Файл: Психологопедагогические условия развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования
на подготовку выпускной квалификационной работы
Утверждена приказом по НТГСПИ:
Решением кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования
от 05.06.2018 г., протокол № 9, выпускная квалификационная работа студента
признана завершенной и допущена к защите в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. | Протоколы диагностического исследования уровня развития мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. | Планы-конспекты занятий по развитию мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется совершенствованию процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,
в частности, детей с задержкой психического развития. Своевременное стимулирование интеллектуальной активности и оптимизация мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития качественно изменяют развитие познавательной сферы школьников и способствуют успешному усвоению знаний в процессе школьного обучения и социализации.
Обучение детей с задержкой психического развития чрезвычайно затруднено вследствие смешанного, осложненного характера их дефекта,
в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются
с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями познавательной сферы, двигательной и речевой недостаточностью.
В связи с особенностями познавательной деятельности и развития мышления дети с задержкой психического развития оказываются неспособными усваивать программу массовой школы за отведенное время. Г. М. Капустина, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина отмечают, что
у них обнаруживаются трудности при овладении навыками чтения, письма
и счета. М. В. Ипполитова обнаружила присутствие характерных ошибок
в решении простых арифметических задач. С. Г. Шевченко и Н. А. Никашина отметили более бедный, в сравнении с нормально развивающимися детьми, запас знаний об окружающем мире.
На сегодняшний день актуальным является вопрос об особенностях развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития, а также необходимость организации целенаправленной развивающей работы по формированию мыслительных операций у школьников данной категории.
Мыслительные операции это главная составляющая нашего интеллекта, но возникают и трудности в его развитии, которые интересуют ученых, а особенно то, как верно установить подход к интеллектуальному воспитанию. Разработкой этой проблемы занимались такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. З. Зак, А. А. Люблинская, А. В. Брушлинский, П. П. Блонский и многие другие. Особенно внимание уделено проблеме развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте мышление благодаря включению ребёнка в учебную деятельность, направленную на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную
перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь восприятия и памяти. Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в., когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении.
Дети с задержкой психического развития испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Осуществление вывода из двух посылок — еще мало доступно детям с задержкой психического развития. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. Итак, проблема развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития сегодня является актуальной, поскольку мыслительные операции у младших школьников с задержкой психического развития развиваются замедленно, не в соответствии с возрастной нормой, а распространенным примером преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа. В этих условиях недостаточно развиваются мыслительные операции такие, как анализ, синтез, обобщение, аналогия, конкретизация. Поэтому педагогу очень важно подбирать верные условия для развития мыслительных операций, с целью усвоения изучаемого материала.
Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развивать мыслительные операции у младших школьников с задержкой психического развития и с неумением педагога создавать условия для развития мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психиеского развития.переформулировать, педагога-заменить на педагога-психолога, неумение тоже заменить.
Проблема исследования связана с поиском психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития.
Темой выпускной квалификационной работы является «Психолого дефиспедагогические условия развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития».
Объект исследования: развитие мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития, разработать проект, направленный на развитие мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагаем, что психолого-педагогические условия развития мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития будет более успешным, если:
-
в процессе занятий использовать игры способствующие развитию мыслительных операций у младшего школьника с задежкой психического развития; -
в содержание занятий включать неропсихологические упражнения для развития мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
-
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности и охарактеризовать развитие мыслительных операций у младшего школьника с задержкой психического развития. -
Охарактеризовать развитие мыслительных операций у детей маладшего школьного возраста с задержкой психического развития. -
Дать характеристику психолого-педагогических условий развития мыслительных операци у младших школьников с задержко психического развития. -
Описать методики и результаты уровня развития мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития, проанализировать полученные результаты. -
Разработать проект деятельности педагога-психолога по развитию мыслительных операций у младших школьников с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-
теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, классификация, обобщение; -
эмпирические: изучение психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, проектирование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Горно-металлургическая средняя общеобразовательная школа, город Нижний Тагил.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержавшего 56 источников. Работа содержит 4 таблиц, 5 рисунков и приложение на 22 страницах. Общий объем 110 страниц.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Мыслительные операции у младших школьников с задержкой психического развития как психологический феномен
Мыслительные операции, представляют собой процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мыслительная деятельность младшего школьника является необходимым условием для активизации познавательных процессов и дальнейшей социализации.
Мыслительная деятельность играет главную роль в любой сфере деятельности человека. Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций. К ним относятся анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, аналогия.
Анализ - разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов и явлений.
Синтез объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.
Сравнение сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.
Обобщение объединение различных предметов/явлений в одну группу на основе общих признаков (на основе схожести).
Конкретизация наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами).
Аналогия перенос знаний об одном предмете или явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).
Данные операции незаменимы в процессе обучения, усвоения новых знаний. Многие из них используются человеком неосознанно и интуитивно. Однако для того, чтобы эффективно применять эти мыслительные операции, необходимо развивать и совершенствовать их уже с младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития мыслительных операций. Именно в этом возрасте мыслительная деятельность ребёнка претерпевает ряд существенных изменений, что связано с переходом на новую ступень развития – школьную.
С помощью мыслительных операций человек познает окружающую действительность, поэтому их развитие является немаловажным фактором становления всесторонне развитой личности. Недостаточная сформированность процессов познания, часто является одной из главных причин трудностей, которые возникают у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Существенное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности детей с данным нарушением, что выражается в несформированности таких мыслительных операций.
Младшим школьникам с задержкой психического развития свойственны депрессивность, неусидчивость, импульсивность, что связано с их нервнопсихическим состоянием. Кроме того, у них отмечается недостаточная познавательная активность. Они имеют выраженные трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Термин «задержка психического развития» был предложен Г . Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется недостаточным уровнем развития высших психических функций. Изучением данной проблемы занимались Н. Г. Поддубная, В. И. Лубовский, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер, Н. Ю. Борякова, Е. Н. Васильева, Г. Н. Ефремова и др.
Задержка психического развития определяется как особая сборная группа, включающая несколько клинических форм с разными проявлениями отклонений в развитии, отличающимися от олигофрении. В работах, проведённых под руководством М. С. Певзнер [48, с. 15], дан анализ психофизического инфантилизма, временной задержки психического развития и клинических форм задержки психического развития. М. С. Певзнер выделила четыре клинические формы психического и психофизического инфантилизма:
инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранённом интеллекте;
— инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
— инфантилизм, осложнённый церебро-астеническим синдромом;
— инфантилизм в сочетании с недоразвитием речи.
Автор отмечает, что ведущим симптомом при различных формах задержки психического развития является своеобразное недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей при первично сохраненном интеллекте [20, c. 72].
Более поздний вариант классификации задержки психического развития, предложенный К. С. Лебединской, отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность. На основе этиопатогенетического принципа были выделены четыре основных клинических типа задержки психического развития. Это задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения.
Рассмотрим задержку психического развития конституционального происхождения, она характеризуется незрелостью предпосылок интеллектуального развития. У таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.