Файл: Психологопедагогические условия развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ППО

____________М.В. Малеева

ЗАДАНИЕ

на подготовку выпускной квалификационной работы

Утверждена приказом по НТГСПИ:

План-график выполнения ВКР

Решением кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования

от 05.06.2018 г., протокол № 9, выпускная квалификационная работа студента

признана завершенной и допущена к защите в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Протоколы диагностического исследования уровня развития мыслительных операций у младшего школьника с задержко психического развития

Протокол диагностического исследования по методике «Исключение не подходящих к группе предметов (модифицированный вариант) Л.Ф.Фатиховой»

ФИО ребенка ___________________________ Возраст: ___________ Класс (группа): ________ Дата исследования:______________

№ серии

Выбранная картинка

Объяснение выбора

Виды и количества помощи

Баллы

1













2













3













4













5













6













7













Итоговая оценка




Анализ результатов

№ п/п

Обучающийся

Результаты вполнения заданий (баллы)

Результаты вполнения заданий (%)

Уровни сформированности

1.

рецендент

10

50

низкий уровень

2.

рецендент

13

65

низкий уровень

3.

рецендент

11

55

низкий уровень

4.

рецендент

16

80

средний уровень

5.

рецендент

16

80

средний уровень



Протокол диагностического исследования по методике «Группировка предметов (модифицированная методика У. В. Ульенковой)»

ФИО ребенка ___________________________ Возраст: ___________ Группа: ________ Дата исследования:______ исследования____________

№ серии

Характер деятельности ребенка

Уровень выполнения

Виды и количества помощи

Баллы

1













2













3













Итоговая оценка




Анализ результатов

№ п/п

Имя обучащегося

Результаты вполнения заданий (баллы)

Результаты вполнения заданий (%)

Уровни сформированности

1.

рецендент

4

100

высокий уровень

2.

рецендент

1

25

низкий уровень

3.

рецендент

2

50

низкий уровень

4.

рецендент

1

25

низкий уровень

5.

рецендент

3

75

средний уровень


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


План конспекты занятий по развитию мыслительных операций у младшего школьника с задержко психического развития

Занятие 1

Тема: Вводное занятие «Что такое «дружба».

Цель: Развитие мыслительных операций на основе знакомства с понятием «Дружба».

Задачи:

  • формирование умения осуществлять зрительный анализ фигуры: находить части целого; запоминать составляющие её части, воспроизводить её в тетради;

  • формирование умения понимать и обобщать смысл фразы;

  • закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех эта­пах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, дидактически и наглядный материал.

Ход занятия

Организационный этап:

Добрый день, мои друзья! Очень рада видеть всех. Ждет сегодня нас успех.

Ребята на заняти как себя нужно вести?

Громко не разговариваем, внимательно слушаем, друг друга не перебиваем.

Беседа о Дружбе.

- Ребята, а что такое Дружба?

- А у вас есть хороший друг?

-Какими качествами обладает друг?

Ребята давайте сыграем в игру «Надйи друга»

Павила игры-расмотреть картинки, объедитить в пары и назвать сказочных героев -друзей.





Оснавной этап:

индивидуальная работа с обучающимися нейропсихологическое упражнение «Гуляем вместе».

Реята у вас на столах лежат листочки, вам нужно взять карандаш любого цвета, какой нравиться и совершить одновременно одинаковые движения двумя руками по рисунку начиная сверху вниз, не забывате, что ваши карандаши дружат и не обгоняют друг друга.



Упражнение на развитие аналогии «На что похоже?».

ребенку предлагаются карточки с изображением геометрических фигур нужно придумать как можно больше ассоциаций к фигурам записать их.



Физминутка игра «Ухо – нос – хлопок»

Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.

Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».

Упражнение «Ищи безостановочно» направлено на развитие мыслительной операции конкретизации.

В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют. 

Заключительный этап

Упражнение №4 «Назови одним словом» направлено на развитие мыслительной операции обощения.

Кисель — кефир — сок — чай (напитки).

Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка.

Муравейник — нора — логово — берлога.

Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл.

Глина — шерсть — дерево — пластмасса.

Двойка — тройка — пятёрка — единица.

Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха.

Салат — каша — борщ — запеканка.

Топор — лопата — пила — отвёртка.

Серьги — браслет — цепочка — кулон.

Храбрость — доброта — трудолюбие — честность.

Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло.

Клюв — перья — крылья — коготки.

Есть — спать — учиться — гулять.

Этап рефлексии:

Оценка ребенком своей работы смайликами (веселый, задумчивый, грустный).

Занятие 2

Тема: «Мы все разные».

Цель: Развитие мыслительных операций с помощью представлений об окружающем мире.


Задачи:

  • формирование умения осуществлять зрительный анализ фигуры: находить части целого; запоминать составляющие её части, воспроизводить её в тетради;

  • формирование умения понимать и обобщать смысл фразы;

  • закрепление умения осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения заданий, умения осуществлять самооценку своей деятельности.

Оборудование:

Ход занятия

1.Организаионный момент

Здравствуйте! Ребята давайте друг другу улыбнемся.

Беседа о стихотворении Расулом Гамзатовым «Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Вон человек, что скажешь ты о нем?

Ответил друг, плечами пожимая:

- Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?

- Вон человек, что скажешь ты о нем?-

Спросил я у товарища другого.

- Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?

Упражнение №1 «Рaзгадай слово»

Цель: развитие мыслительной операции синтеза при помощи нейропсихологического упражнения.

Ход упражнения: На доске вывешивается три слова на тему занятия, обучающимся нужно определить, какой буквы не хватает в слове, построить ее с помощью пальцев рук.

Друг - пропущена буква г, ребята показывают ее при помощи пальцев.

Человек пропущена буква л, ребята показывают ее при помощи пальев рук.

Животное - пропущена буква о, ребята показывают ее при помощи пальцев рук.

Реябята как вы думаете почему я вывела на слайд эти 3 слова, есть ли меду ними что-то общее?

2.Основная часть

Игра «Чем мы похожи»

Цель: Развитие мыслительной операции сравнения.

Ход игры: Передача игрушки по кругу, поиск сходствт себя и того кому передал игрушку, при том говорить «Я даю тебе эту игрушку, потому что мы с тобой похожи» ( назвать причину)

Вывод: всегда между двумя людьми можно найти что-то общее.

Упражнение №2 «Подбери признак»

Цель: Развитие мыслительной операции обощения и синтеза.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,

платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков, так же взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,

- У мамы платье, а у Тани … платьице.

- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.

- У мамы брюки, а у Тани … брючки.