Файл: 1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема истины в философии

Главная цель познания – получение истины. Первый вопрос в проблеме истины: можем ли мы получать при взаимодействии с окружающим миром такие знания, содержание которых бы не зависело ни от кого?

Второй вопрос: насколько наши знания об объективной реальности соответствуют этой самой реальности?

Истина и заблуждение

Заблуждение – непреднамеренные ошибки в процессе познания, происхождение которых можно объяснить неполнотой знаний, их ограниченностью на данном этапе развития познания.

Заблуждения неизбежны и является необходимым моментов в процессе познания и одной из возможных форм познания.

Следует отличать заблуждения ото лжи.

Ложь – преднамеренное искажение истины, возведение заведомо ошибочных представлений в ранг истинных, и связанная с этим передача ложного знания.

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; характеристика знания с точки зрения его соотношения, как с материальным миром, так и областью идеального.

Первый признак (свойство) истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительности опытом, практикой и независимость истинного знания от отдельных людей (например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг солнца)

Коммуникативные аспекты познания: познание – диалог – понимание

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Диалог – искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать.

(Можно упомянуть Сократа. В его практике диалог - основной метод нахождения истины. Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял повивальное искусство (майевтику) — искусство определять понятия посредством наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.)

Понимание - психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

26.Научное познание и его специфика.Методология и методы научного познания.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.


Наука-особый вид познавательной деятельности,направленной на выработку объективных,обоснованных,достоверных,системно организованных знаний о мире,о законах развития природы,общества и человека.

Специфика научного познания:

1.Объективность

2.Доказательность

3.Достижение истинного знания

4.Постижение сущность объекта и закономерностей его развития

5.Системность,упорядоченность знаний в форме закона,теорий,понятий.

Уровни научного познания:

1.Эмпирический-непосредственная направленность на объект,преобладание чувственного восприятия.

Целью является установление научного факта.

Средства получения знаний:

1.Наблюдение-это целенаправленный процесс восприятия объекта, находящегося в естественном состоянии.

2.Эксперимент-целенаправленное исследование явлений в контролируемых и управляемых условиях.

3.Сравнение-это сопоставление объектов с целью выявления сходств и различий между ними.

4.Описание-– фиксация в той или иной форме результатов наблюдения или эксперимента.

5.Измерение-это процесс соотнесения измеряемых величин с эталоном, образцом, принятым за единицу измерения.

Методы познания:

1.Индукция-способ рассуждения, который строится на основе обобщения частных посылок.

2.Анализ-разделение целостного предмета на составляющие.

3.Синтез-соединение отдельных частей в целое.

4.Аналогия-прием мышления, при котором на основе сходства объектов по ряду признаков выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях.

5.Систематизация

6.Классификация

2.Теоретический-преобладание рационального момента в виде таких форм мышление,как понятия,теории,законы,гипотезы.

Целью является формулирование научного закона.

Средства получение знаний:

1.Абстрагирование-рассмотрении в явлении существенных для исследования свойств.

2.Идеализация-это мысленное конструирование реально не существующих (идеальных) объектов.

3.Формализация-метод изучения некоторых объектов в формализованных системах с помощью искусственных языков.

4.Моделирование-это метод исследования, при котором объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому.

Методы познаний:

1.Дедукция-способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью выводится заключение частного характера.


2.Аксиоматизация

3.Математическое моделирование.

27.Наука и общество,наука как социальный институт.Наука и культура.

Наука-особый вид познавательной деятельности,направленной на выработку объективных,обоснованных,достоверных,системно организованных знаний о мире,о законах развития природы,общества и человека.

Современная философия науки изучает науку в трех основных аспектах: как научное познание, как социальный институт и часть культуры.

Основные функции науки в жизни общества:

1.Познавательная-состоит в том, что научные знания о мире служат развитию образования, культуры, экономики, технологий, интеллектуальному и духовному развитию человека.

2.Мировоззренческая функция-органично связанная с ее познавательной функцией, начала формироваться в Новое время, в эпоху индустриального общества, а в полной мере проявила себя в наши дни. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, выражающих отношение человека к миру и регулирующих его поведение.

3.Производственно-практическая функция .

В настоящее время, в условиях интенсивного роста наукоемких технологий, в условиях развития инновационной экономики, включения науки в экономику знаний, развитие науки приобретает все большую практическую направленность.

4.Социальная и культурная функции-Научные знания используются для решения самых разных социальных проблем. Ученые выступают в качестве экспертов при подготовке социальных, экономических программ, при решении глобальных проблем современности.

5.Прогностическая функция-состоит в разработке системы обоснованных, опирающихся на знание научных законов, предположений о вероятностном развитии объектов, относящихся к той или иной предметной области.

Наука как социальный институт.

Предпосылки возникновения науки как социального института.

1.Общественно-экономические(утверждение капитализма)

2.Социальные условия(перелом духовной культуры,подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления)

3.Определенный уровень развития самого знания(научная революция 17в.,в накопление эмпирических данных,подлежащих теоретическому обобщению)

4.Институциализация науки(создание Академий наук,открытие университетов,формирование научных сообществ)


Наука как социальный институт,или форма общественного сознания,представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями,числами научного сообщества,систему отношений,норм и ценностей.

Главной позитивной санкцией в социальном институте науки является признание коллег. Это высшая награда, в конечном итоге более значимая, чем материальное вознаграждение, так как научная деятельность результативна лишь тогда, когда признана коллегами.

Негативные санкции ожидают тех, кто допускает отклонения от принятых в науке норм. Например, сообщество может наказать ученого, присваивающего чужое авторство, выдающегося чужое произведение или изобретение за свое собственное. Это действие называется плагиатом (от лат. plagiatus – похищенный), а лицо, занимающееся плагиатом – плагиатором.

Научно-технический прогресс оказывает влияние на культуру в форме проникновения в нее техники. История культуры запечатлела вхождение в искусство разных видов техники.

Взаимодействие техники и искусства привело к появлению новых технических видов искусства, таких как художественная фотография, кино, телевидение. Научно-техническая революция вызвала к жизни такие виды творческой деятельности, как дизайн, способствовала появлению в архитектуре не только новых форм, но и использованию новых видов строительных материалов (стекла, пластика, алюминия взамен дерева, кирпича, мрамора).


28.Философские проблемы техники.Техника и ее роль в становлении человека и общества.Особенности современного научно-технологического развития.

Философия техники исследует феномен техники, сущность техники, место техники в культуре и в системе человеческой деятельности, исторические этапы и перспективы развития техники.

Основные задачи философии техники:

1.изучение сущности и природы техники и технологии; уточнение понятий техники и технологии;

2.изучение исторического развития техники и технологии; исследование технической реальности;

3. изучение влияния техники на человека, общество и культуру;

4.анализ технического знания, технических наук, их специфики и взаимосвязи с естественными науками и социально-гуманитарным знанием;

5.изучение влияния техники на природу и человека; поиски новой модели взаимодействия человека и природы;

6.изучение аксиологических и нравственных проблем техники.

Техника:

1.множество искусственных, предметных формаций (артефактов или предметных систем), ориентированных на пользу

2.множество человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы возникают

3.множество человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы используются.

Философские проблемы техники:

1.Глобальный характер научно-технического прогресса, его способность затрагивать всё население Земли.

2.Проблема неограниченного количественного роста техники.

3.Угроза всемирной катастрофы, связанная с развитием военной промышленности и необратимостью экологического кризиса.

4.Проблема гуманизации технологического роста, предотвращения его конфликта с процессом самоутверждения творческой личности.

Техника и её роль в становлении человека и общества.

В целом техника базис и продукт цивилизации, а то как она используется зависит от состояния культуры.

Эпохи развития техники:

1.Примитивная- примитивные, индивидуальные средства труда для охоты и рыбной ловли.

2.Аграрно-ремесленная.

3.Промышленная- появление машин.

4.Информационный этап в развитии общества.

Его особенности: