Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определяет волю при условии наличия определенных целей:например, «если хочешь преуспеть, потрудись научиться».

Категорический императив – это объективный, всеобщий, безусловный моральный закон, и исполнять его – долг каждого человека без исключения.

Поступать в соответствии с этими законами – долг человека и гарантия моральности его поступков.

14.Философская система и диалектический метод Гегеля.

Главный тезис, который выдвигает Гегель, – это тождество бытия и мышления.

Гегель создал всеобъемлющую философскую идеалистическую систему. В основе системы Гегеля лежат абсолют, абсолютный разум/дух/идея.

Гегель различает четыре вида бытия:

1.Объективное мышление, или Логика сама по себе. Мысль здесь дана с наибольшей очевидностью, в связи с чем этот вид бытия обладает наибольшей реальностью.

2.относится все то, в чем разумность и закономерность можно рассмотреть при некотором усилии – это действительность; действительность – бытие становящееся.

3.события и явления, где доминируют остатки хаоса, все неоправданное, нелогичное, подлежащее саморазрушению.

4.всецело хаотичен, лишен логики и ритма. Это бытие на самом деле не существует вовсе и является иллюзией.

Абсолютный дух, или разум, по Гегелю, проходит определенные ступени своего развития: это Логика, Природа, Дух.

На первом этапе логические категории, вытекая одна из другой, разворачиваются в систему и создают логический каркас мира.

На втором этапе происходит самоотчуждение духа в область природы.

На третьем этапе Абсолютная идея достигает своих наивысших реализаций в развитии, которые Гегель обозначает как субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Субъективный дух осуществляется в рамках жизни конкретного человека. В форме единичного сознания дух не приходит к полному самопознанию и свободе. Объективный дух реализуется в социальной сфере. Формы объективного духа: семья, общество, государство. Абсолютный дух – это высшее проявление духа. Его формами являются искусство, религия и философия.

Диалектический метод.

Три закона диалектики:

1) Единство и борьба противоположностей

Нельзя отрицать, не утверждая и наоборот. В этом законе по Гегелю находится источник движения и развития мира, человека и т.д.

Пример: свет\тьма, добро\зло, жизнь\смерть)


2) Закон перехода количественных изменений в качественные

Поначалу любое изменение происходит незаметно и большинство этого не замечает. 3) Закон «отрицание отрицания»

То же самое, что «тезис-антитезис-синтез» - в мире существуют противоположности, которых дает нечто новое, совмещающее качества противоположностей. Например: тезис – мужчина, антитезис – женщина, синтез – ребенок.

15.Социально-философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса.

В центре теории марксизма – концепция общественного развития. Маркс и Энгельс считали, что законы развития общества имеют такой же объективный характер, как законы природы. Задача философии состоит в раскрытии социально-экономических закономерностей, знание которых позволит людям овладеть своей материальной и общественной жизнью.

Ключом к пониманию закономерностей исторического развития для Маркса был диалектический метод Гегеля. Маркс отрицал идеалистический характер гегелевской диалектики, но он не отбросил еѐ, а переосмыслил с материалистической точки зрения.

В основе общественной жизни лежит материальное производство, главной характеристикой которого является способ производства. В соответствии с определенными типами способа производства были выделены следующие формы общественного устройства, которые получили название формаций: первобытнообщинная («племенную»), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.Считал,что рабовладельческая,феодальная и капиталистическая формации это борьба классов.Причиной этого стало частная собственность.

Способ производства представляет собой единство производительных сил (орудия труда, технологии, сырьѐ, капитал, люди с их способностью к труду) и складывающихся на их основе производственных отношений.

Свою историческую концепцию Маркс и Энгельс называли материалистическим пониманием истории. Центральной в ней является представление о том, вся совокупность политических и правовых отношений, духовной культуры и соответствующих им идей, и представлений, называемая надстройкой, полностью определяется способом производства, который составляет экономический базис общества.

Философия отчуждения.

1.Отчуждение от продуктов труда

2.Отчуждение трудовой деятельности

3.Отчуждени человеческой родовой сущности



4.Отчуждение других людей.

В таком обществе человек не имеет возможности получать удовлетворение от труда, который является принудительным, а не свободным; от общения, которое сводится к бессердечным товарно-денежным отношениям.

Причинами этих отчуждений является механизм капиталистического производства, основанного на буржуазной собственности, на эксплуатации одного класса другим.

Он считает,чтобы избавиться от отчуждения надо создать лучшее, справедливое общество, идеалом которого в марксизме выступает коммунистическое общество.

16.Философский иррационализм 19 века(А.Шопенгауэр,Ф.Ницше).

Шопенгауэр.

Философское учение Шопенгауэра противостоит рационалистической философии его знаменитого современника – Гегеля. По Шопенгауэру, основой мира и человека является, не Разум, не Дух, а бессознательная воля.

Воля бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, она присутствует везде - в живой и неживой природе, проявляется во всемирном тяготении, магнетизме, инстинктах животных, эмоциях людей.

Рассуждая о мире как представлении, Шопенгауэр утверждает, что мир сам по себе, вне нашего познания для нас ничто. Изначально мир бессознателен и хаотичен, но разум человека пытается организовать его и привнести порядок.

Его учение о человеке пессимистично, человеческое бытие наполнено страданиями, причиной которых становятся человеческие желания, вызванные волей. Удовлетворение одних желаний порождает другие желания и это процесс остановить невозможно: чем больше человек желает, тем больше он страдает.

Ницше.

Фридрих Ницше – в центре философии человек и культура, которую он создал. Он выступал против традиционных ценностей, однако при этом являлся критиком современного индустриального общества. Главная ценность классической культуры – Бог. Ницше был атеистом, он не только не верил в Бога, но и испытывал неприязнь по отношению к религиям. Он считает, что вера в Бога в современном мире не имеет никакого смысла. Ницше считает что человек познает мир, чтобы заручиться своей самоуверенностью, однако умение логически мыслить не означает, что с мир устроен логично и вообще может быть познан с помощью способностей человека.

17.Основные идеи русской философии второй половины 19в-начало 20в.

В российской философии XIX – нач. ХХ века формируются три направления:


1) религиозно-идеалистическое (берущее начало от славянофилов);

2) материалистическое (от западников - к марксизму)

3) русский космизм (представленный религиозным и естественнонаучным течениями).

Основные направления: анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин), позитивизм (П. Лавров), материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев), марксизм (Г. Плеханов, А. Богданов, В.И.Ленин). Отдельно от них развивалась философия в духовных академиях. Лидерами были Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой.

Другие основные представители русской философии.

Владимир Сергеевич Соловьев - первый оригинальный русский философ мирового масштаба. Знают его по фундаментальному учению о богочеловечестве. В основе лежит воссоединение православия и католичества. Принцип всеединства-связь Бога и мира, человеческого и божественного бытия. В онтологии Соловьева различают 3 вида бытия: явления, мир идей, абсолютное бытие; в гносеологии – соответственно 3 основных вида познания: опытное, разумное и мистическое. При этом опыт веры может и должен быть представлен на суд всегда критического философского разума. В этике философ выделял 3 типа нравственных отношений (чувств): стыд, жалость и благоговение. Стыд указывает на надприродный статус человека; жалость означает солидарность с живыми существами; благоговение – добровольное подчинение высшему, божественному началу. Заповедь любви, как основополагающая заповедь христианства, не связана с какою-нибудь отдельною добродетелью, а есть завершительное выражение всех основных требований нравственности.

Павел Иванович Новгородцев. Исключительное значение в философских воззрениях Новгородцева имело его учение о личности. Мыслитель последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаивая на том, что «проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственного сознания, в ее морали и религиозных потребностях». Также подверг философской критике различные типы утопического сознания. Он признавал необходимость «абсолютного общественного идеала», принципиально несводимого ни к какой социально-исторической эпохе, «ступени», «формации», что позволит избежать утопического соблазна, попыток практического осуществления мифологем «земного рая».

Николай Александрович Бердяев считается основателем русского экзистенциализма. В центре внимания - проблема существования человека. Так же одна из тем его творчества - тема России. Два начала – Бог и свобода – образуют два онтологических центра философии Бердяева. Происхождение свободы объявляется тайной, таинственны и ее отношения с Божественной свободой, с Логосом. Бердяев выделял 2 типа свободы: «свобода от» («царства природы») и «свобода для» (творческого прорыва к «царству духа»). Он посвятил значительную часть жизни таким идеям, как русская идея, русская душа, судьба России, культура и цивилизация, истоки и смысл русского коммунизма.


Сергей Николаевич Булгаков. Главное направление – софиология. Он трактовал Софию как «идеальную основу мира», Душу мира, Вечную Женственность, нетварный «вечный образ». Софиология Булгакова – это онтологическая система, развитая в традиции философии всеединства и восходящая своими корнями к платонизму. В ней предпринята попытка радикального – в рамках христианской парадигмы – обоснования онтологической реальности тварного мира, космоса как обладающего собственным смыслом, способностью к творческому развитию.

Павел Александрович Флоренский. Конкретная метафизика. Он критиковал философский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме (противоречивости) разума и бытия. Интересно учение Флоренского о языке, который всегда символичен, выражает «энергию» бытия.

Алексей Федорович Лосев. Продолжил философию Флоренского про язык. Слово, согласно философу, всегда выражает сущность вещи. Назвать вещь, дать ей имя, выделить ее из потока смутных явлений, преодолеть хаотическую текучесть жизни – значит сделать мир осмысленным. Поэтому весь мир есть не что иное, как имена и слова разных степеней напряженности. Поэтому «имя есть жизнь».

Космизм. Главное убеждение в том, что человечество сможет продлить свое существование только в том случае, если установит гармонические отношения со всем космосом. Метод достижения – переход к активной эволюции – человечество направляет развитие мира в соответствии с разумом и нравственностью. Идеи Федорова лежали в основе русского космизма. Также идеи космизма поддерживали Циолковский и Вернадский. Первый считал, что материя одушевлена и обмен атомами в космосе принуждает все разумные существа заботиться о мире. Второй же искал место человека не только на планете, но и в космосе.

Основные идеи: идея всеединства, идея незавершенности развития мира и человека, их негармоничное состояние; трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро и макрокосма; признание активности как необходимого атрибута человеческой природы; идея достижения духовного самосознания; вечность жизни; переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как царства Божьего.

18.Основные направления современной западной философии:экзистенциализм,прагматизм,позитивизм(неопозитивизм,постпозитивизм),герменевтика,феноменология,структурализм,постмодернистская философия.