Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.Концептуализм.Среднее между предыдущими двумя. Признавали универсалии как что-то живущее только в разуме, но при этом они основывались на реальном представлении о вещах.

6 типов государства.

Правильные:

1.Монархия(власть одного)

2.Аристократия(власть знати)

3.Демократия(власть народа)

Неправильные:

1.Тирания(власть тирана)

2.Олигархия(власть богачей)

3.Охлократия(власть толпы)

Проблема соотношения и разума:

должны ли мы обладать верой для того, чтобы с помощью разума познавать мир и Творца? Или же именно рациональное освоение мира приводит нас к вере?

Основные подходы:

1.Вера самодостаточна и не нуждается в обоснованиях.

2.Вера и разум дополняют друг друга

3.У веры и разума собственные истины.

8.Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.Натурфилософия Возрождения.

Философия эпохи возрождения (16 в).

Гуманизм.

Признание человека, как личности.Главная идея состоит в том, что человек понимается как самостоятельный источник творческих сил. Одной из особенностей гуманизма является критическое отношение к церкви и священнослужителям. Основные проблемы данного философского направления; утверждение нравственного идеала; воспитание человека; формирование человеческого самосознания.

Антропоцентризм.

Человек понимается как центр мироздания. Человек, как Бог, является творцом, он такое же творческое начало, как и Бог, а значит способен творить и преобразовывать мир, в чем заключается его высшее предназначение.Основные проблемы: воспитание человека и утверждение нравственного идеала, формирование чел. самосознания.

Натурфилософия.

Согласно Кузанцу, человек есть микрокосм, т.е. миниатюрное повторение всей природы, маленький мир. Человек стоит выше всех остальных творений Бога, за исключением ангелов, максимально приближен к Богу. Подобно богу, человек представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.

По Бруно, цель философии заключается в познании природы.

Еще в это время начинается о яростном развитии нумерологии, алхимии и тд, т.е все исследования и мировоззрения пропитаны некоторой магической составляющей


9.Научная революция 17в. и ее влияние на философию Нового времени.

Новое время(17 в.)

17 в. время научной революции и формирование науки,как отдельного вида духовной культуры.

Возникло опытно-математическое естествознание, произошла научная революция. Успехи в развитии науки вселяли определѐнный оптимизм во многие философские представления о познании, об истине и возможности еѐ достижения.

Влияние научной революции на философию:

1.Предпосылки формирования новой картины мира.

2.Появление нового способа познания природы -математического естествознания. Его суть состоит в математизации описания всех природных процессов.

Важнейшей характеристикой Новой эпохи стала секуляризация (освобождение от религии) общественного сознания. Источником истинного знания для рождающейся науки, а также для новой философии, был признан естественный человеческий разум.

Эмпиризм – источником познания является опыт.

Рационализм – источником знания является разум.

10.Проблема научного метода в эмпиризме(Ф.Бэкон) и рационализме(Р.Декарт).

Эмпиризм – источником познания является опыт.

Бэкон разделяет всю философию на 3 этапа:

1.Досократовский(изучение природы)

2.Сократовский(построение систем)

3.Древнеримский(прагматизм)

Бэкон считал,что до него методом познания была дедукция(от общего к частному).

Индукция- от частного к общему.

4 идола.

1)Идолы рода/племени-присущие человеческому роду вследствие ограниченности ума и чувств людей.

2)Идолы пещер-связанные с тем, что у каждого человека есть свой субъективный мир.

3)Идолы площади или рынка-связанные с неправильным употреблением слов.

3 вида слов:истинные,ничего не обозначающие и плохо образованные

4)Идолы театра-представления, некритически взятые людьми из разных философских систем.

Пути науки.

1.Путь паука/догматика-стремление к приумножению законов и правил.

2.Путь муравья/эмпирика-сбор фактов без анализа

3.Путь пчелы/ученого-сбор,анализ,систематизация и вывод.

Рационализм – источником знания является разум.

Метод дедукции (ход мысли от общего к частному).

Рациональный метод Декарта можно свести к двум положениям:

1) в познании нужно исходить из интуитивных ясных истин, т.е. в основе его должна лежать интеллектуальная интуиция, которая рождается посредством самого ума и не вызывает сомнения.


2)в познании нужно исходить из тех следствий, которые выводятся из этих интуитивных воззрений путем дедукции.

Дедукция – это процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений к их следствиям.

Именно мышление оказывается первой, исходной интеллектуальной интуицией, которая затем удостоверяет существование всего остального.

Новые методы истинны.

Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

Четвёртое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме себя. Декарт полагал, что только Бог достоин именоваться субстанцией в полном смысле этого слова.

Декарт – сторонник онтологического дуализма. Он утверждает существование в сотворенном мире двух «параллельных», независимых друг от друга субстанций:

1) мыслящая субстанция, дух, сознание

2)физический мир, материальная Вселенная


11.Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения.Философия Просвещения о природе человека и обществе.

Эпоха Просвещения (18 век).

Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.

Рационализм-идейно-теоретическое течение, возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, главенствующей чертой которого является всепроникающий разум.

Специфика этой эпохи состоит в том, что:

1.Просвещение полагает, что источником и критерием истинного знания является естественный разум индивида. Только в XVIII в. впервые можно с уверенностью говорить о формировании научного мировоззрения.

2.разумный человек ценен как активно действующий субъект. Он призван взять под контроль природу, а также все сферы человеческой деятельности: религию, общественное устройство, воспитание;

3.формируется убеждение, что история направляется не волей Божией, а самим человеком.

Вольтер, борясь против церкви, в то же время критически относится и к атеизму; он не отрицал существование Бога и часто упоминал о полезности религии. Ведь Бог является гарантией социального порядка и последним утешением бедных и обездоленных. Руссо утверждал, что научно-технический и культурный прогресс негативно влияют на изначально добрую человеческую природу. Руссо выдвинул идеал «благородного дикаря».

Дидро сравнивал человека с музыкальным инструментом: «Мы – инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет природа и которые часто издают звук сами по себе».В социальной философии интерес мыслителей Просвещения был сосредоточен на проблемах построения модели идеального общества справедливости и равенства. Красной нитью через все Просвещение проходит теория общественного договора в различных ее интерпретациях, которая предполагает, что люди частично откажутся от своей свободы и передадут управление государственной власти, чтобы получить или поддержать общественный порядок правовым путем.

12.И.Кант:философия как критическая деятельность разума.Теория познания Канта.Учение Канта об основном нравственном законе.


В творчестве Канта принято выделять два периода – докритический и критический.

К докритическому периоду,когда он занимался наукой.

К критическому периоду,когда он непосредственно занимался философией

Теория познания

Кант выделяет два положения:

а) наше познание не исчерпывается опытом

б) опытное, эмпирическое знание состоит не только из того, «что мы воспринимаем посредством впечатлений», но и из того, «что наша собственная познавательная способность дает от себя самой».

Кант выделяет два вида знания:

1) знание апостериори (посредством опыта)

2) знание априори (знание, полученное до опыта и независимо от него), которое независимо от опыта и даже от всех чувственных впечатлений.
Чувственность-результатом является многообразие ощущений.

Рассудок-это мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Разум-это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели и задачи.

Учение о нравственности.

Кант в своей философской системе проводит различие между понятиями теоретического и практического разума. Теоретический разум действует в сфере чистых идей и исключительно в рамках строгой необходимости. Под практическим разумом философ понимает область поведения человека в повседневной жизни, мир его нравственной деятельности и поступков.

Кант указывает на то, что в предшествующих этических теориях мораль выводилась из внешних по отношению к ней принципов: воли Бога, нравственных установок общества, различных эмпирических условий. Всѐ это Кант называет «гетерономией воли». Новизна же его подхода заключается в том, что практический разум детерминирует волю автономно. Автономия нравственности означает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов.

13.Этическое учение И.Канта.Категорический императив.

Исходным понятием этики Канта является автономная добрая воля.

Добрая воля – это предпосылка, основание выбора человека в сфере нравственности.

Практические принципы Кант делит на максимы и императивы.

Максимы – это личные, субъективные принципы поведения, то есть те соображения или мотивы, которые побуждают человека к действию, и относятся к конкретным индивидам.

Императив – это объективный принцип поведения, нравственный закон, значимый для всех.

Гипотетический императив