Файл: Психологопедагогические условия развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
на подготовку выпускной квалификационной работы
Утверждена приказом по НТГСПИ:
Решением кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
от 05.06.2018 г., протокол № 9, выпускная квалификационная работа студента
признана завершенной и допущена к защите в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Протоколы диагностического исследования уровня развития мыслительных операций у младшего школьника с задержко психического развития
Протокол диагностического исследования по методике «Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант) Л.Ф.Фатиховой»
ФИО ребенка ___________________________ Возраст: ___________ Класс (группа): ________ Дата исследования:______________
№ серии | Выбранная картинка | Объяснение выбора | Виды и количества помощи | Баллы |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
Итоговая оценка | |
Анализ результатов
№ п/п | Обучающийся | Результаты вполнения заданий (баллы) | Результаты вполнения заданий (%) | Уровни сформированности |
1. | рецендент | 10 | 50 | низкий уровень |
2. | рецендент | 13 | 65 | низкий уровень |
3. | рецендент | 11 | 55 | низкий уровень |
4. | рецендент | 16 | 80 | средний уровень |
5. | рецендент | 16 | 80 | средний уровень |
Протокол диагностического исследования по методике «Группировка предметов (модифицированная методика У. В. Ульенковой)»
ФИО ребенка ___________________________ Возраст: ___________ Группа: ________ Дата исследования:______ исследования____________
№ серии | Характер деятельности ребенка | Уровень выполнения | Виды и количества помощи | Баллы |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
Итоговая оценка | |
Анализ результатов
№ п/п | Имя обучащегося | Результаты вполнения заданий (баллы) | Результаты вполнения заданий (%) | Уровни сформированности |
1. | рецендент | 4 | 100 | высокий уровень |
2. | рецендент | 1 | 25 | низкий уровень |
3. | рецендент | 2 | 50 | низкий уровень |
4. | рецендент | 1 | 25 | низкий уровень |
5. | рецендент | 3 | 75 | средний уровень |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План конспекты занятий по развитию мыслительных операций у младшего школьника с задержко психического развития
Занятие 1
Тема: Вводное занятие «Что такое «дружба».
Цель: Развитие мыслительных операций на основе знакомства с понятием «Дружба».
Задачи:
-
формирование умения осуществлять зрительный анализ фигуры: находить части целого; запоминать составляющие её части, воспроизводить её в тетради; -
формирование умения понимать и обобщать смысл фразы; -
закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, дидактически и наглядный материал.
Ход занятия
Организационный этап:
Добрый день, мои друзья! Очень рада видеть всех. Ждет сегодня нас успех.
Ребята на заняти как себя нужно вести?
Громко не разговариваем, внимательно слушаем, друг друга не перебиваем.
Беседа о Дружбе.
- Ребята, а что такое Дружба?
- А у вас есть хороший друг?
-Какими качествами обладает друг?
Ребята давайте сыграем в игру «Надйи друга»
Павила игры-расмотреть картинки, объедитить в пары и назвать сказочных героев -друзей.
Оснавной этап:
индивидуальная работа с обучающимися нейропсихологическое упражнение «Гуляем вместе».
Реята у вас на столах лежат листочки, вам нужно взять карандаш любого цвета, какой нравиться и совершить одновременно одинаковые движения двумя руками по рисунку начиная сверху вниз, не забывате, что ваши карандаши дружат и не обгоняют друг друга.
Упражнение на развитие аналогии «На что похоже?».
ребенку предлагаются карточки с изображением геометрических фигур нужно придумать как можно больше ассоциаций к фигурам записать их.
Физминутка игра «Ухо – нос – хлопок»
Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.
Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».
Упражнение «Ищи безостановочно» направлено на развитие мыслительной операции конкретизации.
В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.
Заключительный этап
Упражнение №4 «Назови одним словом» направлено на развитие мыслительной операции обощения.
Кисель — кефир — сок — чай (напитки).
Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка.
Муравейник — нора — логово — берлога.
Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл.
Глина — шерсть — дерево — пластмасса.
Двойка — тройка — пятёрка — единица.
Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха.
Салат — каша — борщ — запеканка.
Топор — лопата — пила — отвёртка.
Серьги — браслет — цепочка — кулон.
Храбрость — доброта — трудолюбие — честность.
Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло.
Клюв — перья — крылья — коготки.
Есть — спать — учиться — гулять.
Этап рефлексии:
Оценка ребенком своей работы смайликами (веселый, задумчивый, грустный).
Занятие 2
Тема: «Мы все разные».
Цель: Развитие мыслительных операций с помощью представлений об окружающем мире.
Задачи:
-
формирование умения осуществлять зрительный анализ фигуры: находить части целого; запоминать составляющие её части, воспроизводить её в тетради; -
формирование умения понимать и обобщать смысл фразы; -
закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.
Оборудование:
Ход занятия
1.Организаионный момент
Здравствуйте! Ребята давайте друг другу улыбнемся.
Беседа о стихотворении Расулом Гамзатовым «Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Вон человек, что скажешь ты о нем?
Ответил друг, плечами пожимая:
- Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?
- Вон человек, что скажешь ты о нем?-
Спросил я у товарища другого.
- Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?
Упражнение №1 «Рaзгадай слово»
Цель: развитие мыслительной операции синтеза при помощи нейропсихологического упражнения.
Ход упражнения: На доске вывешивается три слова на тему занятия, обучающимся нужно определить, какой буквы не хватает в слове, построить ее с помощью пальцев рук.
Друг - пропущена буква г, ребята показывают ее при помощи пальцев.
Человек пропущена буква л, ребята показывают ее при помощи пальев рук.
Животное - пропущена буква о, ребята показывают ее при помощи пальцев рук.
Реябята как вы думаете почему я вывела на слайд эти 3 слова, есть ли меду ними что-то общее?
2.Основная часть
Игра «Чем мы похожи»
Цель: Развитие мыслительной операции сравнения.
Ход игры: Передача игрушки по кругу, поиск сходствт себя и того кому передал игрушку, при том говорить «Я даю тебе эту игрушку, потому что мы с тобой похожи» ( назвать причину)
Вывод: всегда между двумя людьми можно найти что-то общее.
Упражнение №2 «Подбери признак»
Цель: Развитие мыслительной операции обощения и синтеза.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков, так же взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице.
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.