: На основе театрального представления развить мыслительные операциитакие как обобщение, сравнение, анализ и синтез.

Ход упражнения:Педагог-психолог предлагает детям отгадать загадки читает загадки о животных, дети отгадывают:

– Кто зимой холодной ходит злой, голодный?(волк) Серенький шарик под лавкой шарит? (мышь) Летом гуляет, зимой отдыхает? (медведь) Зимой беленький, а летом серенький? (заяц) Выпучив глаза сидит, не по - русски говорит (лягушка) Шуба рыжая на ней, нет в лесу её хитрей?  (лиса)

Педагог-психологпредставляет вниманию детей сценарий «Чей домок – теремок?» по мотивам русской народной сказки «Теремок», затем распределяет роли, учитывая желание детей. «Артисты» решают, как будут действовать за своих персонажей. Психолог берёт на себя роль Сказочницы, все участники инсценировки занимают свои места.

– Умницы! Мы хорошо с вами справились! Присаживайтесь все на свои места. Давайте сейчас обсудим каждого героя, сыгранного вами. Какой у него был характер, манера общения, похож ли ваш персонаж на вас самих?

3.Заключительный этап

Рефлексия

– Наше занятие подошло к концу. Каждый из вас сейчас должен оценить свою проделанную работу. Перед вами на столе лежать изображение смайликов разного цвета и с разными эмоциями.

  • весёлый смайлик – если вам было всё понятно и легко выполнялись задания;

  • задумчивый – если некоторые задания для вас были сложны;

  • грустный – если вы считаете, что на занятии вы работали плохо и ничего не поняли.

– Выберите тот смайлик, с кем ассоциируете себя на нашем занятии и поднимите его.

Занятие 4

Тема: «Секреты дружбы».

Цель: Развитие мыслительных операций с помощью представлений об нравственных качествах дружбы.

Задачи:

  • формирование умения осуществлять зрительный анализ фигуры: находить части целого; запоминать составляющие её части, воспроизводить её в тетради;

  • формирование умения понимать и обобщать смысл фразы;

  • закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.

Оборудование: : мультимедиа-проектор, компьютер, дидактически и наглядный материал.



Ход занятия

Орзанизационный этап

Приветствие. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сядьте удобно, выпрямите спинки, начнём наше занятие с разминки.

Беседа «В чем секет дружбы»

Вы достаточно хорошо знаете своих друзей. Это потому, что вы знаете, как надо дружить. Давайте вместе составим секреты дружбы, чтобы с их помощью беречь дружеские отношения и обретать новых друзей.

-Давате, обсудив совместно правила дружбы, её законы и секреты, всё-всё, что вы об этом знаете .

Сейчас мы с вами выполним упражнение «Соедини половинки»

Цель: развитие мыслительной операции анализа, синтеза, аналогии.

Х од упражнения: На столах у детей листочки, в которых написаны слова, задача детей найти к кадому слову свою половинку, соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.


Нейропсихологическая игра «Поймай сигнал»

Цель: развитие мысительно операции конкретизация.

Ход игры: Взрослый читает ряд слов. Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово, в котором есть заданная буква. Например, задана буква «О», соответственно, ребенку необходимо «поймать» все слова с буквой «О». Вы можете придумывать любые слова, содержащие разные буквы. Примерный список слов: «О» - окно, лед, рама, книга, шум, лом, перо, шляпа, корова, кошка, пол, лиса, рука, юла, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, лес, айсберг, дерево, лист, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, компот, кукла, салат, озеро. Ребенок садится за стол, Инструкция ребенку: «Представь, что ты радист на военном корабле. Твоя задача – найти потерявшийся в море корабль. Для этого нужно засечь его сигнал. Я буду читать слова: как только услышишь слово с буквой «О», хлопай в ладоши – это значит, что ты поймал нужный сигнал. Будь внимателен! Ты будешь слышать много неправильных сигналов, постарайся ловить только нужные, иначе лодка может сбиться с курса».

Упражнение «Сосчитай фигуры»

Цель упражнения: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

Х од упражнения: На столах листы с изображением паравозика из геометрических игур, задача ребенка сосчитать и написать верное количество изображенных фигур.


Рефлексия: Оценка ребенком своей работы смайликами (веселый, задумчивый, грустный).

Занятие 5

Тема: «Учимся дружить».

Цель: Развитие мыслительных операций с помощью представлений об нравственных качествах дружбы.

Задачи:

  • отрабатывать умения соотносить предметы по смысловым признакам и работать по аналогии

  • способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

  • закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.

Оборудование:

Ход занятия

Орзанизационный этап

Приветствие.

Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наше занятие с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте» (слова В.Кострова, музыка Л.Квинт). Итак.

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Слова песни соправадаются движениями.

Основной этап

Игра «Назови одним словом»

Цель игры: Развитие мыслительных операций аналогии и конкретизации

Ход игры: Изображенные на слайде слова назвать одним словом.

Шапка, панама, шляпа, косынка  – головные уборы.

Шорты, сарафан, футболка, топик  – летняя одежда.

Водитель, врач, продавец, учитель – профессии.

Огурец, лук, баклажан, капуста  – овощи.

Брат, бабушка, дядя, сестра  – родственники.

Тетрадь, карандаш, пенал, ластик  – школьные принадлежности.

Слон, тигр, леопард, медведь  – дикие животные.

Собака, корова, лошадь, кролик  – домашние животные.

Посудка, кукла, машинка, конструктор – игрушки.

Нейропсихологическая игра «На что похоже».

Цель игры: развитие мслительных операций сравнения, обобщения, зрительного и кинестетического восприятия, ориентировка в пространстве, зрительно-пространственной координации, произвольности поведения, .

Ход игры: Проведи фломастером по линии. Расскажи, на что похоже? Проведи указательным пальцем по контору рисунка-трафарета (для создания двигательного опыта изображения). Повтори рисунок-образец движением пальца или двумя пальцами левой и правой руки в воздухе (для ощущения ритма движения). Повтори копирование рисунка-образца в разных положениях (сидя, стоя).

Примечание. Лист с рисунком-образцом можно располагать с разных положениях: на стене, ребенок копирует его стоя; на столе, ребенок копирует стоя или сидя. Копирование рисунка-образца в разных положениях происходить с последующим обсуждением результатов деятельности. Кроме копирования рисунка можно использовать и другие виды графических работ: -
штриховка или раскрашивание рисунка, - дополнение своего рисунка новыми элементами, - самостоятельное рисование рисунков по образцу, - перевод изображения через копирку на бумагу, затем рисунок раскрашиваем или дорисовываем.

Игра «Непослушный робот»

Цель: изобразить непослушного робота, который выполняет все движения с точностью наоборот. Развивать внимание, моторику, координацию движений, пространственные представления и умение соблюдать правила. Методика проведения: 1. Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои команды. Если я скажу «шаг вперёд», ты сделаешь шаг назад. Если я скажу «большой шаг», ты делаешь «маленький» и т.п. 2. Как только ребёнок хорошо освоит это упражнение, взрослый может давать сразу две, три или четыре команды.

Беседа «Учимся дружить»

Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту)

Так с чего же начинается дружба, как вы догадались? (со знакомства)

Как можно познакомиться? Показ сцены знакомства. С помощью чего эти дети познакомились? (куклы, носового платка).

А ещё с чего начинается дружба? (с улыбки, так в песне даже поётся).

Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют)

Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, всегда должна быть улыбка на лице.

Давайте первый секрет дружбы – «Улыбка» поместим ее в волшебную коробочку.

у нас дети в группе умеют дружить? (умеют)

кого мы называем другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может выручить,  научить тому, что сам умеет, уступит другу).

Рефлексия: оценить свою рабту смаликами.